воскресенье, 13 ноября 2022 г.

Понятие о сложноподчиненном предложении.

Давайте вспомним.

·        Чем отличается постое предложение от сложного? (ПП – одна грамматическая основа, СП – две и больше).

·        На какие группы делятся сложные предложения? (ССП, БСП, СПП).

·        Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных? (В ССП и СПП между частями предложений есть союзы).

·        Какими бывают союзные предложения? (ССП и СПП).

     Сравните два предложения:

1.     В Воронеже будет установлен памятник С.Я.Маршаку: известный писатель здесь родился и жил.

2.     В Воронеже будет установлен памятник С.Я.Маршаку, так как известный писатель здесь родился и жил.

- В чём сходство предложений?

- Чем они различаются?

- Какое предложение более точно выражает причинные отношения между событиями?

- Как это достигается?

- Какой союз служит средством связи простых предложений в главном? Как называется предложение с такими союзами?

- Назовите части. Какая главная, какая зависимая? Как определили? В какой части находится союз?

Вывод: Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном. Подчинительный союз находятся в придаточной части.

Правописание суффиксов (причастие, деепричастие, наречие).

    

    В деепричастиях совершенного вида пишется та же гласная, что и в суффиксе неопределенной формы соответствующего глагола: увидеть — увидев. 

 Суффикс в наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом от кратких прилагательных, можно определить, подставив под соответствующий предлог слово «окно»: издавна (из окна); справа (с окна).  Запомните: смолоду; сроду; сослепу. 

Обратите внимание! 

    Это правило не следует прилагать к наречиям, образованным суффиксальным способом от полных прилагательных: доверчиво (от доверчивый), бездушно (от бездушный), скрыто (от скрытый). В подобных наречиях на конце пишется наречный суффикс -О. 

Досуха — образовано от краткого прилагательного сух с помощью приставки ДО- и суффикса -А (до окна). 

Доходчиво — образовано от полного прилагательного доходчивый с помощью наречного суффикса -О.

четверг, 7 июля 2022 г.

Правописание приставок

Добрый день! Предлагаю вспомнить правописание приставок. Не только вспомнить, но и отработать практические навыки. Пройдите по ссылке http://jannagl.blogspot.com/2021/08/blog-post_22.html Вы попадёте на блог Жанны Павловны Глотовой.
Перед вами презентация-тренажёр "Правописание приставок", откройте презентацию в полноэкранном режиме и выполняйте задания.



воскресенье, 3 июля 2022 г.

Список стихотворений для заучивания наизусть, 8 класс

А.С.Пушкин. К***

А.С.Пушкин. 19 октября 1825 года (отрывок)

 А.С.Пушкин. Во глубине сибирских руд...

 А.С.Пушкин. Зимняя дорога.

М.Ю.Лермонтов. Мцыри (отрывок)

Р.Киплинг. Если

А.С.Пушкин. «Цветы последние милей».

М.Ю.Лермонтов. «Осень»

М.Ю.Лермонтов. Смерть поэта.

А.А.Фет. Первый ландыш.

А.Блок. Россия.

А.Т.Твардовский. Василий Тёркин (отрывок)

В. Высоцкий. Если друг оказался вдруг

Н. Заболоцкий. Вечер на Оке.

Н. Рубцов. По вечерам.

И. Бунин. У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...

Список стихотворений для заучивания наизусть, 9 класс

  • "Слово о полку Игореве"

для девочек - отрывок "Плач Ярославны"
для мальчиков - отрывок "Золотое слово Святослава"
  • М.Ломоносов "Ода на день восшествия...Елисаветы Петровны 1747 года" (отрывок)
  • Г.Р.Державин. "Властителям и судиям", "Памятник"
  • Грибоедов "Горе от ума" (1 монолог на выбор)
монолога Чацкого «А судьи кто?» ,
монологов Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»,
монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой!».
  • А.С.Пушкин. Стихотворения
"К Чаадаеву", "Пророк" ,"Анчар", "На холмах Грузии...", "Я вас любил...", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."
  • А.С.Пушкин "Евгений Онегин" (отрывки)
вступление (1-5)
для девочек  - письмо Татьяны к Онегину
для мальчиков - письмо Онегина к Татьяне.
  • М.Ю.Лермонтов. Стихотворения
"Парус", "Смерть Поэта", "Родина", "Пророк", "И скучно и грустно»
  • А.Блок. "О, я хочу безумно жить..."
  • С.Есенин. "Отговорила роща золотая...", "Не жалею, не зову, не плачу..."
  • В.Маяковский. "Послушайте!"
  • М.Цветаева. "Идёшь, на меня похожий..."
  • А.Ахматова. "И упало каменное слово...".

суббота, 2 июля 2022 г.

Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.

 

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Чтобы правильно составить предложение с деепричастным оборотом, нужно помнить, что конструкция описывает то действие, которое совершило подлежащее:

·         Открыв дверь холодильника, лосось начал вонять Это предложение построено неправильно!!!

Деепричастный оборот «открыв дверь холодильника» описывает действие, выполненное подлежащим «лосось». То есть в буквальном смысле получается так, что этот лосось сам открыл холодильник.

Правильным вариантом будет:

·         «Открыв дверь холодильника, я почувствовал неприятный запах лосося».

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь показаны верные с точки зрения русского языка и неправильные построения деепричастного оборота.

Правильно

Нарушение синтаксических норм

Упав с крыши, мальчик сломал руку.

Упав с крыши, рука мальчика сломалась. Получается, что рука мальчика упала с крыши и сломалась, а на самом деле упал мальчик.

Не понимая, что происходит, я отошла в сторону.

Не понимая, что происходит, меня отвели в сторону.

Вторая часть предложения – безличная. То есть подлежащего нет. Так быть не может, потому что деепричастие характеризует действие, выполненное подлежащим.

Подойдя к квартире, я услышала шорох.

Подойдя к квартире, раздался шорох. Получилось так, что шорох подошёл к квартире и раздался.

Встретившись после такого долгого расставания, я заплакала.

Встретившись после такого долгого расставания, слёзы сами катились по моим щекам.

Получается так, что слёзы встретились и начали катиться.

 Чтобы ещё лучше разобраться в этой теме, предлагаю посмотреть видеоурок: 



воскресенье, 5 июня 2022 г.

Как распределить свое время на ОГЭ по русскому языку, чтобы все успеть и допустить минимум ошибок.

Продолжительность ОГЭ по русскому языку составляет 235 минут, т.е. 3 часа 55 минут. Казалось бы, времени дается много, но из-за стресса и переживаний на экзамене что-то можно упустить из виду, на чем-то застрять и получить не тот результат, который бы хотелось получить.

Как же правильно распределить свое время? Вот вам мои советы:

1. Сначала пишем изложение. После 2-х прослушиваний и составления плана пишем свое изложение в черновике. Итоговый вариант черновика проверяйте МИНИМУМ 3 раза:

  • смотрите основную мысль, микротемы, количество абзацев;
  • проверяете логику и структуру ваших предложений, абзацев и всего текста в целом;
  • проверяете орфографию и пунктуацию своего изложения.

Не торопитесь! На изложение закладывайте примерно 40-45 минут.

За день до экзамена ОГЭ по русскому языку. Ещё раз о заданиях ОГЭ

 Задание 1. Сжатое изложение

    Текст для изложения вы сможете прослушать всего дважды. При первом прослушивании я рекомендую писать минимально. Но два-три слова, с которых начинается каждый абзац, записать необходимо. Как правило, в тексте для изложений 3, реже 4 абзаца. Между записями оставляйте место, чтобы при втором прочтении заполнить его ключевыми словами. Слушайте внимательно, постарайтесь понять основное содержание текста и выделить все его части.

    Между первым и вторым прочтением у вас будет 4-5 минут. За это время запишите кратко содержание каждого абзаца.

    При втором прочтении запишите ключевые слова каждого предложения. Это не грамматические основы, а слова, опираясь на которые, вы сможете восстановить содержание предложений.

    По записям восстановите текст как можно подробнее и только после этого сжимайте его. 

За день до экзамена ОГЭ по русскому языку. Рекомендации

   Здравствуйте, ребята!

Целый год мы с вами готовились к одному из самых сложных экзаменов. Все темы изучены, даны все рекомендации. Сегодня, когда до экзамена остаётся совсем мало времени, я хочу ещё раз простыми словами напомнить вам о самом важном. Кто знает, может, именно эти простые слова станут для вас на экзамене спасательным кругом.

    Важно! Последнюю ночь перед экзаменом – СПИМ!!! Не начитываем кучу текстов для изложений, не решаем тесты, не пишем сочинения. 

    Проснуться в этот день вам придётся рано. Даже если так рано вы никогда не завтракаете, в этот день сделайте исключение. Экзамен длится почти 4 часа, поэтому завтрак обязателен

    С собой вы должны взять паспорт и две  ручки с ярким черным стержнем. Обязательно возьмите  воду и шоколад, лучше тёмный. 

 

суббота, 4 июня 2022 г.

Клише для сочинения 9.3

 Определение 

Его можно построить несколькими способами:

  • Если Вы хорошо понимаете смысл слова, то можно написать определение как в словаре (например, «Доброта – это качество, когда человек приносит пользу окружающим и позитивно относится к миру вокруг»). 
  • Если нравственная характеристика не совсем ясна, можно использовать синонимы (например, «Равнодушие – нечуткость, черствость, бездушность»). 
  • Если качество недостаточно ясно, можно идти от противного (например, «Равнодушный – это тот, кто не думает о других»).

Также нужно дополнить определение комментарием. Он должен затронуть конкретную тему, изложенную в задании. Например, тема звучит: «Как проявляется доброта». Вы пишите: «Доброта — это положительная нравственная характеристика человека. Она проявляется в отзывчивости и готовности помочь незнакомым людям в сложной ситуации».

вторник, 31 мая 2022 г.

Учимся сжимать текст

 Замена.

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

СЖАТЫЙ ТЕКСТ

И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса.

И Куприн работал наравне со всеми.

 

Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях?

Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его  делать это.

 

Исключения

Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках,

разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?

     Наиболее важным из трёх предложений является первое. Второе и третье лишь расширяют, конкретизируют смысл первого. Поэтому можно использовать приём исключения предложений – оставить только первое из трёх.

Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; исключение некоторых членов предложения

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

СЖАТЫЙ ТЕКСТ

Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему точные слова.

Иногда Куприн вдруг прерывал работу, если убеждался, что не даются ему точные слова

«Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а ещё – ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне.

«Многолик» потому, что Куприн был землемером и грузчиком, спортсменом и певцом в хоре.

 

Памятка " Как писать сжатое изложение"

 1. Прослушайте текст.

После первого чтения текста выполните следующие шаги:

1.     Определите тему текста (о чем текст?).

2.     Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

3.     Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

4.     Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

2. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

3. Прослушайте текст во второй раз.

1.     Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).

2.     Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

3.     Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

4. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

5. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Приемы сжатия текста

ИСКЛЮЧЕНИЕ

ОБОБЩЕНИЕ

УПРОЩЕНИЕ

ИСКЛЮЧЕНИЕ
повторов;
одного или нескольких из синонимов; отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
уточняющих и поясняющих конструкций;
вводных слов (некоторых, не всех!);
фрагмента предложения;
одного или нескольких предложений: пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениямисокращение сложного предложения за счет менее существенной части.
ОБОБЩЕНИЕ
замена однородных членов
обобщающим наименованием;
замена гипонимов гиперонимом;
замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
УПРОЩЕНИЕ
слияние нескольких предложений в одно;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена сложноподчинённого предложения простым / разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением:
перевод прямой речи в косвенную;
образование сложного (или простого с            однородными членами) предложения путем      слияния двух смежных предложений,         повествующих об одном и том же предмете речи

пятница, 25 марта 2022 г.

Подготовка к ВПР. Русский язык. 6 класс. Задание 10.

Подготовка к ВПР. Русский язык. 6 класс. Задание 9.

Подготовка к ВПР. Русский язык. 6 класс. Задание 4.

Подготовка к ВПР. Русский язык. 6 класс. Задание 3.

Подготовка к ВПР. Русский язык. 6 класс. Задание 2. Синтаксический разбор предложения.

Подготовка к ВПР. Русский язык. 6 класс. Задание 2. Морфологический разбор.

Подготовка к ВПР. Русский язык 6 класс. Задание 2. Морфемный и словообразовательные разборы.

суббота, 26 февраля 2022 г.

ОГЭ. 40 понятий к сочинению 9.3 и материалы к ним Источник: http://po-ushi.ru

 Обратите внимание: тексты и понятия взяты из Открытого банка заданий ФИПИ.

Именно из материалов этого ресурса формируются КИМы для реального экзамена. 


1. АВТОРИТЕТ – это признание окружающими достоинств или заслуг другого человека.

Он не возникает на пустом месте, а держится на уважении и доверии.

Чтобы завоевать авторитет, нужно проявить себя с лучшей стороны, совершить такой поступок, на который другие не отважились бы.

Таким образом, чтобы стать авторитетом и обладать значимостью для других людей, необходимо много работать над собой и развивать в себе лучшие качества.


2. БЕСКОРЫСТНОСТЬ – это способность делать людям добро от чистого сердца, без личной выгоды, не требуя за это никакого вознаграждения. 

Бескорыстность характеризует человека с положительной стороны, потому что обладатель этого качества щедр, добр, внимателен к окружающим. 

Он  готов безвозмездно совершить добрый поступок, протянуть руку помощи тому, кто попал в беду. 

Таким образом, бескорыстность – это ценное нравственное качество, которое мы должны развивать в своём характере.


3. БЛАГОДАРНОСТЬ – это чувство признательности другому человеку за сделанное добро, а также выражение этого чувства.

Благодарный человек никогда не забудет о том благодеянии, которое оказали ему другие люди. Благодарность можно выразить по-разному:  сделать в ответ человеку что-то приятное, подарить ему подарок, выполнить его просьбу или же просто сказать теплые слова.

Умение быть благодарным характеризует человека с положительной стороны. Оно свидетельствует о его душевном богатстве. И наоборот, если человек не умеет выражать благодарность, это говорит о его чёрствости, душевной скудости и эгоистичности. Неблагодарные люди воспринимают потраченные на них средства, эмоции или время как нечто само собой разумеющееся.

К сожалению, способностью благодарить обладает далеко не каждый человек. Нужно развивать в себе это ценное нравственное качество, потому что благодарные люди всегда помнят добрые поступки окружающих и готовы ответить им тем же.