Типы сравнений к школьному сочинению
Кто
бы спорил, что сравнивать – занятие крайне неблагодарное, особенно если
речь идет о сравнении двух знакомых тебе людей и не в пользу одного из
них. Да еще если это женщины, что тогда?! Представить несложно: обиды,
трения, выяснение отношений.
Что касается тем сравнительно-сопоставительных, то сравнение можно построить разными способами:
— сначала выявить общее, потом различное в судьбах героев;
так, например, Грибоедов и Пушкин изображают различные пути, которые
выбрала дворянская молодежь накануне декабристского восстания. Чацкого и
Онегина ОБЪЕДИНЯЕТ: время, в которое они живут; происхождение и
социальное положение; критическое отношение к действительности и к
светскому обществу в частности; отсутствие карьеризма; природный ум,
острая наблюдательность и. т. д. Но очевидны и РАЗЛИЧИЯ: в то время как
Чацкий страстно обличает существующие порядки, «беспощадно бранит свой
век», готов к решительным, активным действиям ради реализации своей
положительной программы, независим в суждениях, то Онегин лишь со
скукой взирает на жизнь. У пушкинского героя трезвый, но уже
«охлажденный» ум. Онегин также не лишен некоторых сословных
предрассудков: он принимает вызов Ленского и убивает вчерашнего друга на
дуэли — ему не все равно, «что будет говорить княгиня Марья Алексевна».
В выводе отмечается, что если Чацкий — передовой человек своего
времени, то Онегин, по определению А. И. Герцена, человек, «не желающий делать зло и бессильный делать добро».
— сначала рассказать все об одной из сравниваемых частей, а потом — по тем же пунктам — о другой, обобщить;
— вести сравнение параллельно,
например: «Чацкого возмущает положение дел на родине, Онегин хандрит,
Рудин становится безвольным человеком, Печорин ищет смерти, а Базаров
вдается в нигилизм, надев маску «все отрицающего». Очень важно уяснить
принцип сопоставления: по сходству (явлений, персонажей, произведений и
проч.) или по контрасту. Сравнивать необходимо именно главные,
существенные признаки, а не частности. Разумеется, уместно пользоваться
расхожими сравнительными оборотами типа: «если…то…», «как… так…»,
«насколько… настолько…», «в то время как…»
С сайта "Стать грамотным"
Комментариев нет:
Отправить комментарий