вторник, 31 мая 2022 г.

Учимся сжимать текст

 Замена.

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

СЖАТЫЙ ТЕКСТ

И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса.

И Куприн работал наравне со всеми.

 

Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях?

Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его  делать это.

 

Исключения

Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках,

разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?

     Наиболее важным из трёх предложений является первое. Второе и третье лишь расширяют, конкретизируют смысл первого. Поэтому можно использовать приём исключения предложений – оставить только первое из трёх.

Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; исключение некоторых членов предложения

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

СЖАТЫЙ ТЕКСТ

Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему точные слова.

Иногда Куприн вдруг прерывал работу, если убеждался, что не даются ему точные слова

«Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а ещё – ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне.

«Многолик» потому, что Куприн был землемером и грузчиком, спортсменом и певцом в хоре.

 

Памятка " Как писать сжатое изложение"

 1. Прослушайте текст.

После первого чтения текста выполните следующие шаги:

1.     Определите тему текста (о чем текст?).

2.     Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

3.     Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

4.     Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

2. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

3. Прослушайте текст во второй раз.

1.     Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).

2.     Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

3.     Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

4. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

5. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Приемы сжатия текста

ИСКЛЮЧЕНИЕ

ОБОБЩЕНИЕ

УПРОЩЕНИЕ

ИСКЛЮЧЕНИЕ
повторов;
одного или нескольких из синонимов; отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
уточняющих и поясняющих конструкций;
вводных слов (некоторых, не всех!);
фрагмента предложения;
одного или нескольких предложений: пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениямисокращение сложного предложения за счет менее существенной части.
ОБОБЩЕНИЕ
замена однородных членов
обобщающим наименованием;
замена гипонимов гиперонимом;
замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
УПРОЩЕНИЕ
слияние нескольких предложений в одно;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена сложноподчинённого предложения простым / разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением:
перевод прямой речи в косвенную;
образование сложного (или простого с            однородными членами) предложения путем      слияния двух смежных предложений,         повествующих об одном и том же предмете речи