Не уйти человеку от природы
«Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», - так писал более ста лет назад Л.Н. Толстой. Есть ли счастье у людей сегодня? Все меньше становится чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей. В крупных городах людям уже нечем дышать.
Кто виноват в том, что
исчезло единение человека с природой? Почему наступило противостояние?
Ответы на эти вопросы ищут те, кто обеспокоен будущим человечества и
Земли. Среди защитников жизни на планете и русские писатели. Не одно
десятилетие к их мнению прислушиваются, обсуждают их книги, на них
равняются экологи и политики. Произведения В. Астафьева, В. Распутина,
Ч. Айтматова раскрываются наболевшие проблемы взаимоотношений человека и
природы. Но если в произведениях В. Астафьева и В. Распутина природа
погибает, хотя и не всегда покоряется, то у Айтматова она начинает
мстить человеку за все страдания.
С первых строчек романа
«Плаха» читатель чувствует тревожные мотивы конца света, гибели природы
перед сокрушающей деятельностью человека. «Машины, вертолеты,
скорострельные винтовки – и опрокинулась жизнь в Моюнкумской саванне
вверх дном…». Причина надругательства над природой самая прозаическая:
область не выполняет план по мясосдаче. В результате решено выполнить
его за счет ресурсов природы. В заповедных местах зверски истребляются
сайгаки.
Читателю хочется найти
ответы на многие вопросы. Главный из них - совместимы ли поступки
человека и природы? И выходит, что чаще всего несовместимы. Что может
быть трагичнее такого ответа, ведь человек сам – дитя природы.
В романе «Плаха» природу
олицетворяет семья волков. Волки – свободные, властные животные.
Поражает образ волчицы Акбары с прозрачно – синими божественными
глазами. Именно так красива, по мнению Айтматова, должна быть в нас
природа. Пока связи Акбары с миром людей не нарушены, она может жалеть
голого, беззащитного человека. Но вот человек вмешивается в хрупкую
гармонию природы: устраивает бойню. Во время охоты на сайгаков убивает,
сжигает, похищает волчат. Потеряв три выводка, волки начинают мстить
человеку. Однажды возле человеческого жилья Акбара встречает ребенка:
«Она кротко смотрела на малыша, дружелюбно помахивая хвостом». От этой
фразы тепло становится на душе. Для Акбары, как для любой матери, дети -
смысл жизни. Но волчица уносит ребёнка, и звучит трагический выстрел,
который зачеркивает обе жизни.
Трагедия семьи Бостона
приравнивается к трагедии семьи волков. Описывая гибель волчонка
Большеголового во время расстрела и гибель сына Бостона, писатель
обращается к одному образу: мир теряет звуки. И жена Бостона, оплакивая
сына, «…припала к изголовью и завыла так, как выла ночами Акбара».
В каждую строчку романа
писатель вдохнул частицу своей души. Его гражданская позиция говорит о
том, что он не может оставаться равнодушным, предвидя бедствия,
страдания человечества, занятого самоуничтожением. Нарисовав глобальное
противостояние человека и природы, Айтматов призывает к совести, добру и
ответственности каждого. «Плаха» звучит трагическим предупреждением:
если человек погубит природу, то и себе он вынесет смертный приговор.
Проблема «человек и природа»
- нравственная. Потому что отношение человека к природе можно считать
критерием гуманности. Она вырастает в проблему совести как одного из
качеств, отличающих человека от всего остального в мире.
Проблема «человек и природа»
и социальная. Потому что очень важно, кто будет на Земле хозяином, в
чьи руки попадут природные богатства. Будут ли эти руки принадлежать
людям бережливым, трудолюбивым и старательным. И будет ли благодаря им
цвести край родной,
Раскрывая эти аспекты
проблемы, литература помогает отстоять не только лучшее в жизни, но и
саму жизнь, даёт рецепты гармоничных отношений человека и природы.
Закончить сочинение я хочу словами уральского писателя Николая Никонова, потому что к его словам мне нечего добавить:
«Лес и город. Город и лес.
Торжество человека и торжество природы. Кто знает, как долго будут они
считаться неравными и почти врагами с тех еще пор, когда рожденное лесом
косматое существо подняло на него свою лапу с камнем-рубилом и первое
дерево со стоном пало к его ногам. Кто знает, сколько еще будет длиться
наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей,
прибежищем, одевало, хранило, грело, давало дышать и жить….»
(620 слов)
Анна Цыпаева
Комментариев нет:
Отправить комментарий