(1)Он
растяпа, этот Вовка. (2)Олег же его предупреждал! (3)Деревенские ребята
хорошие, но их надо авторитетом брать, после этого они станут друзьями –
во!
(4)А с авторитетом вот что вышло.
(5)Олег-то
в Ольшанке сто раз был. (6)Он только вылез из автобуса, и к нему сразу
кинулись мальчишки: Минтин, Витёк и Егорка. (7)Расхватали вещи и понесли
к дому его родни.
(8)А
у самого дома на Вовку пошёл какой-то сивобородый козёл. (9)Чего козёл
Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился,
споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь.
(10)Витёк и Минтин ка-ак захохочут, за ними – самый маленький – Егорка. (11)А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю.
(12)После обеда Минтин с Витьком повели компанию в лес в свой «фирменный» малинник.
(13)Вскарабкавшись
на обрыв по узенькой тропе, они очутились на заброшенной вырубке.
(14)Это и был малинник: запах малины, жара и шмелиное жужжание...
(15)Когда наелись малины, повернули назад и по дороге решили зайти в старый парк.
(16)Одна
из аллей шла в самый глухой угол парка. (17)Там стояла бывшая барская
контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.
(18)Солнце уже клонилось к закату, и было совсем по-вечернему.
– (19)Здесь чёрт живёт, – неожиданно сказал Минтин, – это все наши старики знают.
– (20)Там, – указал пальцем в небо Олег, – космонавты круглосуточно вкалывают, а у вас – черти!
(21)Олег пихнул Вовку коленом и губами показал: «Авторитет!..» (22)А вслух сказал:
– (23)Вовка, сходи в разведку и выведи этого чёрта на чистую воду.
(24)Вовка поморщился… (25)А может, правда там кто-нибудь есть?
– (26)Я с тобой пойду! – закричал Егорка.
– (27)Вдвоём и дурак сходит, – отрезал Олег. – (28)Или ты один иди, или я один.
– (29)Ладно, пошёл я, – сказал Вовка.
(30)Он понимал: Олег точно уж пойдёт вместо него, но тогда – хоть в другую школу уходи.
(31)Вовка
медленно зашагал к чёрному входу и замер. (32)Он зажмурил глаза,
досчитал до пяти и вошёл. (33)Его охватила холодная, как вода, тьма.
(34)Сердце стучало у самого горла... (35)Но глаза понемногу привыкли, и
тьма немного рассеялась. (36)Он глянул в самый тёмный угол – прямо на
него смотрели жуткие золотые глаза. (37)Ох и взвизгнул он, а потом
засмеялся мелким, как дрожь, смехом и пошёл на эти глаза, ведь он
разглядел под ними знакомую сивую бороду.
– (38)Сивка, – с облегчением произнёс Вовка.
– (39)Молоток, старик! (40)Теперь ты легенда, Минтин по всей деревне разнесёт, – как-то даже с завистью сказал Олег.
– (41)А, пустяки, главное, мы Сивку домой привели, – ответил Вовка и немного, конечно, соврал.
(42)Но он рад был происшествию, потому что Витёк его зауважал и Сивка оказался Сивкой, а не чем-то вроде...
(По В.И. Одноралову)∗
∗Одноралов Владимир Иванович (род. в 1946 г.) – оренбургский поэт, прозаик,
публицист и детский писатель.
публицист и детский писатель.
Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного
российского филолога О.Н. Емельяновой: «Авторская речь обладает не
только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не
только объект высказывания, но и самого говорящего». Аргументируя свой
ответ, 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы
можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами
О.Н. Емельяновой.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа,
написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не
оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение-рассуждение
Высказывание
современного российского филолога О.Н. Емельяновой я понимаю так.
Авторская речь не связана с речью какого-либо персонажа, её носителем в
прозаическом произведении является образ повествователя. Своеобразие его
языка определяется вложенным в произведение смыслом и речевой тканью и
характеризует самого говорящего. Приведу примеры из текста В.И.
Одноралова.
Например,
в предложении №11 встречаю фразеологизм «готов был провалиться сквозь
землю». Благодаря устойчивому сочетанию речь повествователя предстает
перед читателем: яркой, образной, эмоциональной, раскрывает его
характер, привлекает слушателей, делает общение более интересным, живым.
Так
же в авторской речи встречаю немало разговорных слов («растяпа»,
«шлёпнулся», «пустяки»), благодаря которым читатель может представить не
только характер рассказчика, но даже возраст. Перед нами подросток,
такой же мальчишка, как и те, о которых он рассказывает.
Таким
образом, можно сделать вывод: права была О.Н. Емельянова, утверждавшая,
что «авторская речь обладает не только изобразительностью, но и
выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и
самого говорящего».
Комментариев нет:
Отправить комментарий