Сочинение – как писать «от себя»?
Есть учителя-словесники, которые сразу предостерегают: «Ваши экзерсисы никому не нужны – читайте критику!» Тем самым, они убивают любую возможность для школьников высказываться от первого лица. Редко кто даёт им «добро» на свободу самовыражения. Да им и не всегда есть, что сказать, если честно признаться…
Нужно
предостеречь и от такой ошибки: формулировка «Мой…»
подразумевает, что если вы активно не принимаете этого автора, то и не
имеете морального права писать о нем, как о своем. Это не относится к
похожим, но не так ориентированным темам, например, «Мое восприятие
творчества…»
С
другой стороны — следует, по возможности, избегать выражений, подобных
следующему: «Это моя точка зрения, хотя вполне возможно, я ошибаюсь».
Ваша позиция не может быть оценена как «правильная» или «неправильная», —
любой человек тем и интересен, что судит по-своему, субъективно, в
чем-то даже предвзято и пристрастно, но в этом он и проявляет себя как
уникальная, неповторимая личность. Помните слова русского философа Л. Шестова: «Истины нет; остается предположить, что истина находится в изменчивых человеческих вкусах».
Единственным требованием является то, что ваша мысль и чувство должны
быть убедительны. Не стоит брать эту тему, если ничего своего,
особенного вы не можете сказать об этом авторе или произведении.
Излишняя
фамильярность тоже ни к нему. Абитуриенту порой кажется мало
единственного упоминания имени и отчества писателя (поэта) и он делает
подобные упоминания частными и оттого назойливыми, раздражающими.
Впечатление создается такое, будто вы, как Хлестаков, «с Пушкиным на
дружеской ноге», совсем «по-домашнему». А между тем сочинение от частных
назывательных форм не выиграет — скорее, проиграет.
Кроме того, до сих пор еще широко бытует мнение, что литературные герои
делятся на главных и второстепенных, на положительных и отрицательных, —
словно и не было чеховских новаций в этой области. Конечно, такое
деление более чем условно. Мир литературных героев огромен и разнообразен. Герой
— это, прежде всего, личность, всегда сложная и противоречивая, но
узнаваемая (иначе, почему мы спорим об Онегине или Печорине, хотя их
никогда не было в природе?) В ней, говоря словами Пушкина, «2, 3, 10
характеров», следовательно — такой человек не может быть только хорошим
или только плохим, он — разный. Это нужно иметь в виду и учитывать при
работе над сочинением.
Сочинение… Да нет, пересказ!
Серьезный
недостаток многих работ — подмен анализа пересказом текста, как это
выглядит, например, в небольшом отрывке, взятом из сочинения «Какие
литературные герои мне нравятся»:
Андрей
Болконский БЫЛ непохож на других. Он БЫЛ скромный, спокойный. Он БЫЛ
женат, его жена БЫЛА полная противоположность ему. С ним БЫЛИ связаны
следующие персонажи: Пьер Безухов, Наташа Ростова. Наташе Ростова БЫЛА
хрупкая женщина, она БЫЛА очень молода, ей БЫЛА возможность познать все
прелести жизни. Наташа Ростова БЫЛА влюблена в Андрея Болконского, так
как он тоже БЫЛ молод, красив собой и БЫЛ не такой, как все.
Пересказ,
как вы, думается, убедились, довольно беспомощный. В нем нагляднее
всего демонстрируют бедность словарного запаса ПОВТОРЫ. Приведем еще
несколько примеров:
Для
того, чтобы получить деньги на ОБРАЗОВАНИЕ, он сам
зарабатывает себе на ОБРАЗОВАНИЕ, хотя деньги на ОБРАЗОВАНИЕ мог взять
у родителей;
Герой
— это обширное понятие, ГЕРОИ бывают разные, мы называем ГЕРОЯМИ тех.
кто что-то особенное сделал. Есть люди, которые для нас ГЕРОИ, мы их
считаем своими ГЕРОЯМИ, они только для нас ГЕРОИ, ГЕРОИ нашего времени.
Немало
неточностей в пересказе содержания текста. Остановимся на конкретном
примере. В сочинении, посвященном творчеству Некрасова, читаем
следующее: «Кажется, в стихотворении «Элегия» Некрасов говорит о том,
что страдания народа — это старая тема и поэзия должна ее забыть. Но я с
этим не согласна…» Настораживает уже это самое «кажется». В сочинении
не должно быть никакой неопределенности и выражений типа «где-то»,
«какой-то», «не помню». В рассматриваемом фрагменте внешне все верно. И
все же «Элегия» Некрасова процитирована произвольно, не до конца:
«Пускай нам говорит изменчивая мода. Что тема старая — страдания народа,
И что поэзия забыть ее должна…» Обрывая цитату таким образом, автор
сочинения высказывает далее свое несогласие с позицией Некрасова. Но
дело в том, что это не позиция Некрасова, а ее прямое искажение. Поэт
вовсе не был склонен следовать «изменчивой моде» и считать тему
страданий народа устаревшей. «Не верьте, юноши, — не стареет она!» — так
логически закончена мысль Некрасова. В сочинении, о котором идет
речь, она не закончена.
С сайта "Стать грамотным"
Комментариев нет:
Отправить комментарий