Рассуждение имеет своей целью выяснить какое-либо понятие, развить, доказать или опровергнуть какую-либо мысль. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в последовательной форме. Рассуждением называется и ряд суждений, относящихся к какому-либо вопросу, которые следуют одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают другие, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос.
Классический вид умозаключения представляет собой следующие логические операции:
Все гориллы – приматы.
Все приматы – позвоночные.
__________________________
Все гориллы – позвоночные.
В риторике речь-рассуждение получила название «хрия». Структура классической (строгой) хрии состоит из восьми последовательных частей:Все приматы – позвоночные.
__________________________
Все гориллы – позвоночные.
Схема хрии может быть более свободной: слегка меняться последовательность частей, некоторые из них могут быть вообще опущены.
Примером почти строгой хрии (с пропуском примера и свидетельства) может служить одна из «Тускуланских бесед» Цицерона на тему: «Не стоит бояться смерти (Сократ)».
Некогда Сократ, обвинённый в смертном преступлении, и от
защитника отказался, и перед судьями не угодничал, а держался вольного
упорства (порождённого высокостью души, а отнюдь не гордынею!)
...Наконец, уже почти со смертоносной чашею в руке, разговаривал он так,
словно ему угрожала не бездна смерти, а восхождение в небеса [1. Приступ].
Рассуждал и говорил он об этом так. Два есть пути. Два есть пути, две дороги для душ, отходящих от тел [2. Разъяснение темы].
Кто пятнает себя людскими пороками, впадает в ослепляющие похоти и оттого или оскверняет пороком или нечестием свой дом, или затевает неискупимые коварства и насилия против своего государства, у тех дорога кривая, уводящая их прочь от сонма богов. А кто сохранил себя чистым и незапятнанным, меньше всех занимался делами телесными и всегда был от них отрешён, тот и в людском теле вёл жизнь, подобную богам, и такие люди находят возвратный путь туда, откуда пришли [3. Причина-довод].
При том вспоминает он лебедей, которые недаром посвящены Аполлону, потому что, видимо, получили от него дар предвиденья: как они, предчувствуя, что в смерти – благо, умирают с наслаждением и песнею, – так пристало умирать всем, кто добр и учён [4. Подобие].
В этом не приходится сомневаться – лишь бы не случилось с нами в наших рассуждениях о душе то, что часто бывает, когда смотришь на заходящее солнце и на этом совсем теряешь зрение; так и острота ума, обращённая на самое себя, порой притупляется, и поэтому мы утрачиваем зоркость наблюдения [5. Противное].
Так носится наш разум, как ладья в бескрайнем море, среди сомнений, подозрений, многих колебаний и страхов [8. Заключение].
Рассуждение (хрия) – один из приёмов риторики. Но
этот тип речи встречается не только там. Тексты-рассуждения можно
обнаружить во всех функциональных стилях, причём они весьма разнообразны
по конкретным проявлениям. Так, разновидностями рассуждений являются
всякого рода определения, в которых определяемое понятие соотносится с
ближайшим родом, к которому оно принадлежит, и указывается на
характерные признаки, отличающие данное понятие от других, принадлежащих
к этому же роду (видовые отличия):Рассуждал и говорил он об этом так. Два есть пути. Два есть пути, две дороги для душ, отходящих от тел [2. Разъяснение темы].
Кто пятнает себя людскими пороками, впадает в ослепляющие похоти и оттого или оскверняет пороком или нечестием свой дом, или затевает неискупимые коварства и насилия против своего государства, у тех дорога кривая, уводящая их прочь от сонма богов. А кто сохранил себя чистым и незапятнанным, меньше всех занимался делами телесными и всегда был от них отрешён, тот и в людском теле вёл жизнь, подобную богам, и такие люди находят возвратный путь туда, откуда пришли [3. Причина-довод].
При том вспоминает он лебедей, которые недаром посвящены Аполлону, потому что, видимо, получили от него дар предвиденья: как они, предчувствуя, что в смерти – благо, умирают с наслаждением и песнею, – так пристало умирать всем, кто добр и учён [4. Подобие].
В этом не приходится сомневаться – лишь бы не случилось с нами в наших рассуждениях о душе то, что часто бывает, когда смотришь на заходящее солнце и на этом совсем теряешь зрение; так и острота ума, обращённая на самое себя, порой притупляется, и поэтому мы утрачиваем зоркость наблюдения [5. Противное].
Так носится наш разум, как ладья в бескрайнем море, среди сомнений, подозрений, многих колебаний и страхов [8. Заключение].
Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций [родовая принадлежность], с помощью которых усиливается выразительность речи, усиливается её воздействие на адресата [видовые отличия от других синтаксических конструкций].
Определение раскрывается, развивается в объяснении. И нередко
определение сопровождается объяснением. Продемонстрируем это на примере
объяснения термина «риторический вопрос», следующего за его
определением:
Риторический вопрос есть риторическая фигура выделения смысловых центров речи [определение]. Риторический
вопрос в строгом смысле слова должен содержать в себе утверждение или
отрицание и не требовать от адресата ответа, а, точнее, подразумевать
однозначный ответ, подсказывать его слушателю [объяснение].
Безусловно, основная сфера использования текстов-рассуждений –
научный стиль (например, теорема и её доказательство). И это вполне
естественно, поскольку именно там приходится чаще всего доказывать,
развивать, утверждать или опровергать какую-либо мысль.Но весьма распространены рассуждения и в художественной речи, например, в философской, психологической прозе. Достаточно вспомнить знаменитые философские размышления Л.Н. Толстого о причинах исторического развития в эпопее «Война и мир»:
Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но
потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий
ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из
которых каждый отдельно может представляться причиною, хватается за
первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических
событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым
первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей,
которые стоят на самом видном историческом месте, – исторических героев.
Но стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то
есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы
убедиться, что воля исторического героя не только не руководит
действиями масс, но сама постоянно руководима. Казалось бы, всё равно,
понимать значение исторического события так или иначе. Но между
человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток, потому
что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это
свершилось, потому что должно было свершиться, существует то же
различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля
стоит твёрдо и планеты движутся вокруг неё, и теми, которые говорили,
что они не знают, на чём держится земля, но знают, что есть законы,
управляющие движением и её, и других планет. Причин исторического
события – нет и не может быть, кроме единственной причины всех причин.
Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти
нащупываемые нами. Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы
вполне отрешимся от отыскиванья причин в воле одного человека, точно
так же, как открытие законов движения планет стало возможно только
тогда, когда люди отрешились от представления утверждённости земли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий