понедельник, 21 апреля 2014 г.

Подборка полезных материалов для подготовки к ГИА 2014 (Изложение)

 Все материалы взяты с блога "По уши ГИА и ЕГЭ"
  • Критерии оценивания сжатого изложения

  •  Аудиозаписи:
36 аудиозаписей текстов для сжатого изложения на портале "Сдам ГИА"
АУДИОЗАПИСИ 2014 (к сборнику Н.А.Сениной "Русский язык. Подготовка к ГИА-2013"
- Тексты для написания сжатого изложения 2014 
- АУДИОЗАПИСИ 2014 (к сборнику Н.А.Сениной "Русский язык. Подготовка к ГИА-2014") 

  • Тренинги:
  - Учимся писать изложение (тренинг № 1 на сайте "Капканы ЕГЭ и ГИА)

  • Тексты для изложения в печатном виде:

- Текст № 1 с реального экзамена 2013

- Текст № 2 с реального экзамена 2013

- Текст № 3 с реального экзамена 2013

- Текст № 4 с реального экзамена 2013

- Текст № 5 с реального экзамена 2013

7 текстов для прослушивания (подготовка к заданию С1 ГИА 2012 - сжатое изложение)

Данные тексты - прекрасный тренировочный материал для подготовки к заданию С1 - написанию сжатого изложения. Они могут использоваться как учителем на уроке, так и учеником для самоподготовки.
Напомню, что в задании С1 в 2012 году есть некоторые изменения.

Во-первых, изменено с 4 до 3 количество микротем исходного текста.

Во-вторых, изменился объем изложения (не менее 70 слов, было - не менее 90 слов).

В-третьих, уменьшился объём исходного текста (теперь135 слов в сравнении с демоверсией 2011 248 слов).

В-четвёртых, изменена система оценивания задания С1 (изменён критерий ИК2 - слайд №2).

В-пятых, изменилась форма проведения сжатого изложения (экзаменуемые прослушивают исходный текст в аудиозаписи, а не из уст учителя-словесника, как это было раньше). Время звучания текста в аудиозаписи - примерно 2,5 минуты.

Помните также о том, что: 
  • экзаменуемый должен передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;  
  • количество микротем после сжатия текста не должно меняться;
  • во время чтения текста экзаменуемым разрешается делать записи в черновике;
  • можно пользоваться орфографическим словарём на протяжении всего экзамена;
  • максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, равняется 7


Текст 1
    
          Известный психолог доктор Курпатов предлагает соблюдать следующие правила в своей жизни для того, чтобы чувствовать себя счастливым и успешным человеком и гармонично вписываться в окружающий нас мир. Он пишет о том, что нельзя перекладывать на чужие плечи ответственность за то, что происходит в нашей жизни. Только в тот момент, когда мы решим: "я автор своих неудач и творец своих успехов", мы обретём силу.
          Избавьтесь от иллюзии, что вы можете изменить других людей. Людей меняют только обстоятельства. Позвольте им быть другими, и в какой-то момент вы даже начнёте получать от этого удовольствие. И помните, что мы нужны другим сильными. И никогда не тратьте своё время и силы на тех, кому вы безразличны, или даже хуже того - на тех, кто вас не любит. В этом мире огромное множество людей, с которыми проживать жизнь в радость. Просто не надо быть закрытым и подозрительным. Поверьте, будучи открытым и добрым, вы ничего не теряете.
          Все наши действия имеют определённые последствия. Поэтому прежде чем сделать какую-нибудь глупость, хорошенько подумайте, и тогда глупостей в вашей жизни будет значительно меньше. Делайте то, что считаете важным. И не гонитесь за успехом. Если вы просто делаете то, что чувствуете важным, успех догонит вас сам.
                                                                                                           195 слов     (По А.Курпатову)


Текст 2
    
           Бесчисленные компьютерные игры создали целый мир виртуальных ("кажущихся") образов. Яркие картинки, динамичные ситуации и необычные герои привлекают ребёнка. Мир этот словно коварный лабиринт: в него легко ступить, но очень трудно найти выход. Всё большее число подростков и совсем маленьких детей, находясь рядом с нами, пребывают душой и мыслями далеко-далеко - в мире виртуальных образов. Они плохо ощущают масштабы реального пространства, лишены чувства опасности, воображают себя суперменами. Про таких говорят, что они попали в компьютерную зависимость.
          В Японии и других странах появился новый вид больных, которым ставят диагноз "техногонизм". Эти несчастные, сделав "Интернет" своей второй жизнью, потеряли интерес ко всему остальному. Обычно они проводят за компьютером целые ночи, погружаясь в неведомые глубины и посылая через модемы сообщения своим виртуальным приятелям. Утром эти люди вялые, мрачные и практически весь день не могут работать. Аналогичная ситуация и со школьниками, которые до глубокой ночи просматривают боевики и другие видеофильмы и не отдохнувшие не в состоянии воспринимать школьные программы.
          Очень важно и содержание компьютерных игр. Недаром в Японии и США некоторые сюжетные линии запрещены и, судя по данным печати, последние 5-6 лет идёт всё более жёсткое ограничение сюжетов (так же поступают и в Германии), потому сознание игрока управляемо, его возможно закодировать на определённые действия, внести любую информацию в подсознание, сделать из человека робота.                                                                                                                                                                                                       206 слов (По Гун Г.Е.)

Текст 3
    
          Рецепты эффективного общения по Карнеги незамысловаты. По его мнению (с которым трудно не согласиться), мы все слишком эгоцентричны, сосредоточены на своих интересах и нуждах, а это отталкивает других людей. Если нам что-то от человека нужно, мы добиваемся этого слишком прямолинейно, и он в свою очередь начинает обороняться, охраняя свои интересы.
          Значит, вести себя нужно совсем иначе. Всем своим видом надо продемонстрировать искреннее расположение к партнёру, интерес к его персоне. Следует позаботиться, чтобы у него создалось впечатление: общаясь с вами или даже оказывая вам какую-то услугу, он в первую очередь удовлетворяет свои собственные интересы. Короче, иди навстречу людям (или хотя бы делай вид, этого достаточно) - и люди к тебе потянутся.
          Все рецепты Карнеги безупречно действуют на практике. Однако ими легко злоупотребить. Если человек обладает задатками манипулятора и настроен использовать других людей как вещи, советы Карнеги ему в этом неплохо помогут. Если же он хочет относиться к людям "по-человечески", то ему эти советы не очень-то и нужны. Вернее, он и так будет им следовать, даже о них не зная, причём совершенно искренне и бескорыстно. (172 слова)

Текст 4
       
            Известный психолог Эрик Берн первым предложил идею о том, что каждый человек имеет несколько основных "жизненных сценариев", которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом. Берн считал, что сценарий составляется ещё в детстве, на выбор его большое влияние оказывает наше ближайшее окружение.  Из поколения в поколение в семье передаётся определённый стиль жизни, определённый тип реагирования (в частности на взаимоотношения с противоположным полом), определённый "жизненный сценарий".

          Изменить свой сценарий, чтобы решить какую-либо психологическую проблему, непросто, но по силам любому, хотя и считается, что уже к семи годам основа "жизненного сценария" написана. Но человек сам может строить свою жизнь, просто нужно понимать, какое сильное влияние имеют подсознательные сценарии, заложенные в детстве и в опыте всей предыдущей жизни.

           Решая повседневные задачи, преодолевая возникающие трудности, человек тем самым двигается к своей цели, приближению к совершенству и гармонии. Поэтому можно не ломать голову, какой жизненный сценарий родители передали тебе. Считается, что избавиться от осуждения родителей, да и старшего поколения, человек сможет только тогда, когда в своей жизни сумеет преодолеть "родовые" проблемы. А наличие осуждения, таким образом, является показателем того, что человек сам имеет те же недостатки, в которых обвиняет своих родителей. (По Позднякову В.А.) 177 слов

Текст 5
    
           Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний, настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что даётся человеку только в детстве.

          В виртуальной действительности ребёнок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребёнок получает удовольствие от удара, и оскорбления, и собственной вседозволенности. Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы.

          Необходимо помнить и о вреде воздействия электромагнитного излучения при работе ребёнка с компьютером, следствием которого является повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы, развитие близорукости, расстройство сна, нарушение памяти и внимания, рост аллергических реакций организма и даже изменение в костно-мышечной системе. (По Филипповой О.В.) 135 слов


Текст 6
      
            Главный рецепт душевного равновесия по Карнеги на самом деле открыт задолго до него и многократно повторен на все лады мыслителями прошлых веков. В доходчивом изложении Карнеги, подкреплённом живыми примерами, всё становится на свои места. Оказывается, главная беда человека - в неумении жить сегодняшним днём.

          Слишком много душевных сил уходит у нас на воспоминания о прошлом, которое безвозвратно минуло, и на мысли о будущем, которое ещё не наступило. Давние обиды и огорчения расстраивают нас и сегодня, хотя оснований на то давно нет. Да и приятные воспоминания пусты и бесплодны, ибо вращаются вокруг ушедшего. А уж мечты о будущем и вовсе бесполезны, они только распаляют воображение, но не насыщают. Опасения грядущих невзгод портят нам кровь ещё до наступления неприятностей.

          Вывод прост: надо отбросить все эти ненужные переживания и радоваться тому, что есть сейчас. Даже если радоваться особо нечему, надо вести себя так, будто всё прекрасно. Ещё Джемс на сей счёт говорил: "Нам не всегда по силам изменить жизненную ситуацию, но всегда в нашей власти изменить своё отношение к ней".                                                                                             165 слов


Текст 7                                                                            

          Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.
          Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания — самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее — сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего — к собственным действиям.
          Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всем правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их. (По С. Л. Львову) 140 слов


Источник: "Русский язык 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты". Драбкина С.В., Субботин Д.И. Москва "Интеллект-Центр" 2012





Микротемы текстов для сжатого изложения

Текст №1
1 абзац (микротема №1) - Доктор Курпатов считае, что нельзя перекладывать ответственность на чужие плечи за то, что происходит в нашей жизни, потому что мы сами творцы своих неудач и успехов.
2 абзац (микротема №2) - Не следует тратить время на тех людей, кому вы безразличны; лучше тратить свои душевные силы на тех, с кем жизнь проживать в радость.
3 абзац (микротема №3) - Чтобы не допустить глупых поступков, больше обдумывайте свои действия и делайте то, что считаете важным, тогда вам обеспечен успех.

Текст №2
1 абзац (микротема №1) - Увлечение компьютерными играми приводит к тому, что ребёнок душой и мыслями всё больше пребывает в виртуальном мире, что уводит его от реальгой действительности.
2 абзац (микротема №2) - Во многих странах мира подросткам ставят новый диагноз "техногонизм": проводя все ночи за компьютером, они утрачивают работоспособность днём и становятся вялыми и мрачными.
3 абзац (микротема №3) - Некоторые сюжеты компьютерных игр запрещены, так как они кодируют подсознание подростков на негативные поступки, превращая человека в робота.


Текст № 3
1 абзац (микротема №1) - По мнению Карнеги, не следует быть излишне эгоцентричными и прямолинейно добиваться желаемого от других людей.
2 абзац (микротема №2) - Чтобы расположить к себе других людей, следует при общении демонстрировать интерес к их личности.
3 абзац (микротема №3) - Если человек будет злоупотреблять советами Карнеги, то он может превратиться в манипулятора; если к людям относиться по-человечески, то советы Карнеги вообще не нужны.


Текст №4
1 абзац (микротема №1) - Психолог Эрик Берн утверждает: в детстве складывается жизненный сценарий каждого человека, во многом на это оказывает влияние стиль жизни его семьи.
2 абзац (микротема №2) -  Чтобы попытаться изменить жизненный сценарий, необходимо учитывать важные события детства и опыт предыдущей жизни человека.
3 абзац (микротема №3) - Жизненный сценарий перестаёт быть важным для человека, когда он перестаёт осуждать своих родителей, тем самым показывая, что избавился от "родовых" проблем.


Текст №5


1 абзац (микротема №1) - Просиживая у компьютера или телевизора долгое время, дети лишают себя возможности развития.
2 абзац (микротема №2) - Виртуальная действительность не позволяет ребёнку пережить обычных человеческих эмоций.
3 абзац (микротема №3) - Электромагнитное излучение компьютеров негативно влияет на психическое и физическое здоровье ребёнка.

Текст № 6

1 абзац (микротема №1) - Главный рецепт душевного равновесия по Карнеги - умение жить сегодняшним днём.
2 абзац (микротема №2) - Воспоминания о прошлом и опасения грядущих невзгод мешают человеку радоваться жизни.
3 абзац (микротема №3) - Надо уметь радоваться тому, что есть сейчас; не имея возможности изменить жизненную ситуацию, мы можем поменять своё отношение к ней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий