Сочинение: следим за стилем!
Мало кто из авторов школьных сочинений
может с гордостью сказать: «Язык мой – друг мой». Горький парадокс
наших дней: иностранному языку начинают учить едва ли не раньше, чем
родному. И что в итоге? Космополитизм, да и только! «Раскусить» неграмотность своего подопечного для опытного педагога большого труда не составляет.
Подлинным «бичом» школьных сочинений с полным основанием считаются РЕЧЕВЫЕ, ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ошибки. Среди них выделим несколько условных групп:
- употребление слова в несвойственном ему значении: «человек, ВЕРУЮЩИЙ только в себя»; «жизнь ее ПРОТЕКАЛА в произведениях», «ОБЛИЧИЕ существенных порядков», «СКУДНЫЙ человек», «ВИДОИЗМЕНЕННАЯ любовь», «Базаров не был ГОНЩИКОМ за дамами», «любовь — понятие РАСТЯЖИМОЕ», «поэзия Есенина НАСТОЯНА на любви к Родине», «под РУКОВОДСТВОМ иностранных учителей»;
- слово или выражение носит иную стилистическую окраску, чем та, что преобладает в тексте: «Чичиков вылезает в «ШИШКИ», «народ был ПРИШИБЛЕННЫМ и угнетенным», «Одинцова ВЫШЛА ИЗ ИГРЫ» «Пушкин много РАЗГЛАГОЛЬСТВУЕТ насчет женских прелестей», «нельзя ЗАЦИКЛИВАТЬСЯ на одном и том же», «в поэме чувствуется НАПРЯЖЕНКА», «Татьяна — это ПРОТИВОВЕС Онегину», «гладкая, УТРАМБОВАННАЯ жизнь», «Дикой ВЫДЕЛЫВАЕТСЯ перед племянником»;
- смешение лексики разных исторических эпох: «Петербург был МЕСТОМ ОБИТАНИЯ декабристов», «Грибоедов был растерзан своими ФАНАТАМИ», «Онегин получил ТЕЛЕГРАММУ о том, что его дядя при смерти;
- примеры тавтологии, т.е. использования близких или абсолютно одинаковых по смыслу и звуковой оболочке слов: «Катерина — ДУШЕВНЫЙ человек, и ДУША у нее ДУХОВНО богата», «КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА», «ЧИТАТЕЛЬ ВЧИТЫВАЕТСЯ», «о НЕСЧАСТНОЙ и НЕСЧАСТЛИВОЙ любви», «СОЗДАНА в годы СОЗДАНИЯ», «в ПОЭЗИИ ПОЭТА», «ПРОПОЙНЫЙ ПЬЯНИЦА», «ты БУДЕШЬ в БУДУЩЕМ», «ПРЕДСТАВИЛ как ПРЕДСТАВИТЕЛЯ», «КОНЕЦ КОНЧАЕТСЯ», «НЫНЕШНИЕ НАШИ времена» и др.
Перейдем
к ошибкам ГРАММАТИЧЕСКИМ, связанным с нарушениями норм слово- и
формообразования, синтаксической связи между словами в словосочетании и
предложении. Их также немало:
- ошибочное словообразование: «вклад в ИЗМЕНУ жизни России», «КОМЕДИЧНО», «СХОЖДЕНИЕ с ума», «НАЖИВОЧНЫЕ дела», «писатель-СТАТИСТ, «борьба с ВЕРХОВЬЕМ», «ПЛУТОНИЧЕСКАЯ любовь», «САМОПРОИЗВОЛЬСТВО», «УМЕРЕВШИЙ от любви», «БАРИНЫ», «ПРОЛАЖИВАТЬ путь», «КРЕСТЬЯНСТВОВАЛИ», «ТИРАНИХА», «это их ПРИТВОРНИЧЕСТВО», «САМОУНИЖЕНИЕ», «КОЛЕНОПРИКЛАДСТВО», «стоит ОСТОЛБНЯКОМ», «ОТВЕРГАНИЕ» и т. д.
- неверный выбор падежа и падежного окончания: «они — ДВА любящих друг друга ЛЮДИ», «ОДНА из ТЕМ является тема любви», «не сможет победить БОРЬБУ с ними», «ДВА мужчины» (встречалось даже «муЩины»);
- рассогласование форм единственного и множественного числа: «влияние на НАРОД» на ИХ жизнь», «грубый, жадный ЛЮДИШКА» (слове, в единственном числе не употребляется);
Хотелось
бы еще заострить внимание на вопросе об очевидных описках и недописках в
сочинениях типа «обвиНЕНЕние», «Пети Трофима», «в каков тяжелом
положении», «нашла ответ на свой ОТВЕТ», «в своих расскаЗОВ»,
«ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ герой», «сТвет» (свет), «слезу» (слежу) и. т, д. Описки
очевидны и для проверяющего, и для допустившего их. Однако подобные
нелепые недочеты тоже подпадают под разряд ошибок (хотя и негрубых),
ибо, во-первых, могут свидетельствовать о том, что сочинение списано.
Как вам, допустим, понравится работа юноши, где он говорит о себе в
женском роде? С другой стороны, эти ляпсусы дают повод предполагать
возможные психические отклонения у абитуриента в начальной стадии, что
не столь забавно или невероятно в наш век массовых стрессов и психозов.
«Записывайте точнее! Нет ничего не важного!» — умоляла М. Цветаева еще в 1912-м году. Может, стоит прислушаться к ее словам?
С сайта "Стать грамотным"
Комментариев нет:
Отправить комментарий