воскресенье, 26 октября 2014 г.

К выпускному сочинению 11 класса.Заключение

Итак, заканчиваем… Специалисты в области ораторского искусства, бизнес-тренеры, модные ныне коучи, психологи и люди подобных профессий прекрасно осведомлены о т.н. «эффекте края». Согласно ему, в публичном выступлении (равно как и, замечу в скобках, в письменной работе) особенно запоминаются начало и конец. Возьмешь, что называется, быка за рога, завоюешь аудиторию – и почти сразу же почувствуешь огромное облегчение. Что греха таить – сам, когда доводится быть членом или даже председателем жюри какой-либо научно-практической конференции школьников, будучи лишенным возможности прочесть всю представленную к презентации работу, вынужден её, что называется, «дегустировать», смотреть в начало и конец, пробегать глазами список литературы. Ну, и, конечно, смотреть на презентацию, хотя там только «выжимки» всей работы, самое общей представление о ней.

Итак, речь о заключительной части сочинения. Здесь, конечно же,  обязательны его сжато сформулированные выводы. Помните о формуле, согласно которой введение и заключение в совокупности составляют около 1/3 от общего объема всей работы. А если вся работа – это приблизительно 5-6 рукописных страниц тетрадного текста, следовательно, само по себе заключение по объему будет не более полстраницы. Всего. Или целых. Это уж для кого как.
Впрочем, одних выводов явно недостаточно, их тоже полезно связать с современностью или рассказать о том, как изменилась ваша жизнь после знакомства с творчеством… (подставляем конкретное имя в зависимости от темы). Ведь бывает же, что прочитанная книга, прослушанная песня, случайно брошенный взгляд или встреча способны произвести в нашей душе настоящий катарсис, переворот, вызвать бурю эмоций. Так почему бы не поделиться всем этим с другими? Прочтут и молча скажут «спасибо». А кому-то, глядишь, и самому на практике пригодится.
Главная сложность, с которой сталкиваются многие поколения старшеклассников, — как быть, если всё уже сказано и к нему добавить нечего? Неправда! Есть такое искусство – повторить, не повторяясь. А основной способ – вспомнить о синонимии родного языка и применить её на практике. Только, конечно, не чисто механически.
Перенося части вашего сочинения на чистовик, помните о сле­дующих важных «мелочах»: работа в целом должна иметь при­влекательный вид, с соблюдением полей, без крупных помарок и сокращений. Главное требование к почерку — разборчивость. Девушкам, конечно, в этом смысле проще – они и так по природе старательны, и пишут – одно загляденье! Каллиграфия, и только!  Юношам, скорей всего,  придется помучиться. Все цифры (кроме латинских) пишутся прописью.
Что ж, данный цикл можно считать, в целом, законченным. Всем – успешной работы, вдохновения и деловитости одновременно. «Как так?» — недоуменно спросит кто-нибудь. Именно так! Только тогда, когда бушующие эмоции удается обуздать, направить в нужное русло с помощью ума и рассудка, — получается нечто толковое и талантливое.
Да, еще одна реплика вдогон: заканчиваете, но не говорите об этом! Оставьте хотя бы что-то интригующим, но не оборванным, загадочным, но не двусмысленным. Так, чтобы из вашей работы было неохота «выныривать» к прозе будней.
С сайта "Стать грамотным"

Комментариев нет:

Отправить комментарий