Здесь вы сможете найти сам текст произведения http://az.lib.ru/t/tynjanow_j_n/text_0050.shtml
Введя в поэму Евгения, Пушкин поставил острейшую проблему противоречивости исторического прогресса. Поэт дал свое решение и вместе с тем, как и в других случаях, «открыл» сложную тему для художников будущих поколений. Тынянов обращается к тому моменту жизни Петра, когда царь перестает быть «властелином судьбы» и сам становится ее жертвой. Этой иронии «избегли немногие исторические деятели» . В тыняновском повествовании сама смерть Петра является как бы результатом или, во всяком случае, символом смены эпох, исторических сдвигов. Писатель берет именно тот момент, когда разгул цинизма, низменных страстей, растления в среде господствующих классов уже никак и ничем оправдать невозможно. «Иронию» происходящих событий ощущает в «Восковой персоне» сам умирающий Петр.
Он видит, как приостанавливается дело всей его жизни, и горько переживает свое бессилие что-либо изменить. Причина не столько в его болезни, сколько в том, что он оказался перед лицом обстоятельств и фактов, с которыми ему не совладать. Симпатии писателя к Петру, предстающему фигурой трагической, несомненны, но столь же несомненно стремление избежать какой бы то ни было идеализации образа царя и всей ситуации, складывающейся к моменту его смерти. Петр чувствует, что умирает среди трудов незаконченных, но могли ли они быть вообще продолжены так, как хотелось бы царю? Ему снится ноша - та, что он тащил на себе всю жизнь. Во сне он перетаскивает ее с места на место в абсолютной пустоте. Что означает «пустота» для болезненного сознания Петра? Многое. Меншиков - «любимец миньон» -вор. И не один лишь Данилыч вор. Рядом с комнатой, где умирает царь, в каморке сидит царский следователь, «генерал-фискал», и «шьет» дело, одно за другим,- на Меншикова, на знатнейших людей в государстве и на «ее самодержавие» в их числе. Масштабы беззаконий, хищений, развращения нравов огромны. И в результате «дело идет», дело «стоит». «Дела», которые шьет следователь, лишь выражение того, что застопорилось главное «дело», ради которого жил царь.
В этом, а не в болезни главная причина его смерти. На сообщения своего тайного следователя Петр реагирует непонятно: не то, мол, нужно дальше расследовать, не то, мол, брось, теперь все равно. Умирая, царь оказывается в тупике и сам это понимает. Писатель стремился создать картину эпохи, ее образ, раскрыть главные особенности, при этом хотел обойтись малым объемом. Отсюда необычайная емкость повествования, нелегкая для восприятия. Петр умирает, окруженный «наследниками» - Екатериной, Меншиковым, Ягужинским. Для Меншикова и других «птенцов гнезда Петрова» мир трудов превратился в мир интриг, склок, борьбы честолюбий и жажды власти. Бывшие соратники Петра вместе с творческой энергией утратили жизнелюбие, они внутренне омертвели. В противовес им автор воспевает гений Растрелли, в первую очередь как автора воскового подобия Петра. Петр и Растрелли любят работу и творчество. В художественное единство «Восковой персоны» входит и линия народных «низов». Петр мог вершить свои великие, а его наследники - свои недостойные дела.
Растрелли имел возможность творить благодаря тому, что с народа драли семь шкур. Автор «Восковой персоны» опровергает мысль, будто толща народная живет вне истории. Все это приближает изображаемую эпоху к современной автору. Невольно сравниваешь время, видишь аналогии - не к этому ли стремился Тынянов, живший в одну из суровейших эпох, заставляя читателей задуматься об уроках истории.
- Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I? Какие детали в поведении Екатерины подчеркивают неискренность ее переживаний? Очень четко описаны в повести первые часы после смерти государя. Манера повествования в повести суровая и ясная. И Екатерина, и Данилыч, и все прочие обозначили свое горе достаточно отчетливо. У Данилыча «глаза покраснели, стали волчьи, злые от грусти… Екатерина возрыдала. Кто в первый раз услыхал этот рев, тот испугался, тот почуял — есть хозяйка. И нужно реветь. И весь дом заревел и казался с улицы разнообразно ревущим».
- Какой предстает восковая персона в восприятии «хозяйки», «ее самодержавия»? Почему даже восковое подобие императора продолжает беспокоить живых? «Гипсовый портрет смотрел на всех яйцами надутых глаз, две морщины были на лбу, и губа была дернута влево, а скулы набрякли материею и гневом…
- Сопоставьте две фразы из восьмой части четвертой главы: «Сидит один, и неизвестно, для чего он нужен…» и «Итак он сидел, ото всех покинутый…». Что отличает их друг от друга, кому они принадлежат? Почему восковое подобие отправлено в кунсткамеру («Там ему место»)? Первая фраза передает сомнения «хозяйки», а вторая — оценку ситуации автором. Обе они объясняют причину, по которой восковое подобие было отправлено в кунсткамеру.
- В пятой главе, как и во второй, дается описание кунсткамеры от лица свидетеля всего происходящего. Одинаковы ли эти описания? Обратите внимание на сам тон повествования. Как изображена «встреча» восковой персоны с одним из живых «монстров» кунсткамеры? В пятой главе описана процедура перемещения восковой персоны в кунсткамеру и события, которые там произошли. Сначала к персоне приблизился шестипалый, а позже и сам господин Ягужинский. И оба они не знали, что персона может подняться при нажиме на особую пружинку, и оба были потрясены тем, что восковая персона поднялась во весь рост.
- Тынянов, часто говоря о восковом подобии императора, употребляет слова «сидел», «сидит». Почему же «воск встал», указав на дверь генерал-прокурору Ягужинскому? Что означает этот жест и относится ли он только к Ягужинскому? Говоря о восковой персоне, автор имеет в виду тот облик, который придал ему скульптор. Выражение «воск встал», скорее всего, подчеркивает то, что даже восковое подобие все же хранит в себе отблеск былой власти и сильнее тех, кто пытается проявить неуважение даже к восковому изображению великого императора.
И ей не мог быть приятен вид, открывавшийся в палате: на возвышенных креслах, под балдахином сидело восковое подобие… Сидит один, и неизвестно, для чего он нужен… И хоть оно восковое, а все в императорском звании». Таковы мысли, которые возникали при взгляде на восковую персону.
Петровское время в произведении Ю. Н. Тынянова «Восковая персона»
В повести «Восковая персона» Юрий Николаевич Тынянов обращается к
Петровской эпохе, продолжая художественно исследовать природу и
противоречия русского самодержавия. Но и тут «посредником» между
Тыняновым и эпохой оказался, разумеется, Пушкин. Для великого поэта
воплощением Петра, его дел и устремленности в будущее стал памятник
Фальконе. Однако Пушкин строит свою поэму «Медный всадник» на антитезе,
которой в памятнике нет. В «Медном всаднике» важнейшее значение имеет
противопоставление Петра, «мощного властителя судьбы», Евгению,
предстающему тут «игралищем судьбы» и ее жертвой. Хвала Петру, одическое
изображение того, что он сотворил, неотделимо в поэме от печального
рассказа про «бедного» Евгения, вступившего в своеобразный конфликт с
кумиром на бронзовом коне.Введя в поэму Евгения, Пушкин поставил острейшую проблему противоречивости исторического прогресса. Поэт дал свое решение и вместе с тем, как и в других случаях, «открыл» сложную тему для художников будущих поколений. Тынянов обращается к тому моменту жизни Петра, когда царь перестает быть «властелином судьбы» и сам становится ее жертвой. Этой иронии «избегли немногие исторические деятели» . В тыняновском повествовании сама смерть Петра является как бы результатом или, во всяком случае, символом смены эпох, исторических сдвигов. Писатель берет именно тот момент, когда разгул цинизма, низменных страстей, растления в среде господствующих классов уже никак и ничем оправдать невозможно. «Иронию» происходящих событий ощущает в «Восковой персоне» сам умирающий Петр.
Он видит, как приостанавливается дело всей его жизни, и горько переживает свое бессилие что-либо изменить. Причина не столько в его болезни, сколько в том, что он оказался перед лицом обстоятельств и фактов, с которыми ему не совладать. Симпатии писателя к Петру, предстающему фигурой трагической, несомненны, но столь же несомненно стремление избежать какой бы то ни было идеализации образа царя и всей ситуации, складывающейся к моменту его смерти. Петр чувствует, что умирает среди трудов незаконченных, но могли ли они быть вообще продолжены так, как хотелось бы царю? Ему снится ноша - та, что он тащил на себе всю жизнь. Во сне он перетаскивает ее с места на место в абсолютной пустоте. Что означает «пустота» для болезненного сознания Петра? Многое. Меншиков - «любимец миньон» -вор. И не один лишь Данилыч вор. Рядом с комнатой, где умирает царь, в каморке сидит царский следователь, «генерал-фискал», и «шьет» дело, одно за другим,- на Меншикова, на знатнейших людей в государстве и на «ее самодержавие» в их числе. Масштабы беззаконий, хищений, развращения нравов огромны. И в результате «дело идет», дело «стоит». «Дела», которые шьет следователь, лишь выражение того, что застопорилось главное «дело», ради которого жил царь.
В этом, а не в болезни главная причина его смерти. На сообщения своего тайного следователя Петр реагирует непонятно: не то, мол, нужно дальше расследовать, не то, мол, брось, теперь все равно. Умирая, царь оказывается в тупике и сам это понимает. Писатель стремился создать картину эпохи, ее образ, раскрыть главные особенности, при этом хотел обойтись малым объемом. Отсюда необычайная емкость повествования, нелегкая для восприятия. Петр умирает, окруженный «наследниками» - Екатериной, Меншиковым, Ягужинским. Для Меншикова и других «птенцов гнезда Петрова» мир трудов превратился в мир интриг, склок, борьбы честолюбий и жажды власти. Бывшие соратники Петра вместе с творческой энергией утратили жизнелюбие, они внутренне омертвели. В противовес им автор воспевает гений Растрелли, в первую очередь как автора воскового подобия Петра. Петр и Растрелли любят работу и творчество. В художественное единство «Восковой персоны» входит и линия народных «низов». Петр мог вершить свои великие, а его наследники - свои недостойные дела.
Растрелли имел возможность творить благодаря тому, что с народа драли семь шкур. Автор «Восковой персоны» опровергает мысль, будто толща народная живет вне истории. Все это приближает изображаемую эпоху к современной автору. Невольно сравниваешь время, видишь аналогии - не к этому ли стремился Тынянов, живший в одну из суровейших эпох, заставляя читателей задуматься об уроках истории.
Как отнеслись первые
люди государства к смерти Петра I? Какие детали в поведении Екатерины
подчеркивают неискренность ее переживаний?
Очень четко описаны в повести первые часы после смерти государя. Манера
повествования в повести суровая и ясная. И Екатерина, и Данилыч, и все
прочие обозначили свое горе достаточно отчетливо. У Данилыча «глаза
покраснели, стали волчьи, злые от грусти… Екатерина возрыдала. Кто в
первый раз услыхал этот рев, тот испугался, тот почуял — есть хозяйка. И
нужно реветь. И весь дом заревел и казался с улицы разнообразно
ревущим».
Какой предстает восковая персона в восприятии «хозяйки», «ее
самодержавия»? Почему даже восковое подобие императора продолжает
беспокоить живых?
«Гипсовый портрет смотрел на всех яйцами надутых глаз, две морщины были
на лбу, и губа была дернута влево, а скулы набрякли материею и гневом…
И ей не мог быть приятен вид, открывавшийся в палате: на возвышенных
креслах, под балдахином сидело восковое подобие… Сидит один, и
неизвестно, для чего он нужен… И хоть оно восковое, а все в
императорском звании». Таковы мысли, которые возникали при взгляде на
восковую персону.
Сопоставьте две фразы из восьмой части четвертой главы: «Сидит один, и
неизвестно, для чего он нужен…» и «Итак он сидел, ото всех покинутый…».
Что отличает их друг от друга, кому они принадлежат? Почему восковое
подобие отправлено в кунсткамеру («Там ему место»)?
Первая фраза передает сомнения «хозяйки», а вторая — оценку ситуации
автором. Обе они объясняют причину, по которой восковое подобие было
отправлено в кунсткамеру.
В пятой главе, как и во второй, дается описание кунсткамеры от лица
свидетеля всего происходящего. Одинаковы ли эти описания? Обратите
внимание на сам тон повествования. Как изображена «встреча» восковой
персоны с одним из живых «монстров» кунсткамеры?
В пятой главе описана процедура перемещения восковой персоны в
кунсткамеру и события, которые там произошли. Сначала к персоне
приблизился шестипалый, а позже и сам господин Ягужинский. И оба они не
знали, что персона может подняться при нажиме на особую пружинку, и
оба были потрясены тем, что восковая персона поднялась во весь рост.
Тынянов, часто говоря о восковом подобии императора, употребляет слова
«сидел», «сидит». Почему же «воск встал», указав на дверь
генерал-прокурору Ягужинскому? Что означает этот жест и относится ли он
только к Ягужинскому?
Говоря о восковой персоне, автор имеет в виду тот облик, который придал
ему скульптор. Выражение «воск встал», скорее всего, подчеркивает то,
что даже восковое подобие все же хранит в себе отблеск былой власти и
сильнее тех, кто пытается проявить неуважение даже к восковому
изображению великого императора.
Больше сочинений и гдз на: http://vsesochineniya.ru/yu-n-tynyanov-voskovaya-persona-glava-chetvertaya-pyataya-kak-otneslis-pervye-lyudi-gosudarstva-k-smerti-petra-i.html
Больше сочинений и гдз на: http://vsesochineniya.ru/yu-n-tynyanov-voskovaya-persona-glava-chetvertaya-pyataya-kak-otneslis-pervye-lyudi-gosudarstva-k-smerti-petra-i.html
ГЛАВА Четвертая-Пятая. Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I?
Больше сочинений и гдз на: http://vsesochineniya.ru/yu-n-tynyanov-voskovaya-persona-glava-chetvertaya-pyataya-kak-otneslis-pervye-lyudi-gosudarstva-k-smerti-petra-i.html
Больше сочинений и гдз на: http://vsesochineniya.ru/yu-n-tynyanov-voskovaya-persona-glava-chetvertaya-pyataya-kak-otneslis-pervye-lyudi-gosudarstva-k-smerti-petra-i.html
ГЛАВА Четвертая-Пятая. Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I?
Больше сочинений и гдз на: http://vsesochineniya.ru/yu-n-tynyanov-voskovaya-persona-glava-chetvertaya-pyataya-kak-otneslis-pervye-lyudi-gosudarstva-k-smerti-petra-i.html
Больше сочинений и гдз на: http://vsesochineniya.ru/yu-n-tynyanov-voskovaya-persona-glava-chetvertaya-pyataya-kak-otneslis-pervye-lyudi-gosudarstva-k-smerti-petra-i.html
ГЛАВА Четвертая-Пятая. Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I?
Больше сочинений и гдз на: http://vsesochineniya.ru/yu-n-tynyanov-voskovaya-persona-glava-chetvertaya-pyataya-kak-otneslis-pervye-lyudi-gosudarstva-k-smerti-petra-i.html
Больше сочинений и гдз на: http://vsesochineniya.ru/yu-n-tynyanov-voskovaya-persona-glava-chetvertaya-pyataya-kak-otneslis-pervye-lyudi-gosudarstva-k-smerti-petra-i.html
ГЛАВА Четвертая-Пятая. Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I?
Больше сочинений и гдз на: http://vsesochineniya.ru/yu-n-tynyanov-voskovaya-persona-glava-chetvertaya-pyataya-kak-otneslis-pervye-lyudi-gosudarstva-k-smerti-petra-i.html
Больше сочинений и гдз на: http://vsesochineniya.ru/yu-n-tynyanov-voskovaya-persona-glava-chetvertaya-pyataya-kak-otneslis-pervye-lyudi-gosudarstva-k-smerti-petra-i.html
взято из сборника Готовые домашние задания"!!
ОтветитьУдалитьИсточник: Интернет
Удалить