Замена.
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ |
СЖАТЫЙ ТЕКСТ |
И
Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу
после очередного рейса. |
И Куприн работал
наравне со всеми. |
Почему так часто менял он
свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу,
надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? |
Почему так часто менял он
свои профессии? Какая сила толкала его
делать это. |
Исключения
Почему так часто менял он
свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать
каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в
руках,
разгружать баржи с арбузами,
кирпичом, цементом?
Наиболее важным из трёх предложений является первое. Второе и третье лишь расширяют, конкретизируют смысл первого. Поэтому можно использовать приём исключения предложений – оставить только первое из трёх.
Исключение фрагмента предложения,
имеющего менее существенное значение; исключение некоторых членов предложения
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ |
СЖАТЫЙ ТЕКСТ |
Иногда Куприн вдруг
прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему
точные слова. |
Иногда Куприн вдруг
прерывал работу, если убеждался, что не даются ему точные слова |
«Многолик» потому, что были
и ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а ещё –
ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много,
много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе
Куприне. |
«Многолик» потому, что
Куприн был землемером и грузчиком, спортсменом и певцом в хоре. |
Обобщения
Этот отрывок можно сжать с помощью замены
однородных членов синонимичным выражением.
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ |
СЖАТЫЙ ТЕКСТ |
Почему так часто менял он
свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться
на пожарных лошадях? Что заставляло
его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? |
Что заставляло его часто менять профессии, порой
очень тяжёлые и опасные. |
Слияния
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ |
СЖАТЫЙ ТЕКСТ |
Какая сила толкала его
натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях?Что
заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами,
кирпичом, цементом? |
Какая сила толкала его
натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях,
разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? |
Обобщение и исключение
При компрессии часто
совмещают разные способы сжатия.
Эти предложения можно
преобразовать путём слияния простых предложений в сложное, одновременно
исключая при этом повторы.
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ |
СЖАТЫЙ ТЕКСТ |
Год проходит за годом.
Писатель всё дальше и дальше уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги. |
Годы проходят, но не
стареют книги писателя. |
Что такое нравственность? Это система правил
поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что
плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения,
поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы
входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как
правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь,
благосостояние и другие.
В зависимости от того, какие именно
ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и
насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки
человека - нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность - это
всегда выбор, самостоятельный выбор человека.
Что может помочь сделать правильный выбор и
обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая
проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная
сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.
(По А.
Никонову) (135 слов)
Работа с текстом изложения
1. Определите и
запишите тему текста
(о чем текст?)
и основную мысль текста.
Текст о
нравственном поведении человека, о важных для человека ценностях (тема текста).
Поступки человека
зависят от ценностей, которые человек выбирает для себя. Сделать правильный
выбор и обеспечить нравственное поведение поможет только совесть.
2. Выпишите ключевые
слова и словосочетания, которые помогают понять основную мысль
текста.
Правила поведения,
добро и зло, ценности: жизнь, счастье, семья,любовь.
Нравственный
выбор, нравственность и безнравственность.
Нравственное
поведение, совесть, чувство вины.
3. Выделите микротемы
(количество абзацев в
сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста)
1) Нравственность - это система правил
поведения личности, в основе которой находятся значимые для человека ценности.
2) Нравственность — это всегда
самостоятельный выбор человека, и от
этого выбора зависит, каким будет поступок-нравственным или безнравственным.
3) Совесть, проявляющаяся в чувстве вины за
безнравственный поступок, -
единственная сила, обеспечивающая нравственное поведение человека.
4. Напишите изложение
сжато (приводим пример
сжатого изложения, исходный текст нами сжат наполовину)
Что
такое нравственность? Это
система правил поведения личности, которая позволяет отличить
добрые, хорошие поступки от
плохих. Каждый человек, пользуясь этой системой правил, определяет для себя важные
ценности.
Поступки человека (а они бывают как
нравственными, так и безнравственными), зависят от того, какие ценности
выбирает для себя человек.
Что может помочь человеку сделать
правильный нравственный выбор? Только
совесть. Именно совесть
является той единственной
силой, которая может обеспечить нравственное поведение человека.
(68 слов)
Комментариев нет:
Отправить комментарий