воскресенье, 26 октября 2014 г.

К выпускному сочинению 11 класса.Выбираем тему и жанр

Наверное, трудно найти человека, которому хотя бы раз в жизни не приходилось трудиться над сочинением — не важно, когда и где. Между тем, хорошо известно, что этот вид работы не пользуется особой популярностью у старшеклассников: на вопрос «любите ли вы писать сочинение?» в аудитории из 50-60-ти человек едва ли подымется десяток рук. Зато на другой во­прос: «Любите ли вы сочинять?» откликнутся охотнее — «нелюбители» могут даже остаться в меньшинстве. В чем тут дело? Однозначно ответить сложно. И все же на одну причину укажем: в школах не уделяется еще должного внимания работе со сло­вом. В результате процент сочинений, написанных дома для шко­лы, неизбежно выше собственно школьных сочинений, написанных в классном кабинете.
 Напомним — успех работы над сочинением во многом зависит от верного понимания темы, понимания того, что от вас требу­ется. Это поможет избежать самой неприятной оценки — «сочи­нение не по теме». Нелепо считать, что если тема — «про Го­голя», то писать все равно что, или при любой формулировке темы по пьесе М. Горького «На дне» писать можно о противо­поставлении Сатина и Луки. Чтобы избежать этой досадной невни­мательности, нужно задуматься о каждом слове, входящем в тему. Подобное размышление сразу ограничива­ет круг проблем, помогает выбрать форму, подсказывает выбор материала: что непосредственно относится к теме, а что лишь косвенно затрагивает ее.
Непосредственно с выбором темы связан выбор жанра (фор­мы) сочинения. Самый распространенный — сочинение-рассужде­ние в форме литературно-критической статьи. Он не единственно возможный. Назовем некоторые другие:
  • воображаемый диалог автора сочинения с писателем или литературным героем, или, наоборот, обращение героя к читателям книги, 
  • письмо другу или подруге с впечатлениями о прочитанной книге,  
  • диалог-спор с воображаемым собеседником,  
  • листок из дневника; рассказ книги о своей судьбе,  
  • интервью с развернутой экспозицией,  
  • стихотвор­ная форма и др.
Однако не следует забывать о главном: о том, что ваше со­чинение должно быть прежде всего доказательным рассуждени­ем на заданную тему. В рамках же вышеназванных жанровых форм сделать это гораздо труднее.
Если все-таки ваш выбор остановился на одной из них, то стремитесь строго придерживаться единого стиля, без смешения нескольких, иначе написанное будет резать слух: с одной сторо­ны — «Знаешь, как здорово описан Базаров!», с другой — «Об­раз Базарова олицетворяет идейные искания разночинной молоде­жи».
С сайта "Стать грамотным"

Комментариев нет:

Отправить комментарий