воскресенье, 26 октября 2014 г.

К выпускному сочинению 11 класса.Пишем от себя

Сочинение – как писать «от себя»?
Есть учителя-словесники, которые сразу предостерегают: «Ваши экзерсисы никому не нужны – читайте критику!» Тем самым, они убивают любую возможность для школьников высказываться от первого лица. Редко кто даёт им «добро» на свободу самовыражения. Да им и не всегда есть, что сказать, если честно признаться…
При всем личностном характере сочинений местоимение «я» лучше употреблять умеренно, чтобы в результате не оказалось: «я» слышится на каждом шагу, а рассуждения в сочинении не блещут особым своеобразием.
Нужно   предостеречь   и   от   такой   ошибки:   формулировка «Мой…» подразумевает, что если вы активно не принимаете этого автора, то и не имеете морального права писать о нем, как о своем. Это не относится к похожим, но не так ориентированным темам,  например,  «Мое восприятие творчества…»
С другой стороны — следует, по возможности, избегать вы­ражений, подобных следующему: «Это моя точка зрения, хотя вполне возможно, я ошибаюсь». Ваша позиция не может быть оценена как «правильная» или «неправильная», — любой человек тем и интересен, что судит по-своему, субъективно, в чем-то даже предвзято и пристрастно, но в этом он и проявляет себя как уникальная, неповторимая личность. Помните слова русского философа Л. Шестова: «Истины нет; остается предположить, что истина находится в изменчивых человеческих вкусах». Единствен­ным требованием является то, что ваша мысль и чувство должны быть убедительны. Не стоит брать эту тему, если ничего своего, особенного вы не можете сказать об этом авторе или произве­дении.
Излишняя фамильярность тоже ни к нему. Абитуриенту порой кажется мало единственного упоминания имени и отчества писа­теля (поэта) и он делает подобные упоминания частными и оттого назойливыми, раздражающими. Впечатление создается такое, будто вы, как Хлестаков, «с Пушкиным на дружеской ноге», совсем «по-домашнему». А между тем сочинение от частных назывательных форм не выиграет — скорее, проиграет.
Кроме того, до сих пор еще широко бытует мнение, что литературные герои делятся на главных и второстепенных, на положительных и отрицательных, — словно и не было чеховских новаций в этой области. Конечно, такое деление более чем ус­ловно. Мир литературных героев огромен и разнообразен. Герой — это, прежде всего, личность, всегда сложная и противоречивая, но узнаваемая (иначе, почему мы спорим об Онегине или Печо­рине, хотя их никогда не было в природе?) В ней, говоря словами Пушкина, «2, 3, 10 характеров», следовательно — такой человек не может быть только хорошим или только плохим, он — разный. Это нужно иметь в виду и учитывать при работе над сочинением.
Сочинение… Да нет, пересказ!
 Серьезный недостаток многих работ — подмен анализа пере­сказом текста, как это выглядит, например, в небольшом отрывке, взятом из сочинения «Какие литературные герои мне нравят­ся»:
Андрей Болконский БЫЛ непохож на других. Он БЫЛ скром­ный, спокойный. Он БЫЛ женат, его жена БЫЛА полная противо­положность ему. С ним БЫЛИ связаны следующие персонажи: Пьер Безухов, Наташа Ростова. Наташе Ростова БЫЛА хрупкая женщина, она БЫЛА очень молода, ей БЫЛА возможность поз­нать все прелести жизни. Наташа Ростова БЫЛА влюблена в Андрея Болконского, так как он тоже БЫЛ молод, красив собой и БЫЛ не такой, как все.
Пересказ, как вы, думается, убедились, довольно беспомощ­ный. В нем нагляднее всего демонстрируют бедность словарного запаса ПОВТОРЫ. Приведем еще несколько примеров:
Для   того,   чтобы   получить   деньги   на   ОБРАЗОВАНИЕ,   он   сам зарабатывает себе на ОБРАЗОВАНИЕ, хотя деньги на ОБРАЗОВА­НИЕ  мог взять у родителей;
Герой — это обширное понятие, ГЕРОИ бывают разные, мы называем ГЕРОЯМИ тех. кто что-то особенное сделал. Есть люди, которые для нас ГЕРОИ, мы их считаем своими ГЕРОЯМИ, они только для нас ГЕРОИ,  ГЕРОИ нашего времени.
Немало неточностей в пересказе содержания текста. Остано­вимся на конкретном примере. В сочинении, посвященном твор­честву Некрасова, читаем следующее: «Кажется, в стихотворении «Элегия» Некрасов говорит о том, что страдания народа — это старая тема и поэзия должна ее забыть. Но  я с этим не соглас­на…» Настораживает уже это самое «кажется». В сочинении не должно быть никакой неопределенности и выражений типа «где-то», «какой-то», «не помню». В рассматриваемом фрагменте внешне все верно. И все же «Элегия» Некрасова процитирована произвольно, не до конца: «Пускай нам говорит изменчивая мода. Что тема старая — страдания народа, И что поэзия забыть ее должна…» Обрывая цитату таким образом, автор сочинения высказывает далее свое несогласие с позицией Некрасова. Но дело в том, что это не позиция Некрасова, а ее прямое искаже­ние. Поэт вовсе не был склонен следовать «изменчивой моде» и считать тему страданий народа устаревшей. «Не верьте, юноши, — не стареет она!» — так логически закончена мысль Некрасова. В сочинении,  о котором идет речь,  она не закончена.
С сайта "Стать грамотным"

Комментариев нет:

Отправить комментарий