Здесь вы найдете 11 аудиозаписей + тексты к ним
Готовимся к сжатому изложению
Так ли просто написать сжатое изложение по русскому
языку? Чему следовать, чтобы получилось именно сжатие текста, а не подробный
пересказ? Как обойтись без искажений и логических ошибок, без пропуска нужного
и прибавления того, что не важно?
Ещё недавно текст для изложения на ГИА
предлагался объёмом 250 слов. В демоверсии 2013 года текст состоит из 135 слов
(как текст диктанта для 7-8 класса!). В тренировочных работах можно найти
тексты до 187 слов. Конечно, легче записать ключевые слова из маленького
текста, чем из огромного.
Слушать всегда трудно, а слушать и записывать —
тем более. Чуть отвлёкся — прослушал! Пока заглянул к соседу по парте,
опять пропустил что-то. Так что будьте внимательны, никаких посторонних
движений!
Записать — записали. Но это не всё! Теперь
необходимо обработать записанные ключевые фразы, найти главное и сжать текст,
отразив все микротемы, а ещё надо использовать разные приёмы сжатия (так
называемая компрессия текста). Теперь перейдём к следующему этапу —
письменной обработке полученной информации.
В черновике отыскиваем и подчёркиваем ключевые
моменты — те, что передают самое важное. Например, первое предложение в
начале текста. Смотрим, как связать его со следующим. В вашем изложении должны
присутствовать все микротемы текста, не забывайте об этом!
Кроме того, постарайтесь сохранить композицию
(структуру), стиль и тип речи исходного текста. Не переставляйте абзацы местами
и правильно их выделите. Публицистический текст, который предложили, не превращайте
в художественный или разговорный, а рассуждение не подменяйте повествованием
или описанием.
Теперь вычёркиваем лишнее, второстепенное:
подробности, детали, примеры, числовые данные, уточнения, пояснения,
отступления. Обобщаем, где это возможно, единичные факты, иначе говоря,
переформулируем мысль своими словами.
Применяем три приёма языкового сжатия. Во-первых,
заменяем ряды однородных членов обобщающим понятием, упрощаем сложные
предложения, используем синонимы, указательные, определительные или отрицательные
местоимения. Во-вторых, исключаем повторы, синонимы из ряда имеющихся. И,
в-третьих, переводим диалог или прямую речь в косвенную, а из нескольких
предложений строим одно.
Таким образом, мы создаём свой собственный текст на
заданную тему, используя авторские ключевые слова и словосочетания. Не
конспект, не тезисы, не план, а именно СВОЙ текст! Его правильнее называть
"вторичным текстом".
Давайте понаблюдаем за тем, как работает ученик с
текстом. Возьмём первый абзац первоисточника:
Мы привыкли думать, что настоящий прогресс – это не
просто движение вперед, но ещё и замена старого новым. Действительно, кто же
станет ездить на лошадях, когда изобретён автомобиль? Если речь идёт о
техническом прогрессе, то в основном так и происходит: старое выходит из
употребления, новое приходит ему на смену. Таков закон развития техники.
Ученик записал абзац слово в слово:
Мы привыкли думать, что настоящий прогресс –
это не просто движение вперед, но еще и замена старого новым.
Действительно, кто же
станет ездить на лошадях, когда изобретён автомобиль? Если речь идет о техническом
прогрессе, то в основном так
и происходит: старое выходит из употребления, новое приходит ему на
смену. Таков закон
развития техники.
По подчёркнутым фразам видно, что выбрал и от чего
отказался ученик. Смотрим, как ему удалось связать выбранное:
Мы привыкли, что настоящий прогресс – это движение
вперед, потому что не
нужно ездить на лошадях, когда есть автомобиль, он
едет быстрее. В техническом прогрессе всё так и происходит. Таков закон развития
техники.
Подчёркнутые слова — средства связи.
Какие же ошибки допустил девятиклассник?
1. Не избавился от избыточной информации (кто же
станет ездить на лошадях, когда изобретён автомобиль).
2. Сократил не то, что нужно (настоящий прогресс –
это не просто движение вперёд, но ещё и замена старого новым).
3. Допустил логическую ошибку (В техническом
прогрессе всё так и происходит).
4. Добавил информацию, которой не было в источнике
(когда есть автомобиль, он едет быстрее).
5. Исказил смысл данного текста (Мы привыкли думать,
что настоящий прогресс — это не просто движение вперёд, но ещё и замена
старого новым).
Нужно было выбросить несколько предложений-примеров
(они выделены полужирным шрифтом) и переформулировать остальное своими словами:
Мы привыкли думать, что настоящий прогресс —
это не просто движение вперёд, но ещё и замена старого новым. Действительно, кто же станет ездить на
лошадях, когда изобретён автомобиль? Если речь идёт о техническом
прогрессе, то в основном так и происходит: старое
выходит из употребления, новое приходит ему на смену. Таков закон
развития техники.
Используется такой приём сжатия, как исключение
предложений, содержащих второстепенную и повторяющуюся информацию.
Пример правильного сжатия:
Мы думаем, что настоящий прогресс — это
движение вперёд, замена старого новым. Когда речь идёт о техническом прогрессе,
то почти так и происходит: старое исчезает из употребления, а новое приходит
ему на смену.
Пример работы с оригинальным текстом для
самопроверки. В нём уже подчёркнуты ключевые центры, которые нужно сохранить.
Равновесие
в природе
Понятие
равновесия распространяется на любые системы взаимодействующих элементов. Окружающая
природа — сложноорганизованная система, элементами которой являются
растения, животные, микроорганизмы, почва, вода, воздух...
Примеров
нарушения природного равновесия можно привести много. Вот как обернулось
неожиданное прибытие в Америку, полутропический штат
Флорида, трех африканских улиток.
Вернувшись
домой после летнего путешествия с матерью, пятилетниймальчик вынул из
чемодана трех симпатичных и очень больших улиток. Мать заставила сына немедленно выбросить за окно «эту
гадость».
Мать и сын, конечно, не знали, кому они дали
свободу. Не прошло и
года, как улитки съели зеленые окрестности Майами. Они ели траву,
цветы на клумбах, бурьян, кору деревьев и даже штукатурку домов (нужен был
материал для строительства панциря). За год три улитки дали миллиардное потомство,
заставив людей ударить в набат. Улиток травят, собирают в корзины, но плодятся они проворнее, чем их
пытаются уничтожить.
Эта улитка размером с кулак. В Восточной Африке улитка
ахатина — обычное существо. Она не вызывает особого интереса и
никому ничем не грозит. В Африке ахатина имеет врагов, которые не дают улиткам
бесконтрольно плодиться. В Америке такого контроля не оказалось.
Пример
сжатого изложения по данному тексту:
Понятие равновесия распространяется на любые
системы взаимодействующих элементов.
Примеров нарушения природного равновесия можно
привести много. Вот как обернулось неожиданное прибытие в Америку трех африканских
улиток.
Дома после летнего путешествия мальчик вынул из
чемодана трех больших улиток, мать заставила сына выбросить их за окно.
В течение года улитки съели зеленые окрестности
Майами, дали миллиардное потомство. Улиток травят, но плодятся они проворнее,
чем их пытаются уничтожить.
В Восточной Африке улитка ахатина — обычное
существо. Она имеет врагов, которые не дают ей бесконтрольно плодиться. В
Америке такого контроля не оказалось.
Комментариев нет:
Отправить комментарий