Давайте вспомним.
·
Чем отличается постое предложение от
сложного? (ПП – одна грамматическая основа, СП – две и больше).
·
На какие группы делятся сложные
предложения? (ССП, БСП, СПП).
·
Чем отличаются союзные предложения от
бессоюзных? (В ССП и СПП между частями предложений есть союзы).
· Какими бывают союзные предложения? (ССП и СПП).
Сравните два предложения:
1. В
Воронеже будет установлен памятник С.Я.Маршаку: известный писатель здесь
родился и жил.
2. В
Воронеже будет установлен памятник С.Я.Маршаку, так как известный писатель
здесь родился и жил.
-
В чём сходство предложений?
-
Чем они различаются?
-
Какое предложение более точно выражает причинные отношения между событиями?
-
Как это достигается?
-
Какой союз служит средством связи простых предложений в главном? Как называется
предложение с такими союзами?
-
Назовите части. Какая главная, какая зависимая? Как определили? В какой части
находится союз?
Вывод: Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в
главном. Подчинительный союз находятся в придаточной части.
-
Попробуем перестроить предложение, поменяв местами главное и придаточное.
Так как С.Я.Маршак родился и жил в Воронеже, известному писателю
здесь будет установлен памятник.
-
Можно ли придаточным предложением разорвать главное? Попробуем.
В Воронеже С.Я.Маршаку, так как известный писатель здесь родился
и жил, будет установлен памятник.
-
Всегда ли можно поменять местами главное и придаточное? Попробуйте.
В нашем городе есть библиотека, которая носит имя И.С. Никитина.
-
Каково место придаточного по отношению к главному?
Вывод: Придаточное предложение, как правило, может занимать любое
положение по отношению к главному.
-
Можно ли убрать придаточное предложение?
-
Начертим схемы предложений. Для чего служит запятая в СПП?
Вывод: Знаки препинания в СПП – выделительные.
Проанализируйте ещё одно предложение:
Когда Ивану Бунину исполнилось три года его семья переехала из
Воронежа в Еле где сейчас находится музей Бунина.
-
Прочитайте. Расставьте знаки препинания.
-
Какое это предложение? Как определили?
-
Сколько частей? Какая главная? Сколько придаточных? Выделите их.
-
Выделим средства связи.
-Попробуйте удалить или заменить каждое из них значимым словом.
Сделаем выводы о признаках СПП.
1. Наличие
двух или более грамматических основ в СПП.
2. Придаточное
предложение поясняет то, о чём говорится в главном и, как правило, может
занимать любое положение по отношению к главному.
3. Средства
связи: подчинительный союз или союзное слово и интонация.
4. Подчинительный
союз или союзное слово находятся в придаточной части.
5. Знаки препинания в СПП – выделительные.
Закрепление изученного.
Работа
с текстом.
(1)
Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы
найдете в их книгах. (2) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда
бывает очень тихо. (3) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (4) Они могут
рассказать вам замечательную сказку, от которой у вас будут гореть щеки и
уши...
(5)
Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран... (6) Что бы вы ни делали,
чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга.
(7)
С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на
далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее,
научитесь понимать и любить людей. (8) Приобретайте самые широкие знания,
читайте много и упорно. (По С.Маршаку)
ЗАДАНИЯ
1. Прочтите
про себя текст. Проверьте, все ли знаки препинания на месте? Расставьте, если
нужно. Списать текст, вставить
пропущенные знаки препинания.
2. Какова
проблема данного текста? (Роль книги в жизни человека.)
3. Назовите
авторскую позицию. (Книга поможет не только приобрести самые широкие знания, но
и научит «понимать и любить людей».)
4. Укажите,
какие средства выразительности использованы в предложении №4. (Олицетворение,
эпитет, метафора, фразеологизм.)
5. Какое средство связи использовано для связи 3 и 4 предложений? (Личное местоимение – они.)
Найдите СПП. Нарисуйте в тексте схемы предложений. Задайте вопрос к придаточному.
Посмотрите видеоурок с 4 мин. 44сек.
·
Комментариев нет:
Отправить комментарий