Типы введений к школьному сочинению
Недопустимо начинать сочинение без введения, например, так: «В этом романе Татьяна является его идеалом».
Как минимум три вопроса возникают у проверяющих: в каком романе и кто
его автор? кто такая Татьяна? чьим идеалом она является? Не пытайтесь
оправдаться тем, что всем, дескать, хорошо известно: Татьяна — героиня
романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и зачем это повторять? Повтор
продиктован законами жанра. Сочинение без вводной части — заведомо слабое, «троечное».
Начать — едва ли не самое сложное. Существует довольно разнообразный набор вариантов введения к сочинению. Познакомимся с ними поближе.
1. Историческое введение —
характеристика соответствующей эпохи, общественно-политической
ситуации в стране и состояния культурной жизни на определенный отрезок
времени. Например, эпоха, когда сформировался Пушкин, — подъем
национально-освободительного движения, вызванный победоносным
завершением Отечественной войны 1812-го года, надежды на либеральные
преобразования сверху, разочарование в них, возникновение первых тайных
обществ, восстание декабристов. Лермонтов — «поэт совсем другой эпохи» —
эпохи «нравственного душегубства», наступившей после разгрома
декабристского восстания, когда беспощадно подавлялись все проявления
свободомыслия, когда Россия была «впугана в
раздумье», когда появилось еще больше «лишних людей», «умных
ненужностей», не знающих, куда приложить «необъятные силы» своей души.
Время создания «Отцов и детей», «Войны и мира» — после крестьянской
реформы 1861-го года, борьба между дворянами-либералами и
демократами-разночинцами. Словом, исторический фон, предваряющий
собственно литературную часть, бывает необходим достаточно часто.
2. Аналитическое введение. Оно
одно из наиболее удачных и «спасительных» в том случае, если запас
исторической информации слабоват. Суть его сводится к анализу
центрального понятия темы сочинения, которое необходимо точно
определить. Например, что за «добрые чувства» «пробуждал» в людях
Пушкин? Как вы понимаете одиночество? (в основной части следует
рассмотрение темы одиночества в лирике Лермонтова). Что такое любовь?
Природа? и т. д. Тема может включать и литературоведческий термин
(композиция, лирические отступления, поэма), нуждающийся в объяснении.Возможен
аналитический элемент и в основной части. Например, начать строить
свои рассуждения по теме «Чичиков — «рыцарь копейки» целесообразно с
обращения к слову «рыцарь» в его расхожем пониманием — благородный,
честный человек, храбрый воин, преданный Отчизне и даме сердца. Чичиков —
тоже по-своему «рыцарь», только буржуазной «выделки». Оннастойчиво
и последовательно приумножает свой капитал, скрывая за внешней
опрятностью внутреннюю нечистоплотность. И дама сердца у него тоже есть —
это копейка. Смешно? Ничуть. Она ведь рубль бережет…
3. Биографическое введение. Предположим,
что вы остановились на теме «Любовь и дружба в лирике А. С. Пушкина».
Историческое введение здесь не вполне уместно; анализировать понятия
любви и дружбы, конечно, возможно, но обычно вместо анализа звучат общие
слова. А вот не вспомнить о лицейском братстве», о Наталье Николаевне,
кажется, нельзя. Неблагоприятным стечением биографических факторов
(ранняя смерть матери, разлука с отцом, тяжелый характер, неразделенные
любовные увлечения) объясняется и доминирующая в лирике М.Ю.Лермонтова
тема одиночества — еще одна возможная тема сочинения.
4. Сравнительное введение. С
его помощью вы воссоздаете литературный контекст, предшествующий
созданию интересующего вас произведения. Если, например, тема,
посвященная вольнолюбивой лирике Пушкина, звучит так: «…Вслед Радищеву
восславил я свободу», будет вполне логично ответить на следующие
вопросы: кто такой Радищев? как называется его главное произведение?
каковы заслуги писателя перед русской литературой? Исходя из того, что и
у Радищева, и у Пушкина имеется ода с одинаковым названием —
«Вольность», можно приступить к работе над основной частью сочинения,
выявляя общее и различное в позициях двух авторов.
5. Введение — характеристика произведения или творчества писателя/поэта в целом. Это самый удачный тип введения при работе
над сочинением, предполагающим анализ образа литературного героя или
сопоставительный анализ нескольких образов. Необходимо дать сжатое
представление о личности и творческой манере того или иного художника, о
масштабе его творческого наследия, о жанрах, в каких он работал. После этого перейти к главному произведению автора, его месту в русской литературе, его новизне и значимости.
6. Лирическое введение, увязывающее
тему сочинения с вашим личным жизненным и духовным опытом. Можно
рассказать о том, какое влияние оказали на вас личность писателя/поэта и
его творчество.
7. Можно начать сочинение и со своеобразной переклички с современностью
(«В наше время, когда… особенно большую роль играет…»). Однако такое
введение нередко уводит далеко от темы, либо получается эмоционально
невыдержанным, что неизбежно отрицательно сказывается на качестве всей работы.
8. Полемическое введение в форме примерно такого фрагмента: «Пушкин — великий русский поэт», «Лермонтов
— замечательный художник», «Гоголь — гениальный сатирик…». Как часто
мне приходилось слышать подобные фразы и как они, честно говоря,
надоели, потому что ничего не выражают. Вместо живых авторов —
памятники, вместо произведений — анализ. Но ведь и в творчестве
названных «великих» встречаются произведения слабые, неудачные
(особенно ранние, подражательные).
Я не отрицаю того, что Пушкин, Лермонтов и Гоголь
— гордость нашей литературы, но меня возмущает стремление «выпрямить»
их творчество и умолчать о некоторых сторонах жизни. Если уж знать — то
все! Думаете, я буду после этого меньше любить того же Пушкина?
Неправда! Наоборот, я пойму его глубже, полюблю еще больше — такого,
какой он был — и с достоинствами, и с недостатками. И
все же каждого писателя оценивают не по неудачам, а по тем вершинам,
которых он достиг в творчестве. У…, например, такой вершиной является…
На нем я и хочу остановиться подробнее.
9. Наконец, если вы совсем растеряны, все забыли (поверьте — так только кажется) — излейте на бумагу «поток сознания»,
т. е. пишите о том, где вы, что видите вокруг, зачем вы здесь, о своих
ощущениях, словом, о чем сочтете нужным. Незаметно вы втянетесь в работу
и уверенность в своих силах вернется. Примерный образец:
Сегодня…
(такое-то число, месяц, год). Большая аудитория. Знакомых почти не
видно, в основном, ребята, которых я не знаю. У меня последний экзамен,
которого я. честно говоря, больше всего боюсь. — сочинение. Вроде бы
готовилась (-лся), но все равно страшно. Шпаргалку сделал(-а). но вряд
ли вытащу — боюсь
еще больше. Руки немножко дрожат, тоже, должно быть, от волнения. Дома
мама, наверное, с ума сходит. Ну ладно, хватит ныть — этим делу не
поможешь, только время потеряешь. Возьму-ка лучше себя в руки. Так, четыре темы… какая из них моя? Ага, вот эта. Попробуем…
10. Разумеется, возможны (и даже неизбежны) комбинированные (смешанные) варианты введений — историческое с элементами биографического, аналитическое с лирическим и т. д.
С сайта "Стать грамотным"
Комментариев нет:
Отправить комментарий