- Критерии оценивания сжатого изложения
- Аудиозаписи:
- АУДИОЗАПИСИ 2014 (к сборнику Н.А.Сениной "Русский язык. Подготовка к ГИА-2013"
- Тексты для написания сжатого изложения 2014
- АУДИОЗАПИСИ 2014 (к сборнику Н.А.Сениной "Русский язык. Подготовка к ГИА-2014")
- Тренинги:
- Рекомендации:
- Алгоритм работы над сжатым изложением ( презентация Шадриной А.А)
- Система упражнений для подготовки к написанию сжатого изложения (презентация Егораевой Е.Г.)
- Приемы компрессии текста ( презентация Егораевой Г.Т.)
- Тексты для изложения в печатном виде:
- Текст № 1 с реального экзамена 2013
- Текст № 2 с реального экзамена 2013
- Текст № 3 с реального экзамена 2013
- Текст № 4 с реального экзамена 2013
- Текст № 5 с реального экзамена 2013
7 текстов для прослушивания (подготовка к заданию С1 ГИА 2012 - сжатое изложение)
Данные тексты - прекрасный тренировочный
материал для подготовки к заданию С1 - написанию сжатого изложения. Они
могут использоваться как учителем на уроке, так и учеником для
самоподготовки.
Напомню, что в задании С1 в 2012 году есть некоторые изменения.
Во-первых, изменено с 4 до 3 количество микротем исходного текста.
Во-вторых, изменился объем изложения (не менее 70 слов, было - не менее 90 слов).
В-третьих, уменьшился объём исходного текста (теперь135 слов в сравнении с демоверсией 2011 – 248 слов).
В-четвёртых, изменена система оценивания задания С1 (изменён критерий ИК2 - слайд №2).
В-пятых, изменилась форма проведения сжатого изложения (экзаменуемые прослушивают исходный текст в аудиозаписи, а не из уст учителя-словесника, как это было раньше). Время звучания текста в аудиозаписи - примерно 2,5 минуты.
Помните также о том, что:
Напомню, что в задании С1 в 2012 году есть некоторые изменения.
Во-первых, изменено с 4 до 3 количество микротем исходного текста.
Во-вторых, изменился объем изложения (не менее 70 слов, было - не менее 90 слов).
В-третьих, уменьшился объём исходного текста (теперь135 слов в сравнении с демоверсией 2011 – 248 слов).
В-четвёртых, изменена система оценивания задания С1 (изменён критерий ИК2 - слайд №2).
В-пятых, изменилась форма проведения сжатого изложения (экзаменуемые прослушивают исходный текст в аудиозаписи, а не из уст учителя-словесника, как это было раньше). Время звучания текста в аудиозаписи - примерно 2,5 минуты.
Помните также о том, что:
- экзаменуемый должен передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;
- количество микротем после сжатия текста не должно меняться;
- во время чтения текста экзаменуемым разрешается делать записи в черновике;
- можно пользоваться орфографическим словарём на протяжении всего экзамена;
- максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, равняется 7.
Текст 1
Известный психолог доктор Курпатов предлагает соблюдать следующие правила в своей жизни для того, чтобы чувствовать себя счастливым и успешным человеком и гармонично вписываться в окружающий нас мир. Он пишет о том, что нельзя перекладывать на чужие плечи ответственность за то, что происходит в нашей жизни. Только в тот момент, когда мы решим: "я автор своих неудач и творец своих успехов", мы обретём силу.
Избавьтесь от иллюзии, что вы можете изменить других людей.
Людей меняют только обстоятельства. Позвольте им быть другими, и в
какой-то момент вы даже начнёте получать от этого удовольствие. И
помните, что мы нужны другим сильными. И никогда не тратьте своё время и
силы на тех, кому вы безразличны, или даже хуже того - на тех, кто вас
не любит. В этом мире огромное множество людей, с которыми проживать
жизнь в радость. Просто не надо быть закрытым и подозрительным.
Поверьте, будучи открытым и добрым, вы ничего не теряете.
195 слов (По А.Курпатову)
Текст 2
Бесчисленные компьютерные игры создали целый мир виртуальных ("кажущихся") образов. Яркие картинки, динамичные ситуации и необычные герои привлекают ребёнка. Мир этот словно коварный лабиринт: в него легко ступить, но очень трудно найти выход. Всё большее число подростков и совсем маленьких детей, находясь рядом с нами, пребывают душой и мыслями далеко-далеко - в мире виртуальных образов. Они плохо ощущают масштабы реального пространства, лишены чувства опасности, воображают себя суперменами. Про таких говорят, что они попали в компьютерную зависимость.
В Японии и других странах появился новый вид больных, которым
ставят диагноз "техногонизм". Эти несчастные, сделав "Интернет" своей
второй жизнью, потеряли интерес ко всему остальному. Обычно они проводят
за компьютером целые ночи, погружаясь в неведомые глубины и посылая
через модемы сообщения своим виртуальным приятелям. Утром эти люди
вялые, мрачные и практически весь день не могут работать. Аналогичная
ситуация и со школьниками, которые до глубокой ночи просматривают
боевики и другие видеофильмы и не отдохнувшие не в состоянии
воспринимать школьные программы.
Текст 3
Рецепты эффективного общения по Карнеги незамысловаты. По его мнению (с которым трудно не согласиться), мы все слишком эгоцентричны, сосредоточены на своих интересах и нуждах, а это отталкивает других людей. Если нам что-то от человека нужно, мы добиваемся этого слишком прямолинейно, и он в свою очередь начинает обороняться, охраняя свои интересы.
Значит, вести себя нужно совсем иначе. Всем своим видом надо
продемонстрировать искреннее расположение к партнёру, интерес к его
персоне. Следует позаботиться, чтобы у него создалось впечатление:
общаясь с вами или даже оказывая вам какую-то услугу, он в первую
очередь удовлетворяет свои собственные интересы. Короче, иди навстречу
людям (или хотя бы делай вид, этого достаточно) - и люди к тебе
потянутся.
Текст 4
Известный психолог Эрик Берн первым предложил идею о том, что каждый человек имеет несколько основных "жизненных сценариев", которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом. Берн считал, что сценарий составляется ещё в детстве, на выбор его большое влияние оказывает наше ближайшее окружение. Из поколения в поколение в семье передаётся определённый стиль жизни, определённый тип реагирования (в частности на взаимоотношения с противоположным полом), определённый "жизненный сценарий".
Изменить свой сценарий, чтобы решить какую-либо психологическую проблему, непросто, но по силам любому, хотя и считается, что уже к семи годам основа "жизненного сценария" написана. Но человек сам может строить свою жизнь, просто нужно понимать, какое сильное влияние имеют подсознательные сценарии, заложенные в детстве и в опыте всей предыдущей жизни.
Решая повседневные задачи, преодолевая возникающие трудности, человек тем самым двигается к своей цели, приближению к совершенству и гармонии. Поэтому можно не ломать голову, какой жизненный сценарий родители передали тебе. Считается, что избавиться от осуждения родителей, да и старшего поколения, человек сможет только тогда, когда в своей жизни сумеет преодолеть "родовые" проблемы. А наличие осуждения, таким образом, является показателем того, что человек сам имеет те же недостатки, в которых обвиняет своих родителей. (По Позднякову В.А.) 177 слов
Текст 5
Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний, настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что даётся человеку только в детстве.
В виртуальной действительности ребёнок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребёнок получает удовольствие от удара, и оскорбления, и собственной вседозволенности. Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы.
Необходимо помнить и о вреде воздействия электромагнитного излучения при работе ребёнка с компьютером, следствием которого является повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы, развитие близорукости, расстройство сна, нарушение памяти и внимания, рост аллергических реакций организма и даже изменение в костно-мышечной системе. (По Филипповой О.В.) 135 слов
Текст 6
Главный рецепт душевного равновесия по Карнеги на самом деле открыт задолго до него и многократно повторен на все лады мыслителями прошлых веков. В доходчивом изложении Карнеги, подкреплённом живыми примерами, всё становится на свои места. Оказывается, главная беда человека - в неумении жить сегодняшним днём.
Слишком много душевных сил уходит у нас на воспоминания о прошлом, которое безвозвратно минуло, и на мысли о будущем, которое ещё не наступило. Давние обиды и огорчения расстраивают нас и сегодня, хотя оснований на то давно нет. Да и приятные воспоминания пусты и бесплодны, ибо вращаются вокруг ушедшего. А уж мечты о будущем и вовсе бесполезны, они только распаляют воображение, но не насыщают. Опасения грядущих невзгод портят нам кровь ещё до наступления неприятностей.
Вывод прост: надо отбросить все эти ненужные переживания и радоваться тому, что есть сейчас. Даже если радоваться особо нечему, надо вести себя так, будто всё прекрасно. Ещё Джемс на сей счёт говорил: "Нам не всегда по силам изменить жизненную ситуацию, но всегда в нашей власти изменить своё отношение к ней". 165 слов
Текст 7
Человек совершил проступок
или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него
возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения,
сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.
Не следует забывать, какую
роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может
быть важнейшей, части воспитания — самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств,
формирующих человека, важнейшее — сознательное отношение к собственной жизни, к
собственным мыслям и планам, и прежде всего — к собственным действиям.
Самовоспитание начинается с
самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые
препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная
самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя
всегда и во всем правым и не прислушивается к мнению других. Только умение
адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать
жизненные цели и добиваться их. (По С. Л. Львову) 140 слов
Источник: "Русский язык 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты". Драбкина С.В., Субботин Д.И. Москва "Интеллект-Центр" 2012
Микротемы текстов для сжатого изложения
Текст №1
1 абзац (микротема №1) - Доктор Курпатов считае, что нельзя
перекладывать ответственность на чужие плечи за то, что происходит в
нашей жизни, потому что мы сами творцы своих неудач и успехов.
2 абзац (микротема №2) - Не следует тратить время на тех людей,
кому вы безразличны; лучше тратить свои душевные силы на тех, с кем
жизнь проживать в радость.
Текст №2
1 абзац (микротема №1) - Увлечение компьютерными играми приводит к
тому, что ребёнок душой и мыслями всё больше пребывает в виртуальном
мире, что уводит его от реальгой действительности.
2 абзац (микротема №2) - Во многих странах мира подросткам ставят
новый диагноз "техногонизм": проводя все ночи за компьютером, они
утрачивают работоспособность днём и становятся вялыми и мрачными.
Текст № 3
1 абзац (микротема №1) - По мнению Карнеги, не следует быть излишне эгоцентричными и прямолинейно добиваться желаемого от других людей.
2 абзац (микротема №2) - Чтобы расположить к себе других людей, следует при общении демонстрировать интерес к их личности.
Текст №4
1 абзац (микротема №1) - Психолог Эрик Берн утверждает: в детстве
складывается жизненный сценарий каждого человека, во многом на это
оказывает влияние стиль жизни его семьи.
2 абзац (микротема №2) - Чтобы попытаться изменить жизненный сценарий, необходимо учитывать важные события детства и опыт предыдущей жизни человека.
Текст №5
1 абзац (микротема №1) - Просиживая у компьютера или телевизора долгое время, дети лишают себя возможности развития.
2 абзац (микротема №2) - Виртуальная действительность не позволяет ребёнку пережить обычных человеческих эмоций.
Текст № 6
1 абзац (микротема №1) - Главный рецепт душевного равновесия по Карнеги - умение жить сегодняшним днём.
2 абзац (микротема №2) - Воспоминания о прошлом и опасения грядущих невзгод мешают человеку радоваться жизни.
3 абзац (микротема №3) - Надо уметь радоваться тому, что есть
сейчас; не имея возможности изменить жизненную ситуацию, мы можем
поменять своё отношение к ней.
Комментариев нет:
Отправить комментарий