Высказывание взято из пособия для подготовки к ГИА 2014 под ред. И.П.Цыбулько (вариант 2).
"Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их - поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи". (И.В.Артюшков)
Шаг 3
Вспоминаем, что такое диалог, вопросительные предложения.
Вопросительными называются предложения, в которых специальными языковыми средствами выражается стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чем-либо. Вопросительные предложения, таким образом, информируют о том, что хочет узнать говорящий.
Раннева Елена Алексеевна - педагог, музыкант, поэт, автор более 20 детских книг, изданных в Челябинске, Миассе и других городах Челябинской области.
Шаг 5
Формулируем заключительную часть сочинения.
Предлагаю собственный ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ по высказыванию И.В.Артюшкова
В своём высказывании И.В.Артюшков утверждает, что вопросительные предложения чаще всего употребляются в диалоге, так как они выражают стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чём-то. Давайте убедимся в этом на конкретных примерах.
"Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их - поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи". (И.В.Артюшков)
Шаг 1
Вспоминаем требования к сочинению:
Определяем, о чём это высказывание.
Для этого выделяем в высказывании ключевые слова: вопросительные предложения, диалог, поиск неизвестной информации.
Вспоминаем требования к сочинению:
- во-первых, необходимо раскрыть смысл высказывания лингвиста;
- во-вторых, необходимо, аргументируя свой ответ, привести 2 примера из прочитанного текста;
- в-третьих, объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Внимание! Раскрыть смысл высказывания можно в любой части сочинения.
Шаг 2 Определяем, о чём это высказывание.
Для этого выделяем в высказывании ключевые слова: вопросительные предложения, диалог, поиск неизвестной информации.
Шаг 3
Вспоминаем, что такое диалог, вопросительные предложения.
Вопросительными называются предложения, в которых специальными языковыми средствами выражается стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чем-либо. Вопросительные предложения, таким образом, информируют о том, что хочет узнать говорящий.
Диалог - это форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя и более людьми.
Диалог – это обмен информацией между двумя собеседниками.
Диалог – это обмен информацией между двумя собеседниками.
Благодаря направленности на получение информации, вопросительные
предложения выступают как первый компонент сочетания реплик,
предназначенного для обмена информацией в диалоге.
предложения выступают как первый компонент сочетания реплик,
предназначенного для обмена информацией в диалоге.
Диалог - основная сфера функционирования вопросительных предложений.
Шаг 4
Находим в исходном тексте диалог, выделяем в нём вопросительные предложения. Оформляем примеры письменно.
Находим в исходном тексте диалог, выделяем в нём вопросительные предложения. Оформляем примеры письменно.
(1)Я очень
хотела иметь котёнка, но мама была против. (2)Я не знала, что делать.
(3)Несколько раз я притаскивала котят домой, но всякий раз мама выносила
их обратно.
(4)Сегодня я нашла
рыжего тощенького, большеглазого котёнка с порванным ухом и больной
лапой, но мама, как всегда была неумолима. (5)Я разревелась, разбросала
свои игрушки и, объявив голодовку, ушла с Рыжиком на пришкольный
участок. (6)Не помню, сколько я сидела на скамейке, но про меня все
забыли. (7)Котёнок спал у меня на коленках, а мне было так плохо, что
даже плакать не хотелось. (8)Ребят становилось всё меньше и меньше, а я
всё сидела с больным беспомощным котёнком и согревала его тёплым шарфом,
который успела прихватить из дому.
(9)Вдруг ко
мне подошёл белобрысый Славка, которого часто дразнили мальчишки,
называя Блохой. (10)Славку так прозвали, потому что он любил
подпрыгивать и делал это очень смешно. (11)Выбежит из подъезда – и как
подпрыгнет! (12)У Славки глаза были такими большими, что казалось, что
он какой-то ненастоящий, этот Славка, а глаза ему просто вшили
искусственные, но сделали их на совесть. (13)И уши Славкины были
аккуратными, даже красивыми. (14)Но прыгал он всё равно смешно.
– (15)Свет, а Свет, – тихо сказал Славка, – ты чего домой не идёшь?
– (16)Не пускают меня с ним. (17)Видишь, лапа у него. (18)Куда я его? (19)А мама даже забыла про меня.
– (20)А знаешь,
давай его мне, – жалобно пропел Славка, – (21)У нас уже две кошки есть,
будет и третья с нами жить. (22)Мамка ей быстро и ухо, и лапу вылечит.
(23)Я чуть не лопнула от зависти. (24)Во мне что-то как ухнет, как бабахнет, но я всё-таки при Славке не заплакала.
(25)«Это же надо, – подумала я, – у них целых две кошки, и Славка может третью в дом принести!»
(26)Делать было
нечего. (27)Котёнок жалобно мяукал, и я отдала Блохе Рыжика, а сама
поплелась домой. (28)В желудке моём что-то урчало и булькало, и я,
прошмыгнув на кухню и раздобыв бутерброды с колбасой, села перед
телевизором и надулась, как мыльный пузырь. (29)Мама вязала папе свитер,
а папа с головой залез в Интернет.
– (30)Ну, – сказала она, наконец, – успокоилась? (31)Сколько можно таскать в дом этих заразных кошек?
(32)Тут я не
выдержала. (33)Из меня потекли такие слёзы, что я сама испугалась.
(34)Наверное, весь сок, весь чай и вся другая жидкость, которую я выпила
за свои семь лет, скопилась где-то во мне и дождалась своего часа,
чтобы вылиться бурным потоком из моих глаз.
– (35)У неё ла-па-па, лапа бо, бо-лит, а е-ей тоже жи-жить надо, – выдавливала я слова, захлёбываясь горькими слезами.
– (36)Она жи-жи-жива-я, – не унималась я, вздрагивая при каждом слове.
(37)Не знаю, что
случилось с моими родителями. (38)Наверное, они испугались за моё
здоровье. (39)А может, им действительно стало жаль бездомного котёнка.
(40)Всё-таки у мамы с папой было сердце, но через час Рыжик, с
забинтованной лапой, лежал на мягкой подстилке в большой уютной коробке
из-под какой-то папиной железяки. (41)А я сидела рядом с котёнком в
кресле и думала, как хорошо, что у меня есть дом, папа, мама и братья.
(42)Скоро они приедут из лагеря, и мы будем воспитывать Рыжика втроём.
(43)Котёнок сопел в
коробке, напевая свой добрый мурчащий мотив, под который по квартире
неслышно пробирались дядюшка Сон и тётушка Дрёма, неся в сундучках
волшебные сказки.
– (44)Я люблю тебя,
Рыжик, – прошептала я сквозь сон, и на душе у меня стало так радостно,
как не бывало, наверное, никогда. (По Е.Ранневой)Раннева Елена Алексеевна - педагог, музыкант, поэт, автор более 20 детских книг, изданных в Челябинске, Миассе и других городах Челябинской области.
Шаг 5
Формулируем заключительную часть сочинения.
Предлагаю собственный ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ по высказыванию И.В.Артюшкова
В своём высказывании И.В.Артюшков утверждает, что вопросительные предложения чаще всего употребляются в диалоге, так как они выражают стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чём-то. Давайте убедимся в этом на конкретных примерах.
В
тексте Ранневой Е.А. я нашла 4 вопросительных предложения. Все они
являются частью диалога и представляют собой реплики, принадлежащие
разным героям. Так, предложения 15, 18 - это вопросы, которые задают
друг другу герои текста Славка и Света с целью получить интересующую их
информацию. Предложения 30 и 31 содержат вопросы, которые задаёт мама
дочке для того, чтобы удостовериться в том, что Света успокоилась.
Таким образом, действительно, основной сферой употребления вопросительных предложений является диалог.
План сочинения
1. Объясняем смысл высказывания.
2. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
3. Делаем вывод.
Комментариев нет:
Отправить комментарий