четверг, 16 октября 2014 г.

Олимпиада по русскому языку 7-8 класс



1.                  Назовите выдающихся русских лингвистов, краткая характеристика научной деятельности которых дана ниже.
1)      ……… - гениальный русский ученый-энциклопедист, поэт, создатель первой научной грамматики «Русская грамматика».
2)      ……… - морской офицер, врач, путешественник-этнограф, писатель, автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
3)      ……… - выдающийся ученый в области русской фонетики и орфоэпии, создавший совместно с С.И. Ожеговым словарь-справочник «Русское литературное произношение».


2.                  Выпишите из данных ниже предложений слова, которые состоят из одних и тех же звуков. Дайте характеристику каждому звуку в любом из выписанных слов.
1)Ты румян, как маков цвет,                                 2) Князь для белочки потом
   Я, как смерть, и тощ, и бледен.                            Выстроил хрустальный дом,
Караул к нему приставил,
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
 

3.                  Являются ли слова сумрачный, мрак и морока родственными? Ответ обоснуйте.

4.                  Прочитайте отрывки из сказки Л. Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес». Согласны ли Вы с объяснением значений слова занятие и фразеологизма ему ума не занимать, которое дал Грифон? Какое лексическое явление и с какой целью обыгрывает автор этого текста? Что на самом деле обозначает фразеологизм ему ума не занимать?
-                   А долго у вас шли занятия? – спросила Алиса.
-                   Это зависело от нас, - отвечал Как бы. – Как всё займем, так и кончим.
-                   Займете! – удивилась Алиса.
-                   Занятия почему так называются? – пояснил Грифон. - Потому что на занятиях мы у нашего учителя ум занимаем… А как всё займем и ничего ему не оставим, тут же и кончим… В таких случаях ещё говорят: «Ему ума не занимать».

5.                  Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова перемещение.

6.                  Слова лежебока, лауреат, юла (в значении «непоседливый, вертлявый человек»), талант (в значении «талантливый человек»)  могут обозначать лиц и мужского, и женского пола. Укажите, к какому роду относится каждое из этих существительных. Выпишите из предложений словосочетания с этими словами, вставляя пропущенные окончания.
1)      Мой сын – настоящ……  юла, а племянник – так…… лежебока.
2)      Перед нами не просто маленькая девочка, а велик…… талант, будущ……  лауреат международных конкурсов.
7.                  Выделенные словосочетания замените синонимичными сочетаниями двух существительных.  Всегда ли такая замена возможна? Ответ аргументируйте.  Определите тип связи в данных и синонимичных им словосочетаниях.
1)      Учитель по призванию, Вера Васильевна испытывала к своим ученикам материнские чувства.
2)      Дирижер снова взмахнул палочкой - барабанная дробь замолкла.
3)      Она была одета в красное шелковое платье.
4)      Эта книга стала лебединой песней автора.

8.                  Найдите ошибки в употреблении слов и объясните их. Запишите исправленные варианты.
1)      Наш долг – взаимно помогать друг другу.
2)      Рекламная кампания проведена эффективно, но бесполезно.
3)      При пособничестве администрации города состоялось празднование юбилея нашей школы.

9.                  Напишите сочинение-миниатюру: прокомментируйте высказывание, обосновав свою точку зрения.
Как безгранична щедрость языка! (Н.Флеров)

Ответы и система баллов.
7-8 класс

1.                  Задание
1)      М.В. Ломоносов
2)      В.И. Даль
3)      Р.И. Аванесов
По 1 баллу за каждое правильно указанное имя лингвиста,
всего – 3 балла

2.                  [тощ] - [щот]
            [т] - согласный, глухой парный [Д], твердый парный [Т’]
            [о] – гласный, ударный
            [щ] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный.
0, 5 балла – за найденные слова,
 0,5 балла – за каждый правильно охарактеризованный звук,
Всего – 2 балла.

3.  Доказывая родство, участники олимпиады должны обратить внимание на смысловые и фонетические соответствия этимологически родственных слов.
Мрак – отсутствие света, тьма.
Морока – нечто путаное, непонятное, в чем трудно разобраться.
Сумрачный – тускло освещенный, охваченный сумраком.
Мрак. Заимствовано из ст.-сл. яз., где мрак < mork (в результате развития неполногласия) с той же основой, что и морока, меркнуть.
1 балл – за определение родства,
до 3 баллов – за доказательства,
всего – 4 балла.

4. В тексте обыграна омонимия глагола занятьвзять на время, взаймы» и «заполнить какой-либо промежуток времени, продлиться»). Создавая свой мотивационный признак, не соответствующий общеязыковому, нарушая таким образом «правила»,  автор актуализирует важные для выражения идеи смыслы: подчеркивает необычность и непредсказуемость мира, в который попала Алиса.
Ума не занимать – хватает, имеется в наличии.
1 балла – за указание на омонимию,
До 3 баллов – за объяснение стилистического приема, 1 балл – за объяснение фразеологизма.
Всего – 5 баллов.

5.       пере-мещ-ений-э
          переместить → перемещ-ений-э
По 1 баллу за каждый разбор,
всего – 2 балла

6.  Лежебока – слово общего рода;
лауреат, талант (в значении «талантливый человек»)- слова мужского рода (имеют некоторые особенности употребления в разговорной речи и книжных стилях);
 юла (в значении «непоседливый, вертлявый человек») – слово женского рода.
Настоящая юла, такой лежебока, великий талант, будущий лауреат.
По 1 баллу – за каждую правильную характеристику слова по родовой принадлежности,
по 0,5 баллов – за каждую правильную форму в словосочетании,
Всего – 6 баллов.
7.  Материнские чувства (свойственные матери, такие, как у матери) – синонимичная замена невозможна, словосочетание чувства матери имеет иное значение (мать - носитель состояния; испытываемые матерью);
барабанная дробь – дробь барабана (-ов);
шелковое платье – платье из шелка;
лебединая песня – замена невозможна, т.к. словосочетание является фразеологизмом.
Связи в данных словосочетаниях – согласование, в синонимичных – управление.
По 1 баллу – за каждое составленное словосочетание или объяснение причин невозможности замены,
1 балл – за определение каждого  типа подчинительной связи,
Всего – 6 баллов.
8. Взаимно, друг другу – смысловая избыточность,
   эффективно – смешение паронимов (нужно - эффектно),
   пособничество – слово имеет отрицательную оценочность и не может употребляться в позитивном контексте (нужно – помощи, поддержке).
По 1 баллу – за объяснение
По 1 баллу – за правильные варианты,
Всего – 6 баллов
9. При оценке задания учитывается способность участников подобрать и интерпретировать лингвистические факты с учетом доказываемого тезиса и умение построить текст (логичность, композиционная стройность, грамотность).
                                                      До 15 баллов – за сочинение.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий