воскресенье, 26 октября 2014 г.

К выпускному сочинению 11 класса.Введение

Типы введений к школьному сочинению
Недопустимо  начинать сочинение без введения, например, так: «В этом романе Татьяна является его идеалом». Как минимум три вопроса возникают у проверяющих: в каком романе и кто его автор? кто такая Татьяна? чьим идеалом она является? Не пытай­тесь оправдаться тем, что всем, дескать, хорошо известно: Тать­яна — героиня романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и зачем это повторять? Повтор продиктован законами жанра. Сочинение без  вводной части —  заведомо слабое, «троечное».
Введение и заключение в совокупности своей составляют около 1/3 общего объема всего сочинения, который, как известно, в среднем исчисляется 6-8 страницами (соответственно 3-4 листа­ми) стандартной тетрадной бумаги в линейку.  При этом условии введение   не должно превышать  одной-полутора   страниц, как и заключение.

Начать — едва ли не самое сложное. Существует довольно разнообразный набор вариантов введения к сочинению. Познако­мимся   с   ними поближе.
1.    Историческое введение — характеристика соответствую­щей эпохи, общественно-политической ситуации в стране и состо­яния культурной жизни на определенный отрезок времени. На­пример, эпоха, когда сформировался Пушкин, — подъем нацио­нально-освободительного движения, вызванный победоносным за­вершением Отечественной войны 1812-го года, надежды на либе­ральные преобразования сверху, разочарование в них, возникно­вение первых тайных обществ, восстание декабристов. Лермонтов — «поэт совсем другой эпохи» — эпохи «нравственного душегуб­ства», наступившей после разгрома декабристского восстания, когда беспощадно подавлялись все проявления свободомыслия, когда Россия была «впугана в раздумье», когда появилось еще больше «лишних людей», «умных ненужностей», не знающих, куда приложить «необъятные силы» своей души. Время создания «От­цов и детей», «Войны и мира» — после крестьянской реформы 1861-го года, борьба между дворянами-либералами и демократами-разночинцами. Словом, исторический фон, предваряющий собствен­но литературную часть, бывает необходим достаточно часто.
2.  Аналитическое введение. Оно одно из наиболее удачных и «спасительных» в том случае, если запас исторической информа­ции слабоват. Суть его сводится к анализу центрального понятия темы сочинения, которое необходимо точно определить. Напри­мер, что за «добрые чувства» «пробуждал» в людях Пушкин? Как вы понимаете одиночество? (в основной части следует рассмотре­ние темы одиночества в лирике Лермонтова). Что такое любовь? Природа? и т. д. Тема может включать и литературоведческий термин (композиция, лирические отступления, поэма), нуждаю­щийся в объяснении.Возможен аналитический элемент и в основной части. Напри­мер, начать строить свои рассуждения по теме «Чичиков — «ры­царь копейки» целесообразно с обращения к слову «рыцарь» в его расхожем пониманием — благородный, честный человек, храбрый воин, преданный Отчизне и даме сердца. Чичиков — тоже   по-своему   «рыцарь»,   только   буржуазной   «выделки».   Оннастойчиво и последовательно приумножает свой капитал, скры­вая за внешней опрятностью внутреннюю нечистоплотность. И дама сердца у него тоже есть — это копейка. Смешно? Ничуть. Она ведь рубль бережет…
3. Биографическое введение. Предположим, что вы останови­лись на теме «Любовь и дружба в лирике А. С. Пушкина». Ис­торическое введение здесь не вполне уместно; анализировать понятия любви и дружбы, конечно, возможно, но обычно вместо анализа звучат общие слова. А вот не вспомнить о лицейском братстве», о Наталье Николаевне, кажется, нельзя. Неблагопри­ятным стечением биографических факторов (ранняя смерть мате­ри, разлука с отцом, тяжелый характер, неразделенные любо­вные увлечения) объясняется и доминирующая в лирике М.Ю.Лермонтова тема одиночества — еще одна возможная тема сочинения.
4. Сравнительное введение. С его помощью вы воссоздаете литературный контекст, предшествующий созданию интересую­щего вас произведения. Если, например, тема, посвященная во­льнолюбивой лирике Пушкина, звучит так: «…Вслед Радищеву вос­славил я свободу», будет вполне логично ответить на следующие вопросы: кто такой Радищев? как называется его главное произ­ведение? каковы заслуги писателя перед русской литературой? Исходя из того, что и у Радищева, и у Пушкина имеется ода с одинаковым названием — «Вольность», можно приступить к ра­боте над основной частью сочинения, выявляя общее и различное в   позициях двух авторов.
5.  Введение — характеристика произведения или творчества писателя/поэта   в   целом.   Это   самый   удачный   тип   введения   при работе над сочинением, предполагающим анализ образа литера­турного героя или сопоставительный анализ нескольких образов. Необходимо дать сжатое представление о личности и творческой манере того или иного художника, о масштабе его творческого наследия, о жанрах, в каких он работал. После этого перейти к главному произведению автора, его месту в русской литературе, его новизне и значимости.
6.   Лирическое введение, увязывающее тему сочинения с ва­шим личным жизненным и духовным опытом. Можно рассказать о том, какое влияние оказали на вас личность писателя/поэта и его творчество.
7.   Можно начать сочинение и со своеобразной переклички с современностью («В наше время, когда… особенно большую роль играет…»). Однако такое введение нередко уводит далеко от темы, либо получается эмоционально невыдержанным, что неизбежно отрицательно сказывается на   качестве всей работы.
8.   Полемическое введение в форме примерно такого фраг­мента: «Пушкин — великий русский поэт», «Лермонтов — замеча­тельный художник», «Гоголь — гениальный сатирик…». Как часто мне приходилось слышать подобные фразы и как они, честно говоря, надоели, потому что ничего не выражают. Вместо живых авторов — памятники, вместо произведений — анализ. Но ведь и в творчестве названных «великих» встречаются произведения сла­бые, неудачные (особенно ранние, подражательные).
Я не отри­цаю того, что Пушкин, Лермонтов и Гоголь — гордость нашей литературы, но меня возмущает стремление «выпрямить» их твор­чество и умолчать о некоторых сторонах жизни. Если уж знать — то все! Думаете, я буду после этого меньше любить того же Пушкина? Неправда! Наоборот, я пойму его глубже, полюблю еще больше — такого, какой он был — и с достоинствами, и с недостатками. И все же каждого писателя оценивают не по неудачам, а по тем вершинам, которых он достиг в творчестве. У…, например, такой вершиной является… На нем я и хочу остановиться подроб­нее.
9. Наконец, если вы совсем растеряны, все забыли (поверьте —  так только кажется) — излейте на бумагу «поток сознания», т. е. пишите о том, где вы, что видите вокруг, зачем вы здесь, о своих ощущениях, словом, о чем сочтете нужным. Незаметно вы втянетесь в работу и уверенность в своих силах вернется. Примерный образец:
Сегодня… (такое-то число, месяц, год). Большая аудитория. Знакомых почти не видно, в основном, ребята, которых я не знаю. У меня последний экзамен, которого я. честно говоря, больше всего боюсь. — сочинение. Вроде бы готовилась (-лся), но все равно страшно. Шпаргалку сделал(-а). но вряд ли вытащу —  боюсь еще больше. Руки немножко дрожат, тоже, должно быть, от волнения. Дома мама, наверное, с ума сходит. Ну ладно, хватит ныть — этим делу не поможешь, только время потеряешь. Возьму-ка лучше себя в руки.   Так, четыре темы… какая из них моя?   Ага,   вот   эта.   Попробуем…
10. Разумеется, возможны (и даже неизбежны) комбинирован­ные (смешанные) варианты введений — историческое с элемен­тами биографического, аналитическое с лирическим и т. д.
С сайта "Стать грамотным"

Комментариев нет:

Отправить комментарий