Дистанционное обучение

воскресенье, 13 ноября 2022 г.

Понятие о сложноподчиненном предложении.

Давайте вспомним.

·        Чем отличается постое предложение от сложного? (ПП – одна грамматическая основа, СП – две и больше).

·        На какие группы делятся сложные предложения? (ССП, БСП, СПП).

·        Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных? (В ССП и СПП между частями предложений есть союзы).

·        Какими бывают союзные предложения? (ССП и СПП).

     Сравните два предложения:

1.     В Воронеже будет установлен памятник С.Я.Маршаку: известный писатель здесь родился и жил.

2.     В Воронеже будет установлен памятник С.Я.Маршаку, так как известный писатель здесь родился и жил.

- В чём сходство предложений?

- Чем они различаются?

- Какое предложение более точно выражает причинные отношения между событиями?

- Как это достигается?

- Какой союз служит средством связи простых предложений в главном? Как называется предложение с такими союзами?

- Назовите части. Какая главная, какая зависимая? Как определили? В какой части находится союз?

Вывод: Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном. Подчинительный союз находятся в придаточной части.

- Попробуем перестроить предложение, поменяв местами главное и придаточное.

Так как С.Я.Маршак родился и жил в Воронеже, известному писателю здесь будет установлен памятник.

- Можно ли придаточным предложением разорвать главное? Попробуем.

В Воронеже С.Я.Маршаку, так как известный писатель здесь родился и жил, будет установлен памятник.

- Всегда ли можно поменять местами главное и придаточное? Попробуйте.

В нашем городе есть библиотека, которая носит имя И.С. Никитина.

- Каково место придаточного по отношению к главному?

Вывод: Придаточное предложение, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному.

- Можно ли убрать придаточное предложение?

- Начертим схемы предложений. Для чего служит запятая в СПП?

Вывод: Знаки препинания в СПП – выделительные.

Проанализируйте ещё одно предложение:

Когда Ивану Бунину исполнилось три года его семья переехала из Воронежа в Еле где сейчас находится музей Бунина.

- Прочитайте. Расставьте знаки препинания.

- Какое это предложение? Как определили?

- Сколько частей? Какая главная? Сколько придаточных? Выделите их.

- Выделим средства связи.

-Попробуйте удалить или заменить каждое из них значимым словом.

Сделаем выводы о признаках СПП.

1.     Наличие двух или более грамматических основ в СПП.

2.     Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном и, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному.

3.     Средства связи: подчинительный союз или союзное слово и интонация.

4.     Подчинительный союз или союзное слово находятся в придаточной части.

5.     Знаки препинания в СПП – выделительные.

     Закрепление изученного.

Работа с текстом.

(1) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (2) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (3) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (4) Они могут рассказать вам замечательную сказку, от которой у вас будут гореть щеки и уши...

(5) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран... (6) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный  помощник – книга.

(7) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (8) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)

ЗАДАНИЯ

1.     Прочтите про себя текст. Проверьте, все ли знаки препинания на месте? Расставьте, если нужно. Списать текст, вставить пропущенные знаки препинания.

2.     Какова проблема данного текста? (Роль книги в жизни человека.)

3.     Назовите авторскую позицию. (Книга поможет не только приобрести самые широкие знания, но и научит «понимать и любить людей».)

4.     Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении №4. (Олицетворение, эпитет, метафора, фразеологизм.)

5.     Какое средство связи использовано для связи 3 и 4 предложений? (Личное местоимение – они.)

  Найдите СПП. Нарисуйте в тексте схемы предложений. Задайте вопрос к придаточному.

     Посмотрите видеоурок с 4 мин. 44сек.

https://www.youtube.com/watch?v=oJRV0AmWFbs&ab_channel=%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B8%D0%BC.%D0%9D.%D0%98.%D0%9B%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%9E%D0%9D%D0%9B%D0%90%D0%99%D0%9D

·      

Комментариев нет:

Отправить комментарий