воскресенье, 26 октября 2014 г.

К выпускному сочинению 11 класса.Стиль

Сочинение: следим за стилем!
Мало кто из авторов школьных сочинений может с гордостью сказать: «Язык мой – друг мой». Горький парадокс наших дней: иностранному языку начинают учить едва ли не раньше, чем родному. И что в итоге? Космополитизм, да и только! «Раскусить» неграмотность своего подопечного для опытного педагога большого труда не составляет.
Важно  избегать словесных ШТАМПОВ: «Тихон — ярко выраженный подчиненный сын», «Татьяна мечтала о человеке, который бы ВНЕС В ЕЕ ЖИЗНЬ СОДЕРЖАНИЕ», «в его лирике ИМЕЮТ МЕСТО стихи», «герои Некрасова имеют ВЫСОКИЙ ДУ­ХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ» и др. Недопустимо частое употребление слов типа «восхитительный», «гениальный» и проч. Не подтвержденные реальными положениями, эти слова и фразы с ними (как бы красиво они не звучали) «повисают в воздухе», остаются пустым звуком в общем контексте, ничего не говорят ни уму, ни сердцу, особенно в том случае, если сам пишущий не всегда понимает их смысл. Спросите у написавшего фразу: «Куп­рин хорошо отражает СУЩНОСТЬ БЫТИЯ» — что это значит? Можете быть уверены — он едва ли вразумительно ответит вам.
Подлинным «бичом» школьных сочинений с полным основани­ем считаются РЕЧЕВЫЕ, ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ошибки. Среди них выделим несколько условных групп:
  • употребление слова в несвойственном ему значении: «чело­век, ВЕРУЮЩИЙ только в себя»; «жизнь ее ПРОТЕКАЛА в про­изведениях», «ОБЛИЧИЕ существенных порядков», «СКУДНЫЙ че­ловек», «ВИДОИЗМЕНЕННАЯ любовь», «Базаров не был ГОНЩИ­КОМ за дамами», «любовь — понятие РАСТЯЖИМОЕ», «поэзия Есенина НАСТОЯНА на любви к Родине», «под РУКОВОДСТВОМ иностранных учителей»;
  • слово или выражение носит иную стилистическую окраску, чем та, что преобладает в тексте: «Чичиков вылезает в «ШИШ­КИ», «народ был ПРИШИБЛЕННЫМ и угнетенным», «Одинцова ВЫШЛА ИЗ ИГРЫ» «Пушкин много РАЗГЛАГОЛЬСТВУЕТ насчет женских прелестей», «нельзя ЗАЦИКЛИВАТЬСЯ на одном и том же», «в поэме чувствуется НАПРЯЖЕНКА», «Татьяна — это ПРО­ТИВОВЕС Онегину», «гладкая, УТРАМБОВАННАЯ жизнь», «Дикой ВЫДЕЛЫВАЕТСЯ перед племянником»;
  • смешение лексики разных исторических эпох: «Петербург был МЕСТОМ ОБИТАНИЯ декабристов», «Грибоедов был растер­зан своими ФАНАТАМИ», «Онегин получил ТЕЛЕГРАММУ о том, что его дядя при смерти;
  • примеры тавтологии, т.е. использования близких или абсо­лютно одинаковых по смыслу и звуковой оболочке слов: «Кате­рина — ДУШЕВНЫЙ человек, и ДУША у нее ДУХОВНО богата», «КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА», «ЧИТАТЕЛЬ ВЧИТЫВАЕТСЯ», «о НЕСЧАСТНОЙ и НЕСЧАСТЛИВОЙ любви», «СОЗДАНА в годы СОЗДАНИЯ», «в ПОЭЗИИ ПОЭТА», «ПРО­ПОЙНЫЙ ПЬЯНИЦА», «ты БУДЕШЬ в БУДУЩЕМ», «ПРЕДСТАВИЛ как ПРЕДСТАВИТЕЛЯ», «КОНЕЦ КОНЧАЕТСЯ», «НЫНЕШНИЕ НАШИ времена» и др.
Перейдем к ошибкам ГРАММАТИЧЕСКИМ, связанным с нару­шениями норм слово- и формообразования, синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении. Их также не­мало:
  • ошибочное словообразование: «вклад в ИЗМЕНУ жизни России», «КОМЕДИЧНО», «СХОЖДЕНИЕ с ума», «НАЖИВОЧНЫЕ дела», «писатель-СТАТИСТ, «борьба с ВЕРХОВЬЕМ», «ПЛУТО­НИЧЕСКАЯ любовь», «САМОПРОИЗВОЛЬСТВО», «УМЕРЕВШИЙ от любви», «БАРИНЫ», «ПРОЛАЖИВАТЬ путь», «КРЕСТЬЯНСТВОВА­ЛИ», «ТИРАНИХА», «это их ПРИТВОРНИЧЕСТВО», «САМОУНИ­ЖЕНИЕ», «КОЛЕНОПРИКЛАДСТВО», «стоит ОСТОЛБНЯКОМ», «ОТВЕРГАНИЕ» и т. д.
  • неверный выбор падежа и падежного окончания: «они — ДВА любящих друг друга ЛЮДИ», «ОДНА из ТЕМ является тема любви», «не сможет победить БОРЬБУ с ними», «ДВА мужчины» (встречалось даже   «муЩины»);
  • рассогласование форм единственного и множественного числа: «влияние на НАРОД» на ИХ жизнь», «грубый, жадный ЛЮДИШКА» (слове, в единственном числе не употребляется);
Хотелось бы еще заострить внимание на вопросе об очевидных описках и недописках в сочинениях типа «обвиНЕНЕние», «Пети Трофима», «в каков тяжелом положении», «нашла ответ на свой ОТВЕТ», «в своих расскаЗОВ», «ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ герой», «сТвет» (свет), «слезу» (слежу) и. т, д. Описки очевидны и для проверяющего, и для допустившего их. Однако подобные нелепые недочеты тоже подпадают под разряд ошибок (хотя и негрубых), ибо, во-первых, могут свидетельствовать о том, что сочинение списано. Как вам, допустим, понравится работа юноши, где он говорит о себе в женском роде? С другой стороны, эти ляпсусы дают повод пред­полагать возможные психические отклонения у абитуриента в начальной стадии, что не столь забавно или невероятно в наш век массовых стрессов и психозов.
«Записывайте точнее! Нет ничего не важного!» — умоляла М. Цветаева еще в 1912-м году. Может, стоит прислушаться к ее словам?
С сайта "Стать грамотным"

Комментариев нет:

Отправить комментарий