ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ
Подумать только, как быстро время летит! Не успел я оглянуться, как
каникулы кончились и пришла пора идти в школу. Целое лето я только и
делал, что бегал по улицам да играл в футбол, а о книжках даже позабыл
думать. То есть я читал иногда книжки, только не учебные, а
какие-нибудь сказки или рассказы, а так чтоб позаниматься по русскому
языку или по арифметике – этого не было. По русскому я и так хорошо
учился, а арифметики не любил. Хуже всего для меня было – это задачи
решать. Ольга Николаевна даже хотела дать мне работу на лето по
арифметике, но потом пожалела и перевела в четвертый класс так, без
работы.
– Не хочется тебе лето портить, – сказала она. – Я переведу тебя
так, но ты дай обещание, что сам позанимаешься по арифметике летом.
Я, конечно, обещание дал, но, как только занятия кончились, вся
арифметика выскочила у меня из головы, и я, наверно, так и не вспомнил
бы о ней, если б не пришла пора идти в школу. Стыдно было мне, что я не
исполнил своего обещания, но теперь уж все равно ничего не поделаешь.
Ну и вот, значит, пролетели каникулы! В одно прекрасное утро – это
было первого сентября – я встал пораньше, сложил свои книжечки в сумку и
отправился в школу. В этот день на улице, как говорится, царило
большое оживление. Все мальчики и девочки, и большие и маленькие, как
по команде, высыпали на улицу и шагали в школу. Они шли и по одному, и
по двое, и даже целыми группами по нескольку человек. Кто шел не спеша,
вроде меня, кто мчался стремглав, как на пожар. Малыши тащили цветы,
чтобы украсить класс. Девчонки визжали. И ребята тоже некоторые визжали
и смеялись. Всем было весело. И мне было весело. Я был рад, что снова
увижу свой пионерский отряд, всех ребят-пионеров из нашего класса и
нашего вожатого Володю, который работал с нами в прошлом году. Мне
казалось, будто я путешественник, который когда-то давно уехал в
далекое путешествие, а теперь возвращается обратно домой и вот-вот
скоро уже увидит родные берега и знакомые лица родных и друзей.
Но все-таки мне было не совсем весело, так как я знал, что не
встречу среди старых школьных друзей Федю Рыбкина – моего лучшего
друга, с которым мы в прошлом году сидели за одной партой. Он недавно
уехал со своими родителями из нашего города, и теперь уж никто не
знает, увидимся мы с ним когда-нибудь или нет. И еще мне было грустно,
так как я не знал, что скажу Ольге Николаевне, если она меня спросит,
занимался ли я летом по арифметике. Ох, уж эта мне арифметика! Из-за
нее у меня настроение совсем испортилось.
Яркое солнышко сияло на небе по-летнему, но прохладный осенний ветер
срывал с деревьев пожелтевшие листья. Они кружились в воздухе и падали
вниз. Ветер гнал их по тротуару, и казалось, что листочки тоже куда-то
спешат.
(Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома)
Задания
1. Найдите в тексте имена собственные Какие еще признаки имен существительных вы знаете? Какие из этих признаков постоянны? Найдите в тексте существительное, у которого отсутствует форма единственного числа.
2. Выпишите из текста примеры существительных первого и второго склонения. Вспомните,
какие существительные относятся к третьему склонению, и придумайте
собственные примеры. Найдите разносклоняемое существительное Какой частью речи является слово родные в последнем предложении третьего абзаца?
3. Выпишите из двух первых абзацев по 2 глагола прошедшего,
настоящего и будущего времени. Найдите предложения, в которых есть все
эти времена.
4. Найдите слова, в написании которых используется дефис.
5. Найдите устойчивые выражения. Найдите в тексте историзм.
6. Как автор передает чувства мальчика? Какие средства он использует кроме прямого называния?
Комментариев нет:
Отправить комментарий