В построении текста и речи в целом очень многое зависит от того, какую задачу ставит перед собой говорящий (пишущий), от назначения речи. Вполне естественно, что автор по-разному выстроит свой текст, когда будет рассказывать о событии, описывать природу или объяснять причины каких-либо явлений.
На протяжении столетий постепенно формировались функционально-смысловые типы речи, то есть способы, схемы, словесные структуры, которые используются в зависимости от назначения речи и её смысла.
Наиболее общими функционально-смысловыми типами речи являются описание, повествование и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.
Цель создания текста | Содержание и форма текста | Типичные грамматические средства оформления |
---|---|---|
Тип текста: Описание | ||
1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи. 2) Указание на его принадлежность к классу предметов. 3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования. |
1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце. 2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей. 3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом. 4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления. 5) Текст легко свёртывается. |
Простые и сложные предложения: а) с прямым порядком слов; б) составным именным сказуемым; в) с глагольными формами одновременного действия; г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении; д) с определительными характеристиками. |
Тип текста: Повествование | ||
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи. | 1) Соблюдается логическая последовательность. 2) Подчёркивается динамизм, смена событий. 3) Композиция хронологизирована. |
Простые и сложные предложения: а) с глагольным сказуемым совершенного вида; б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий; в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности. |
Тип текста: Рассуждение | ||
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи. | 1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы
(суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация
(способ доказательства). 2) Используются размышления, умозаключения, пояснения. 3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности. 4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается. |
Простые широко распространённые и сложные предложения: а) с причастными и деепричастными оборотами; б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели; в) с глаголами разных видовых форм. |
В качестве примера текста-описания взят отрывок из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с описанием внешности Емельяна Пугачева:
Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока,
росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показалась
проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение
довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нём
был оборванный армяк и татарские шаровары.
Описывая внешность неизвестного пока ему человека, Пётр Гринёв прежде
всего передает свое впечатление от этой внешности, выделяя те детали,
которые показались ему наиболее примечательными. Так, общее
представление о незнакомце даётся в начале описания: Наружность его показалась мне замечательна.
Далее следует характеристика героя: возраст, телосложение, лицо, волосы
и элементы одежды. Автор стремится не только дать представление о
внешности Пугачёва, но и показать, как по этим деталям можно составить
мнение о его образе жизни, характере, поведении. Например, крепкое
телосложение явно свидетельствует об активном образе жизни. Причёска и
одежда – о социальном статусе незнакомца: это бедный яицкий казак. Но
основное внимание автор уделяет выражению глаз. Именно по этой детали
читатель может понять, что Пугачёв обладает живым умом. Это не злодей,
напротив, его внешность располагает к себе, но в то же время вожатый
Гринёва явно что-то скрывает (ср.: бегающие глаза и плутовское выражение лица).Если обратиться к грамматическим средствам оформления текста, то можно констатировать следующее. При описании преобладают простые предложения или цепочки сложных бессоюзных предложений с прямым порядком слов. Кроме того, обращают на себя внимание составные именные сказуемые: показалась замечательна; был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч; были острижены. Глаголы (преимущественно несовершенного вида) указывают на одновременность действия. Использование форм прошедшего, а не настоящего времени во вневременном значении обусловлено тем, что рассказчик повествует о встрече, произошедшей в прошлом (был лет сорока; глаза так и бегали; лицо имело выражение; волоса были острижены; на нём был армяк). Наконец, практически в каждом предложении можно обнаружить члены с различного рода определительными характеристиками: примечательна; худощав, широкоплеч, чёрная борода; большие живые глаза и т.д.
В этой же повести А.С. Пушкина встречаются и микротексты-повествования, например:
Я увидел на самом деле на краю неба белое облачко,
которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что
облачко предвещало буран.
Я слыхал о тамошних метелях, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.
Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!»...
Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали.
В данном микротексте рассказывается о буране, в который попал Гринёв
во время путешествия к месту службы. Описание бурана в данном случае
даётся именно как повествование, поскольку чётко соблюдена логическая
последовательность событий, причём вся композиция хронологизирована: на
небе появляется белое облачко; Гринёв, несмотря на колебания ямщика и
Савельича, решает продолжить путь; ямщик пускает лошадей вскачь; ветер
усиливается; начинается метель; метель перерастает в буран; обессиленные
лошади останавливаются. Смена событий во времени выражена с помощью
глаголов совершенного вида: Я увидел облачко; я велел ехать скорее; ямщик поскакал; облако обратилось в белую тучу; пошёл снег
и т.д. Те же события, которые включены в один и тот же временной
отрезок, описаны с помощью предложений с глаголами несовершенного вида
(ср.: Я слыхал; Савельич советовал и т.д.). Предложения с
глаголами совершенного вида являются показателями узловых фактов,
сигнализируют о смене одного события другим, причём каждое новое событие
мыслится во взаимосвязи с предыдущим (в данном случае эта связь
хронологическая).Я слыхал о тамошних метелях, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.
Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!»...
Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали.
Специфику текста-рассуждения можно продемонстрировать на примере дорожных размышлений Гринёва после проигрыша Зурину ста рублей и ссоры с Савельичем:
Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по
тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что
поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя
виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило.
В целом, наиболее яркие примеры рассуждений можно обнаружить в научных текстах (см. приведенный в упр. 123 отрывок из книги Ю.М. Лотмана).
Конечно, текст может содержать разные функционально-смысловые типы речи. Так, очень часто повествование совмещается с описанием (это можно проследить и на примере приведенных отрывков). Дополняя друг друга, они нередко сливаются настолько органично, что порой их трудно разграничить. Ср. сочетание этих типов речи в отрывке из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»:
Я пошёл вправо через кусты [повествование]. Между тем
ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с
вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота [описание]. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [повествование]. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали [описание]. Небольшая
ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях,
почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку
кустов и побрёл по полю межой [повествование]. Уже с трудом
различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с
каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак.
Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо
стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали,
зашевелились на нём [описание].
Комментариев нет:
Отправить комментарий