воскресенье, 20 апреля 2014 г.

Упражнение к теме «Функционально-смысловые типы текстов»

Упражнение 127. Прочитайте отрывки из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Определите, к какому функционально-смысловому типу относится каждый из них. Для обоснования ответа используйте данные таблицы, приведенной в п. 7.3.
        а) В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появились двое граждан. Первый из них – приблизительно сорокалетний, одетый в серенькую летнюю пару, – был маленького роста, темноволос, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нёс в руке, а аккуратно выбритое лицо его украшали сверхъестественных размеров очки в чёрной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жёваных белых брюках и чёрных тапочках.


        б) В течение её [ласточки] полёта в светлой теперь и лёгкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нём не нашёл. В частности, не нашёл ни малейшей связи между действиями Иешуа и беспорядками, происшедшими в Ершалаиме недавно. Бродячий философ оказался душевнобольным. Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает. Но ввиду того, что безумные утопические речи Га-Ноцри могут быть причиною волнений в Ершалаиме, прокуратор удаляет Иешуа из Ершалаима и подвергнет его заключению в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора.
        в) Иван ахнул за злодеями вслед и тотчас убедился, что догнать их будет очень трудно.
        Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Спиридоновке. Сколько Иван ни прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось. И не успел поэт опомниться, как после тихой Спиридоновки очутился у Никитских ворот, где положение его ухудшилось. Тут уже была толчея, Иван налетел на кой-кого из прохожих, был обруган. Злодейская же шайка к тому же здесь решила применить излюбленный бандитский приём – уходить врассыпную.
 
Разбор упражнения
Упражнение 127
  • а) тест-описание, в котором: 1) представление о предмете в целом даётся вначале; 2) даётся детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей; 3) структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом; 4) используются приёмы сравнения, противопоставления; 5) текст легко свёртывается; 6) используются типичные языковые средства: простые и сложные предложения с прямым порядком слов, составным именным сказуемым, с глагольными формами одновременного действия, с определительными характеристиками;
  • б) текст-рассуждение, в котором: 1) имеются тезис, аргументы и демонстрация; 2) используются размышления, умозаключения, пояснения; 3) смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности; 4) всё, не относящееся к доказательству, опускается; 5) используются типичные языковые средства: распространённые простые и сложные предложения с причастными оборотами, с обстоятельствами и обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели, с глаголами разных видовых форм;
  • в) текст-повествование, в котором: 1) соблюдается логическая последовательность; 2) подчёркивается динамизм, смена событий; 3) композиция хронологизирована; 4) используются типичные языковые средства: простые и сложные предложения с глагольным сказуемым совершенного вида, свидо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий, с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий