суббота, 14 июня 2014 г.

ОГЭ (ГИА) С2: сочинение

Для задания С2 слово «сочинение» звучит чересчур громко. Потому что сочинение — это процесс творческий, работа воображения. Вам же придётся кивнуть головой в знак согласия с высказыванием о языке и выдернуть из текста, по которому вы работали, 2 примера в подтверждение высказывания. Работа носит название «сочинение на лингвистическую тему» С первым словом разобрались, переходим ко второму — «лингвичтическая»…  Это значит — «о языке».
 Рассуждать вам придётся о том, с помощью чего мы общаемся: язык, речь. На сайтах и в методичках вам предлагают заучить разные названия языковых средств и их функций. Если вы, доучившись до 9 класса, их так и не знаете, то даже не беритесь: голова лопнет. :) Пользуйтесь логикой. Читайте, как это сделать в задании С2. Для начала разберёмся с требованиями. Итак, чего от вас хотят. 
«Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
Сначала его надо понять. «Жизнь и сознание» из головы выкидываем, обращаем внимание на ключевые слова, которые понимаем так: русским словом можно передать ВСЁ. От этого и будем плясать.
 «Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование».
 
Расшифровываю: вас просят подтвердить слова Паустовского о величии русского слова примерами из двух предложений текста. Если мыслей в голове мало — переписывайте предложения целиком в кавычках. Так наберёте объём до 70 слов. Если мысли идут — просто указывайте: «Примером тому может служить предложение 2».
«Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале».
То есть пишите на полном серьёзе, без шуток и жаргона.
«Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского».
То есть ваше сочинение можно начать так (если уж совершенно нет времени и сил думать): «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» — писал К.Г. Паустовский. С этим высказыванием нельзя не согласиться»…
«Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком».
А вот это важные слова. Пускай вы привыкли, что учителя морщатся при виде тетрадей с вашим почерком, но экзамен НАДО писать красиво и разборчиво. Почему? Потому что при проверке ваше лицо — это не паспорт, не аттестат, даже не багаж знаний. Ваше лицо — это почерк. Допустим, я проверяю вашу работу. Я вас лично не знаю. Но пишете вы аккуратно, красиво, глаз радуется. И тогда ошибки, допущенные вами, кажутся незначительными и случайными, и судят вас не так строго. Или другая ситуация: я проверяю работу и совершенно не понимаю: это буква «а», «о» или вообще «ы». Кривой-косой почерк меня начинает раздражать, и я более строго подхожу и к содержанию работы, придираюсь к вашим аргументам и построению предложений. Ну вы меня поняли…
Писать меньше 70 слов нельзя — будут вычитать баллы или вообще не оценят. Писать больше 70 слов можно. На свой страх и риск. Чем больше слов, тем больше количество вероятных ошибок — помните.
Итак, вы подготовились и начинаете писать…
Текст для примеров может быть абсолютно любым. Ведь порассуждать о языке можно на основе любого русскоязычного текста. Мы так вообще сейчас с вами возьмём начало 4 главы «Братства кольца».
«(1) Только под вечер, в пасмурных сумерках, остановились усталые путники на отдых. (2) Баразинбар дышал вниз холодом — дул порывистый ветер. (3) Гэндальф пустил свою баклагу по кругу, и все Хранители отхлебнули здравура. (4) После ужина они устроили совет. — Сегодня ночью мы отдохнем, — объявил Гэндальф, — ибо штурм перевала дорого дался каждому из нас… (5) — А куда мы пойдем потом? — спросил Фродо. (6) — У Хранителей есть только две дороги, — ответил Гэндальф, — назад, в Раздол, или вперед, к Огненной горе. (7) Когда Гэндальф упомянул о возвращении, лицо Пина радостно просветлело, а Мерри и Сэм весело встрепенулись. (8) Но Боромир с Арагорном остались бесстрастными, а Гимли и Леголас выжидательно промолчали. (9) Фродо понял, что все его спутники хотят, чтобы первым высказался он.(10) — Вернуться… — нерешительно начал Фродо, потом преодолел нерешительность и закончил: — …Мы можем, по-моему, только с победой. (11) Или с позором — признав свое поражение. (12) Я предлагаю пробиваться вперед».
 
Сначала подберём примеры того, что русский язык может передать ВСЁ.
Задумайтесь: если это так, то почему вам трудно писать сочинение?
Потому что вы владеете не всеми ресурсами языка. Согласитесь, что писатель может передать русским языком ВСЁ, а Колян с соседнего подъезда может передать мало чего, и он идёт за помощью к жаргону.
Так что же самое трудное в написании сочинений?
1. Подобрать нужные слова и не повторяться.
2. Написать красиво, а не коряво.
Я прав?
Что нужно для устранения пункта 1?
Знание синонимов.
Что нужно для пункта 2?
Знание средств выразительности (читай задание ГИА: Задание А3)
Посмотрим, как Джон Толкин справился со всем этим. Заменял ли он в тексте слово на синоним? Найди, а потом проверь.
Теперь поищем средства речевой выразительности. Найдите метафору.
Примеры готовы. Осталось накатать сочинение.
Начнём с введения:
«Высказывание К.Г. Паустовского я понимаю так: при помощи русского языка можно передать абсолютно всё, потому что возможности его безграничны».
 
Если слов кажется вам мало, впишите сюда и само высказывание.
Дальше первый аргумент и второй.
«И одной из главных причин величия языка является его богатейший словарный запас. Он позволяет говорить об одном и том же, и при этом не повторяться. Ведь существует множество синонимов у каждого слова. Так, например, в представленном тексте герои названы то «путниками», то «Хранителями», то личным местоимением «они» (предложения 1,3,4).
Помогают создать яркую картину событий, чувств, настроений и средства речевой выразительности: метафоры, эпитеты, сравнения. И в данном тексте они также представлены: «Баразинбар дышал вниз холодом — дул порывистый ветер». Сравнение придаёт красочность описаниям».
 
Всё, осталось перейти в выводам. «Как мы убедились, опираясь на приведённые примеры, русский язык действительно может передать абсолютно всё. Главное, научиться им правильно пользоваться».
Вы будете удивлены, но в моём маленьком сочинении уже больше 70-ти слов. Так что чего уж там бояться?
Теперь почувствуем себя в роли проверяющих и оценим сочинение по критериям.
СК1. Доказал ли я утверждение К.Г.Паустовского?
2 балла — правильно понял и доказал.
1 балл — понял не совсем правильно, но доказал.
0 баллов — вообще не понял, или не доказал, или доказал с помощью бытовых рассуждений (вроде того: «Да, язык может передать многое, вот у меня мама как начнёт ругаться за двойку на экзамене, так чего только не услышишь!»)
СК2. Примеры.
3 балла — привели 2 примера, и оба из текста, и оба в тему.
2 балла — 1 пример в тему, а второй не в тему.
1 балл — 1 пример, но его роль не указана (то есть просто написали, а не пояснили, что вы этим хотели сказать)
0 баллов — нет примеров из текста.
 
СК3. Логика

2 балла — всё логично, есть абзацы (как минимум, их три), мысль не скачет от Адама и до наших дней.
1 балл — малость с абзацами начудили
0 баллов — абзацев нет вообще, или написан полный бред.
СК4. Введение — мысль — заключение.

2 балла — если все вышеперечисленное есть.
1 балл — всё есть, но где-то проскочило неожиданное предложение и получилось оно не к месту.
0 баллов — начали с конца, закончили началом. В общем, полный кавардак и хаос.
Как вы поняли, можно написать четко и ясно хоть о том, как вы у бабушки летом в деревне отдыхали и получить по критериям 3 и 4 максимум баллов, если написано всё логично. Так что не отчаивайтесь и, главное, пишите, не бросайте часть С2 в виде пустого листа. А вот критерии 1 и 2 за «бабушку» не получить… тут придётся подумать о языке.
Всё ли вы правильно поняли из того, что прочитали? Проверьте себя небольшим тестом, а потом переходите к практике.

Комментариев нет:

Отправить комментарий