Памятка по работе с эпизодом
1. Эпизод — фрагмент произведения, в основе которого лежит одно событие.
2. Перечитайте выбранный эпизод.
3. Последовательно ответьте на вопросы:
а) О чём идёт речь? Что произошло?
б) Какие герои участвуют в этом эпизоде? Кто они?
в) Как начинается эпизод?
г) Как ведёт себя каждый из персонажей? Почему? (Их поступки и мотивы.)
д) Ваше отношение к данным героям и событиям.
е) Как завершается эпизод?
ж) Основная мысль эпизода.
4. Группировка персонажей по выбранному критерию.
5. Работа с внесюжетными элементами (портрет, интерьер, пейзаж, речь героев и т.д.).
6. Найдите в тексте
важные по смыслу художественные детали, которые, на ваш взгляд,
необходимо воспроизвести при цитировании. Объясните их значение, смысл,
то есть художественную роль.
7. Какие противоречия (проблемы, вопросы), изображённые в произведении, отразились в этом эпизоде?
8. Какова авторская позиция по отношению к героям, событиям, проблеме в рамках эпизода?
9. Соотнесите эпизод с основной проблемой произведения.
10. Покажите связь выбранного для анализа эпизода с предыдущим и последующим.
11. Сделайте вывод о художественном значении эпизода в произведении в целом.
Примерный план работы
1. Вступление
1) Расскажите, какую главную мысль, отчасти выраженную в названии романа, автор намеревался воплотить в своем произведении
2) Затем надо написать о том, что Тургенев с тревогой ощущал, как усиливаются противоречия между «отцами» и «детьми».
3) Укажите, что отношения Базарова и П. П. Кирсанова - показатель того раскола, который наступил в обществе
4) Напишите о том, что
закономерным развитием идейных разногласий стала дуэль, во время которой
герои готовы были убить друг друга
2. Сформулируйте исходный тезис в виде вопроса, который логично вытекает из названия темы.
3. Обоснование исходного тезиса.
1) Кратко расскажите о том, что предшествовало дуэли
2) Рассказывая об
идейных спорах, покажите, что вражда героев вызвана в меньшей степени
разницей их идеологии, в большей степени – тем, что существование одного
закономерно отрицало существование другого
3) Как происходил вызов
на дуэль? Надо написать о том, что в конце 50-х годов дуэль
воспринималась как анахронизм, нелепость. Каково отношение Базарова к
предложению его противника? Находит ли он в себе достаточно «нигилизма»,
чтобы уклониться от дуэли, поднявшись над дворянскими предрассудками?
4) Докажите, что
описание природы и проезжающего мимо мужика образует контрастный план с
той трагикомичной игрой, которую затеяли два умных человека, пришедшие
рано утром в лес, чтобы застрелить друг друга
5) Как ведут себя герои
во время поединка? Какими художественными приемами выражает автор свое
ироничное отношение к этой «комедии»
4. Вывод
Как нелепый финал этой дуэли помогает автору выразить мысль о бессмысленности вражды между отцами и детьми?
По материалам И.В. Нечитайло
Комментариев нет:
Отправить комментарий