Наверное, трудно найти человека, которому хотя бы раз в жизни не приходилось трудиться над сочинением
— не важно, когда и где. Между тем, хорошо известно, что этот вид
работы не пользуется особой популярностью у старшеклассников: на вопрос
«любите ли вы писать сочинение?» в аудитории из 50-60-ти человек едва ли подымется десяток рук. Зато на другой вопрос: «Любите ли вы сочинять?»
откликнутся охотнее — «нелюбители» могут даже остаться в меньшинстве. В
чем тут дело? Однозначно ответить сложно. И все же на одну причину
укажем: в школах не уделяется еще должного внимания работе со словом. В
результате процент сочинений, написанных дома для школы, неизбежно
выше собственно школьных сочинений, написанных в классном кабинете.
Напомним — успех работы над сочинением во многом зависит от верного понимания темы, понимания того, что от вас требуется. Это поможет избежать самой неприятной оценки — «сочинение не по теме». Нелепо считать, что если тема — «про Гоголя», то писать все равно что, или при любой формулировке темы
по пьесе М. Горького «На дне» писать можно о противопоставлении Сатина
и Луки. Чтобы избежать этой досадной невнимательности, нужно
задуматься о каждом слове, входящем в тему. Подобное размышление сразу
ограничивает круг проблем, помогает выбрать форму, подсказывает выбор материала: что непосредственно относится к теме, а что лишь косвенно затрагивает ее.
Непосредственно с выбором темы связан выбор жанра (формы) сочинения. Самый распространенный — сочинение-рассуждение в форме литературно-критической статьи. Он не единственно возможный. Назовем некоторые другие:
- воображаемый диалог автора сочинения с писателем или литературным героем, или, наоборот, обращение героя к читателям книги,
- письмо другу или подруге с впечатлениями о прочитанной книге,
- диалог-спор с воображаемым собеседником,
- листок из дневника; рассказ книги о своей судьбе,
- интервью с развернутой экспозицией,
- стихотворная форма и др.
Однако не следует забывать о главном: о том, что ваше сочинение должно быть прежде всего доказательным рассуждением на заданную тему. В рамках же вышеназванных жанровых форм сделать это гораздо труднее.
Если
все-таки ваш выбор остановился на одной из них, то стремитесь строго
придерживаться единого стиля, без смешения нескольких, иначе написанное
будет резать слух: с одной стороны — «Знаешь, как здорово описан Базаров!», с другой — «Образ Базарова олицетворяет идейные искания разночинной молодежи».
С сайта "Стать грамотным"
Комментариев нет:
Отправить комментарий