Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14
|
(1) В тот
памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола
красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной.
(2)
К этому дню Неля выучила новую музыкальную пьесу – бравурную и торжественную,
подобную маршам, какими встречают победителей сражений. (3) А Колька появился
на пороге с облупившимся на солнце носом и со старым, тоже облупившимся
чемоданчиком.
(4)
Неля кинулась к своему круглому вертящемуся стулу без спинки, откинула
блестящую крышку пианино – и грянул марш. (5) Но она не сумела доиграть до
конца...
– (6) Где моя Черная Спинка? – вскрикнул Колька,
заглушая пианино. (7) Черной Спинкой он называл раненую чайку, которую нашел
прошлым летом на озере, возле лагеря, и всю зиму лечил.
–
(8) Она... была на кухне, – ответил отец и двинулся навстречу Кольке с
распростертыми объятиями. – (9) Здравствуй!..
(10) Колька увернулся от его рук, бросил свой
чемоданчик на тахту и выскочил из комнаты. (11) Все трое – отец, Елена
Станиславовна и Неля, – переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.
(12)
В кухне на окне стояла пустая клетка... (13) Эту клетку Колька построил давно с
маминой помощью, и она бы, наверно, вполне подошла даже для ширококрылого
горного орла, а не только для скромной чайки. (14) Внутри клетки в горшочке с
землей рос куст, чтобы птица, если бы она не была речной чайкой, могла присесть
на него и вспомнить свой родной лес. (15) Сейчас листики на кусте свернулись в
сухие трубочки: их, видно, давно уже никто не поливал.
(16)
Дверца клетки, которую вполне можно было бы назвать дверью, была открыта. (17)
В пустой банке из-под консервов валялось несколько желтых зерен...
– (18) Вы давали ей рыбу? – тихо спросил
Колька.
– (19) Нет... у нас не было времени возиться с
рыбой, – ответил отец. – (20) А вот зерна...
(21) Колька боялся задать главный вопрос, оттягивая его…
–
(22) Но ведь тут, на кухне, темно и жарко... и пахнет газом. (23) Зачем же вы
ее сюда?..
–
(24) Ты знаешь, Николай (отец в серьезные минуты всегда называл его так –
Николаем), ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она занималась с
утра до вечера, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала. (25) Ну, в общем, мешала ей...
– (26) Черная Спинка, значит, тебе очень мешала? – все
так же тихо, избегая еще главного вопроса, спросил Колька у Нели.
–
(27) Да, мешала! – звонко, дребезжащим от надвигавшегося плача голосом ответила
девочка.
–
(28) Недаром тебя в школе называют Писклей!
(29) Ещё бы… (30) Ведь я твоя сестра!
–
(31) А ты мне не сестра… – выпалил Колька.
(32) До сих пор Елена Станиславовна молчала. (33) В
глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колькиной
просьбе и должна была внимательно следить за больной птицей. (34) Она даже готова была вслух признать свою
вину.(35) Но последняя фраза мигом изменила все её намерения.
–
(36) Как ты можешь так, Коля? (37) Неля видит в тебе своего брата, она так
готовилась к твоему приезду… (38) И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей
заниматься.
– (39) Где же она сейчас? – тихо спросил Колька, не
слыша ничего, кроме того, что касалось его любимой птицы. (40)
Елена Станиславовна опустила голову.
– (41) Она сдохла, – набравшись мужества, ответил
отец. (42) Колька качнулся... (43) Его поразило и то, что не стало любимой
птицы, для которой он привез из лагеря целую банку мальков, и то, что отец
сказал о ее смерти вот так прямо и грубо.
–
(44) Она умерла... а не сдохла. (45) Умерла из-за вас! – крикнул Колька, сам
еле сдерживая слезы. (46) Он схватил свою огромную клетку и, неловко волоча ее
впереди себя, спотыкаясь, побежал во двор...
– (47) Ничего не понимаю, – медленно произнесла Елена
Станиславовна. – (48) Мы его так встретили... (49) Неля марш приготовила. (50)
Подумаешь, птицы!..
(По А.Алексину)
Анатолий Георгиевич Алексин – русский прозаик, драматург. Автор повестей
«Саша и Шура», «Необычные похождения Севы Котлова», «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», в которых
изображаются столкновения детей и подростков с миром взрослых.
Ответами к заданиям 2–14 являются число,
последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать
в поле ответа в тексте работы.
|
2
|
1) В этот
день родные люди устроили мальчику торжественный приём, праздник.
2) В этот
день Кольке подарили красивую клетку для птицы.
3) В этот
день Неля впервые назвала Кольку братом.
4) В этот
день Колька узнал, что его любимая чайка умерла.
Ответ:
___________________________
3
|
1) эпитет
2)
просторечное слово
3)
олицетворение
4)
фразеологизм
Ответ:
___________________________
4
|
Ответ:
___________________________
5
|
Ответ:
___________________________
6
|
Ответ:
___________________________
7
|
Ответ: ___________________________
8
|
Ответ:
___________________________
9
|
Ответ: ___________________________
10
|
Но ведь тут,1 на кухне,2
темно и жарко… и пахнет газом. Ну,3 в общем,4 мешала ей.
Подумаешь,5 птицы!
Ответ:
___________________________
11
|
Ответ:
___________________________
12
|
Эту клетку
Колька построил очень давно с маминой помощью,1 и она бы,2
наверно,3 вполне подошла даже для ширококрылого горного орла,4
а не только для скромной чайки…
Ответ:
___________________________
13
|
Ответ:
___________________________
14
|
Ответ:
___________________________
Ключ
За верное выполнение заданий части 2 диагностической
работы ученик получает по одному баллу
за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется
ноль баллов.
Номер задания
|
Правильный ответ
|
2
|
4
|
3
|
2
|
4
|
избегая
|
5
|
сдерживая
|
6
|
заниматься
|
7
|
с
помощью мамы
|
8
|
она не
сумела доиграть
|
9
|
4
|
10
|
3,4
|
11
|
1
|
12
|
1
|
13
|
33
|
14
|
15
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий