вторник, 4 ноября 2014 г.

ОЛИМПИАДА ЛИТЕРАТУРА 7 КЛАСС

1 этап

№1.  Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каких из них дуб – это символ «вечной» природы, противопоставленный «бренной» жизни человека? Аргументируйте свой ответ.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживёт мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

А.С. Пушкин


… Чтоб весь день, всю ночь мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

М.Ю. Лермонтов

 
№2. Верите ли вы, что 1) панночка была ведьмой;  2) поэт А.С. Пушкин обожал зиму;  3) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии;  4) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе;  6)  песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 7) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов;  8) Ася гуляла по Бежину лугу?

№3. Вспомните и запишите по памяти строки из произведений А.С. Пушкина, в которых встречаются такие слова:
  • очарованье, прощальная, увяданье, багрец; 
  • на дровнях, почуя, бразды, на облучке, жучку.
После того как запишите строки, назовите эти произведения.

№4. Вспомните и назовите подлинное имя героев:
   Дефорж; соперник купца Калашникова; два кавказских пленника; герой по прозвищу Хамелеон, горный мастер, Карлик Нос, барышня-крестьянка, Человек-амфибия, человек на часах, Бирюк.

№5. По словам А.Твардовского, «заглавие не реклама, а само произведение… Простые слова заглавия под конец чтения  должны наполниться смыслом…» Какие произведения, на ваш взгляд, имеют  самые интересные, необычные заглавия? Объясните свой выбор.

№6. Напишите  небольшое сочинение: опишите литературного героя, кого вы считаете чудаком.

2 этап


№1. Читая стихотворения, нужно учиться видеть настроение автора, его внутренний мир, те средства, с помощью которых создаётся каждый образ. Докажите, что вы умеете читать лирическое произведение, анализируя стихотворение известного русского поэта Х1Х века А.А. Фета (1820 -1892).
Ещё весны душистой нега                               
К нам не успела снизойти,                             
Ещё овраги полны снега.                                 
Еще зарёй гремит телега                                  
На замороженном пути.                                    
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет
И соловей ещё не смеет
Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая
Уж есть в прилётных журавлях.
Их, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.

№2. Опишите своего любимого литературного героя, не называя его имени, но так, чтобы его можно было узнать, используя 3-4 предложения.

№3. Какие повести о своих ровесниках вы знаете и любите? Когда и почему вы их  запомнили? Приведите 2-3 примера.

№4. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?
 «Синяя птица», «Людмила», «Снегурочка», «В дурном обществе», «Пестрая лента», «Заколдованное место», «Жена-доказчица», «Соловей», «Ашик-Кериб», «Золотой жук».

№5.  С этими местами связаны события многих произведений:   Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места?
Москва, монастырь, парадный подъезд, Оренбург, крепость, старинный замок, лачуга у моря, улица Морг, Итака, Миссисипи.

№6.  Назовите 3-4 писателей, с помощью которых Вы узнали о детстве, о других людях,  о  вечном и преходящем. Что  вы знаете об их творчестве?

№7. «Личная библиотека – это не просто набор книг, в неё должны попадать только нужные книги, которые отвечают потребностям ума и души хозяина библиотеки». Как Вы понимаете смысл этого высказывания? Приведите не менее 3  аргументов, опираясь на свой читательский опыт.

 4 этап


№1.  «Личная библиотека – это не просто набор книг, в неё должны попадать только нужные книги, которые отвечают потребностям ума и души хозяина библиотеки». Какие книги есть в вашей домашней библиотеке?  Как характеризуют книги членов вашей семьи? Назовите 3-5 ваших любимых авторов и их книги.  Объясните свой выбор.

№2. Что в тексте Виктора Астафьева подсказывает вам, что это невыдуманный рассказ? Продолжи этот текст, написав  10-12  предложений.
 Глухой зимою, во времена тихие, сонные нашу школу взбудоражило неслыханно важное событие. Из города на подводе приехал фотограф! И не просто так приехал, по делу – приехал фотографировать … нас, учащихся овсянской школы.

№3. Пётр Гринёв, Маша Миронова, Тарас Бульба, Саня Григорьев, Дон Кихот.  Определите, какие авторы придумали этих героев. Выберите одного из героев, дайте ему подробную характеристику, напомните, какие события произошли с ним? Как сложилась его судьба?   

№4. Назовите 1-2 писателей, которые, на ваш взгляд, сочинили очень интересные  повести о ваших ровесниках. Когда и почему вы их  запомнили? Расскажите, что  вы знаете об их жизни и творчестве?

№5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

В. КРУПИН

СБРОСЬ МЕШОК!  

В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.
И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а всё равно. Дождь шёл, промокла я, продрогла, всё прокляла.
К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри-ка какая красота». Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу». – «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь – и не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли». Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала – пожар.
Вятка красная. Радуга во всё небо. А под радугой, как под дугой солнышко. Поглядела я – как будто умылась, дышать легче стало.
И вот, думаю, не обрати моё внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.
Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шёпотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.
Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени -  и рвать. Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать. Давай просто так уйдём». Я засмеялась: «Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».
И вот чем закончу. У той дочки своя дочь. Гуляем мы втроём в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «смотри, Машенька, какие облака».

  • Понравился ли вам рассказ? Что помогло героине победить усталость?
  • От чьего лица ведётся повествование? Кто рассказывает историю своей жизни?
  • Что же объединяет три поколения этой семьи? Прокомментируйте название рассказа.

№6. Закончите стихотворные строчки, подобрав правильную рифму. Как вы понимаете строчку «Слухают ракиты посвист ветряной…»? С каким чувством рассказывает поэт о родине? Какие ещё стихотворения о  родине вы знаете? Назовите.

С. ЕСЕНИН

***                                                

Топи да болота,                                                              
Синий плат _____.                                            
Хвойной позолотой                                         
Взвенивает лес.                                                  

Тенькает синица                                               
Меж лесных ______,                                        
Тёмным елям снится                                        
Гомон косарей.                                                 

По лугу со скрипом
Тянется обоз -
Суховатой ______
Пахнет от колёс.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой _________!..


ОТВЕТЫ


1 этап
№1. Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каких из них дуб – это символ «вечной» природы, противопоставленный «бренной» жизни человека? Аргументируйте свой ответ.





Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживёт мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

А.С. Пушкин













 


… Чтоб весь день, всю ночь мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

М.Ю. Лермонтов

 

 








ОТВЕТ в стихотворении Пушкина.

№2.  Верите ли вы, что 1) панночка была ведьмой; + 2) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; - 3) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; - 4) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе; - 6)  песнь о вещем Олеге написал Пушкин; +7) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; + 8) Ася гуляла по Бежину лугу? –

№3. Вспомните и запишите по памяти строки из произведений А.С. Пушкина, в которых встречаются такие слова:
·         очарованье, прощальная, увяданье, багрец; 
·         на дровнях, почуя, бразды, на облучке, жучку.
После того как запишите строки, назовите эти произведения.

№4. Вспомните и назовите подлинное имя героев:
   Дефорж (Дубровский); соперник купца Калашникова (Кирибеевич); два кавказских пленника (Жилин и Костылин); герой по прозвищу Хамелеон (Очумелов), горный мастер (Данила), Карлик Нос (Якоб), барышня-крестьянка (Лиза Муромская), человек-амфибия (Ихтиандр), человек на часах (Постников), Бирюк (Фома).

№5. По словам А. Твардовского, «заглавие не реклама, а само произведение… Простые слова заглавия под конец чтения должны наполниться смыслом…» Какие произведения, на ваш взгляд, имеют самые интересные, необычные заглавия? Объясните свой выбор.
За рассуждение – 5 баллов, за каждый пример по 1 баллу.

№6. Оцениваем характеристику литературного героя- чудака – 5 баллов.


2 этап

№1. Оцениваем умение интерпретировать лирическое произведение через вычитывание смысла, через анализ тех средств, с помощью которых создаётся каждый образ. На баллы влияет и речевое оформление.  5 баллов                                                                                                                                    

 №2.   Описание любимого литературного героя дети составляют, не называя его имени, но так, чтобы его можно было узнать, используя 3-4 предложения. Если эксперт угадал героя, значит задание выполнено правильно.             3 балла

№3.  Дети могут назвать одну или несколько повестей о  своих ровесниках.  Могут быть названы повести как русских, так и зарубежных писателей. Главное –  что знают, привели ли  2-3 примера, объяснили ли свой выбор.
                                                                                                                   4 балла
 №4. Свой выбор дети аргументируют кратко, ссылаясь на факты (кто герой, место действия, сюжет). «Синяя птица» (М. Метерлинк), «Людмила» (В. Жуковский), «Снегурочка» (русская народная сказка или пьеса А.Н. Островского), «В дурном обществе» (В. Короленко), «Пестрая лента» (А. Конан-Дойл), «Заколдованное место» (Н. Гоголь), «Жена-доказчица» (русская народная сказка), «Соловей» (Г.Х. Андерсен), «Ашик-Кериб» (М. Лермонтов), «Золотой жук» (Э. По).
                                                                                                                      3 балла 
№5. Москва («Песня про царя Ивана Васильевича...»), монастырь («Три мушкетёра»), парадный подъезд («Размышления у парадного подъезда»), Оренбург («Капитанская дочка»), крепость («Калиф-аист»), старинный замок («Белая цапля»), лачуга у моря («Сказка о рыбаке и рыбке»), улица Морг («Убийство на улице Морг»), Итака («Одиссея»), Миссисипи («Приключения Геккельбери Финна»).
                                                                                                                      3 балла
№6. Дети могут назвать нескольких писателей, которые сочинили произведения о детстве, о людях, о вечном и преходящем.  Могут быть названы как русские, так и зарубежные писатели. Главное – знают ли дети об их жизни и творчестве.                                                                                                 3 балла

№7. Оцениваем аргументы, выбранные для того, чтобы объяснить смысл высказывания с опорой на свой читательский опыт. Должно быть не менее 3 аргументов. Обращаем внимание на речевое оформление работы.
                                                                                                                       5 баллов

    3 этап


№1. Оцениваем ответ по следующим критериям:  перечислены по тематике или жанру книги, которые есть в домашней библиотеке; пристрастия членов семьи и их выбор в чтении книг – 5 баллов. Ученик может назвать несколько книг и их авторов, но обязательно должен объяснить свой выбор. Если он назвал только одну книгу, но объяснение есть, то снижение идет на 1 балл. Если назвал, но не объяснил, то снижение – 1 балл.                                                                                     
                                                                                  Всего 5 баллов

№2. Невыдуманный рассказ – это рассказ, в котором повествуется о том, что было на самом деле. Как правило, в таком рассказе повествование идет от имени самого автора: Глухой зимою, во времена тихие, сонные нашу школу взбудоражило неслыханно важное событие. Из города на подводе приехал фотограф! И не просто так приехал, по делу – приехал фотографировать … нас, учащихся овсянской школы.
Участник олимпиады должен определить, что текст Виктора Астафьева – невыдуманный рассказ, по словам: «нашу школу, нас, учащихся овсянской школы» и пояснить данный термин. Если это сделано, то ученик получает 2 балла. Оцениваем также и продолжение этого текста (ученик может написать примерно 10-12 предложений), учитывая, конечно, содержание и речевое оформление получившегося рассказа, творческие находки и оригинальность – 5 баллов.                          
                                                                                 Всего 7 баллов

№3. Пётр Гринёв и Маша Миронова (А.С. Пушкин), Тарас Бульба (Н.В. Гоголь), Саня Григорьев (В. Каверин), Дон Кихот (М. Сервантес).  Дети определяют авторов, которые придумали своих героев. За правильный ответ 2 балла. Оцениваем подробную характеристику одного из героев –  4 балла, а также рассказ о том, какие события произошли с ним, как сложилась его судьба – 3 балла. За фактические и речевые ошибки снимаем 1 балл.                                                                    
                                                                              Всего 9 баллов

№4. Дети могут назвать одного или двух писателей, которые сочинили очень интересные произведения о подростках. Учитываем, соответствуют ли заявленные книги тематике – это должны быть книги о сложностях подросткового возраста, о взаимоотношениях подростка в школе и дома, о влиянии улицы на него. Могут быть названы как русские, так и зарубежные писатели. Важно узнать, когда и почему этих авторов запомнил участник олимпиады. Нужно учесть: помогли ли уроки литературы или ребенок больше занимается самостоятельным чтением вне программы. И ещё: знают ли дети об их жизни и творчестве. Если ребенок приводит несколько фактов о жизни или творчестве писателя, то ставим 4 балла. Если даёт свою оценку творчеству писателя, то даём поощрительный 1 балл. Если ещё рассказывает о содержании книг  или о героях, то даём ещё поощрительный 1 балл. Снимаем 1 балл за фактические ошибки, за неполный ответ.                                                                    
                                                                                Всего 6 баллов   

№5. Дети должны выполнить задания к тексту В. Крупина «Сбрось мешок!»                                        
В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.
И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а всё равно. Дождь шёл, промокла я, продрогла, всё прокляла.
К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри-ка какая красота». Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу». – «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь – и не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли». Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала – пожар.
Вятка красная. Радуга во всё небо. А под радугой, как под дугой солнышко. Поглядела я – как будто умылась, дышать легче стало.
И вот, думаю, не обрати моё внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.
Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шёпотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.
Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени -  и рвать. Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать. Давай просто так уйдём». Я засмеялась: «Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».
И вот чем закончу. У той дочки своя дочь. Гуляем мы втроём в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «смотри, Машенька, какие облака».
У  В. Крупина есть своё неповторимое слово о красоте, вызывающее у читателя озарение и прозрение, обогащающее и преображающее его духовный мир. Автору удаётся показать путь к духовному, путь из быта – в бытие (если ребенок не дал своей оценки рассказу, снимаем 1 балл).
«Мешок» дневных забот и тягот, лежащий на плечах человека, прижимает его к земле, лишает чувства полёта – 2 балла.  
Повествование идет от лица героини, рассказывающей историю о своей жизни. Она вспоминает свою юность, говорит о сегодняшнем дне: у неё есть дочка и внучка. В миниатюре нет портретов героев в традиционном смысле, но в сознании читателей создаются зримые образы. Варя – очень красивый человек. Она верно говорит, что если человек не видит красоты, то он «слепой». Красота природы преображает не только внешний, но и внутренний мир человека   2 балла.
 Жизнь часто тяготит нас будничным однообразием, а вот отец Вари чувствует красоту: он видит в солнце «коня чудесного, в радугу запряженного», и этим открытием делится с дочерью, а она – со своей дочерью. «Мешок» - это символ суетных забот, наполняющих нашу жизнь. Не каждый способен сбросить его.  Здесь-то и происходит прозрение героини. Красоту надо хранить в душе, а истинную любовь к красоте передавать из поколения в поколение – 2 балла.
Участник олимпиады может так прокомментировать название рассказа: миниатюра имеет заглавие в форме повелительного наклонения глагола, так как сказано о сокровенном (вспомним стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Стой!»). Сбрось мешок! – то есть поднимись выше обыденности и по-новому взгляни на окружающий мир – 2 балла.
За отсутствие речевых и прочих ошибок – поощрительные 2 балла.
                                                                                     Всего 10 баллов

№6. Участник олимпиады должен закончить стихотворные строчки, подобрав правильную рифму и объяснить строку «Слухают ракиты посвист ветряной…». Этот приём – олицетворение: ракиты слышат шум ветра. Здесь употреблено просторечное слово «слухают». С чувством грусти говорит поэт о своей родине: «край ты мой забытый»  2 балла.
Ученик называет несколько стихотворений о родине, которые знает – 1 балл.
Ученик назвал авторов стихотворений – 1 балл.
Если допущены фактические ошибки, то снимаем 1 балл.
                                                                                      Всего 6 баллов


***                                                С.ЕСЕНИН
Топи да болота,                                                  По лугу со скрипом              
Синий плат небес.                                             Тянется обоз -
Хвойной позолотой                                           Суховатой липой
Взвенивает лес.                                                  Пахнет от колёс.

Тенькает синица                                                Слухают ракиты
Меж лесных кудрей,                                         Посвист ветряной…
Тёмным елям снится                                         Край ты мой забытый,
Гомон косарей.                                                  Край ты мой родной!..

 
 







Комментариев нет:

Отправить комментарий