1.
Назовите
выдающихся русских лингвистов, краткая характеристика научной деятельности
которых дана ниже.
1) ……… - гениальный русский ученый-энциклопедист, поэт,
создатель первой научной грамматики «Русская грамматика».
2) ……… - морской офицер, врач, путешественник-этнограф,
писатель, автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
3) ……… - выдающийся ученый в области русской фонетики и
орфоэпии, создавший совместно с С.И. Ожеговым словарь-справочник «Русское
литературное произношение».
2.
Выпишите из
данных ниже предложений слова, которые состоят из одних и тех же звуков. Дайте
характеристику каждому звуку в любом из выписанных слов.
1)Ты румян, как маков цвет, 2) Князь для
белочки потом
Я, как смерть, и тощ, и бледен. Выстроил хрустальный
дом,
Караул к нему
приставил,
И притом дьяка
заставил
Строгий счет
орехам весть.
3.
Являются ли
слова сумрачный, мрак и морока
родственными? Ответ обоснуйте.
4.
Прочитайте
отрывки из сказки Л. Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес». Согласны ли Вы с объяснением значений слова
занятие и фразеологизма ему ума не занимать, которое дал Грифон?
Какое лексическое явление и с какой целью обыгрывает автор этого текста? Что на
самом деле обозначает фразеологизм ему
ума не занимать?
-
А долго у вас
шли занятия? – спросила Алиса.
-
Это зависело от
нас, - отвечал Как бы. – Как всё займем, так и кончим.
-
Займете! –
удивилась Алиса.
-
Занятия почему
так называются? – пояснил Грифон. - Потому что на занятиях мы у нашего учителя
ум занимаем… А как всё займем и ничего ему не оставим, тут же и кончим… В таких
случаях ещё говорят: «Ему ума не занимать».
5.
Выполните
морфемный и словообразовательный разбор слова перемещение.
6.
Слова лежебока, лауреат, юла (в значении
«непоседливый, вертлявый человек»), талант (в значении «талантливый человек») могут обозначать лиц и мужского, и
женского пола. Укажите, к какому роду относится каждое из этих существительных.
Выпишите из предложений словосочетания с этими словами, вставляя пропущенные
окончания.
1)
Мой сын –
настоящ…… юла, а племянник – так……
лежебока.
2)
Перед нами не
просто маленькая девочка, а велик…… талант, будущ…… лауреат международных конкурсов.
7.
Выделенные
словосочетания замените синонимичными сочетаниями двух существительных. Всегда ли такая замена возможна? Ответ
аргументируйте. Определите тип связи в
данных и синонимичных им словосочетаниях.
1) Учитель по призванию, Вера Васильевна испытывала к
своим ученикам материнские чувства.
2) Дирижер снова взмахнул палочкой - барабанная дробь замолкла.
3) Она была одета в красное шелковое платье.
4) Эта книга стала лебединой
песней автора.
8.
Найдите ошибки в употреблении
слов и
объясните их. Запишите исправленные варианты.
1)
Наш долг – взаимно помогать друг другу.
2)
Рекламная кампания проведена эффективно, но бесполезно.
3)
При пособничестве администрации города состоялось
празднование юбилея нашей школы.
9.
Напишите
сочинение-миниатюру: прокомментируйте высказывание, обосновав свою точку
зрения.
Как безгранична щедрость языка!
(Н.Флеров)
Ответы и система
баллов.
7-8 класс
1.
Задание
1) М.В. Ломоносов
2) В.И. Даль
3) Р.И. Аванесов
По 1 баллу за каждое
правильно указанное имя лингвиста,
всего – 3 балла
2.
[тощ] - [щот]
[т] - согласный, глухой парный [Д], твердый парный [Т’]
[о] – гласный, ударный
[щ] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный.
0, 5 балла – за найденные слова,
0,5 балла –
за каждый правильно охарактеризованный звук,
Всего – 2 балла.
3. Доказывая
родство, участники олимпиады должны обратить внимание на смысловые и
фонетические соответствия этимологически родственных слов.
Мрак – отсутствие света, тьма.
Морока – нечто путаное, непонятное, в чем
трудно разобраться.
Сумрачный – тускло освещенный, охваченный сумраком.
Мрак. Заимствовано из ст.-сл. яз., где мрак < mork (в результате развития неполногласия) с
той же основой, что и морока, меркнуть.
1 балл – за определение родства,
до 3 баллов – за доказательства,
всего – 4 балла.
4. В тексте обыграна омонимия глагола занять («взять на время, взаймы» и «заполнить
какой-либо промежуток времени, продлиться»). Создавая свой мотивационный
признак, не соответствующий общеязыковому, нарушая таким образом
«правила», автор актуализирует важные
для выражения идеи смыслы: подчеркивает необычность и непредсказуемость мира, в
который попала Алиса.
Ума
не занимать – хватает,
имеется в наличии.
1 балла – за
указание на омонимию,
До 3 баллов – за
объяснение стилистического приема, 1 балл – за объяснение фразеологизма.
Всего – 5 баллов.
5. пере-мещ-ений-э
переместить → перемещ-ений-э
По 1 баллу за
каждый разбор,
всего
– 2 балла
6. Лежебока
– слово общего рода;
лауреат, талант (в значении
«талантливый человек»)- слова мужского рода (имеют некоторые особенности
употребления в разговорной речи и книжных стилях);
юла (в значении «непоседливый, вертлявый
человек») – слово женского рода.
Настоящая юла, такой лежебока, великий
талант, будущий лауреат.
По 1 баллу – за каждую правильную характеристику
слова по родовой принадлежности,
по 0,5 баллов – за каждую правильную форму в
словосочетании,
Всего – 6 баллов.
7.
Материнские
чувства (свойственные матери, такие, как у матери) – синонимичная
замена невозможна, словосочетание чувства
матери имеет иное значение (мать - носитель состояния; испытываемые матерью);
барабанная
дробь – дробь барабана (-ов);
шелковое
платье – платье из шелка;
лебединая
песня – замена невозможна, т.к. словосочетание является фразеологизмом.
Связи в данных
словосочетаниях – согласование, в синонимичных – управление.
По 1 баллу – за каждое составленное словосочетание
или объяснение причин невозможности замены,
1 балл – за определение каждого типа подчинительной связи,
Всего – 6 баллов.
8.
Взаимно, друг другу – смысловая
избыточность,
эффективно
– смешение паронимов (нужно - эффектно),
пособничество
– слово имеет отрицательную оценочность и не может употребляться в позитивном
контексте (нужно – помощи, поддержке).
По 1 баллу – за объяснение
По 1 баллу – за правильные варианты,
Всего – 6 баллов
9.
При оценке
задания учитывается способность участников подобрать и интерпретировать
лингвистические факты с учетом доказываемого тезиса и умение построить текст
(логичность, композиционная стройность, грамотность).
До 15 баллов – за сочинение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий