понедельник, 23 ноября 2015 г.

Олимпиада по основам наук 1 тур (задания+ответы РУССКИЙ ЯЗЫК



Дом Учителя Уральского федерального округа
XII Международная Олимпиада по основам наук
Первый этап
Научный руководитель проекта по предмету: Слаутина Марина Васильевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка и прикладной лингвистики, зам. директора департамента «Филологический факультет» ИГНИ УрФУ, г. Екатеринбург
Автор заданий: Ноздрина Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, МБОУ Лицей №109, г. Екатеринбург
Рецензент: Еремеева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, МАОУ СОШ №4 с углублённым изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург

Русский язык, 8 класс
Проводится в честь Елены Львовны Березович, доктора филологических наук, профессора филологического факультета Уральского федерального университета, ведущего научного сотрудника Института русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук

Время выполнения работы 1 час 15 минут


______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
Фамилия
Имя
Отчество
Нас. пункт
Область
ОУ №
Код участника

Таблица ответов
Задания
1
2
3
4
5
































Задание
6

















Задание
7

















Задание
8

















Задание
9

















Задание
10

















Задание
11
1

2

3

4

5








Задание
12
1

2

3

4

5








Задание
13
1

2

3

4

5








Задание
14
1

2

3

4

5








Задание
15
1

2

3

4

5








Задание
16

















Задание
17

















Задание
18

















Задание
19

















Задание
20

















Задание
21

















Задание
22

















Задание
23

















Задание
24

















Задание
25


















Инструкция по выполнению работы
На выполнение олимпиадной работы отводится 1 час 15 мин. Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.
Часть 1 состоит из 5 заданий (1–5), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных.
Часть 2 состоит из 5 заданий (6–10), оцениваемых в 3 балла. В данных заданиях (6–10) необходимо выбрать три правильных ответа из нескольких предложенных.
Часть 3 состоит из 10 заданий (11–20), оцениваемых в 5 баллов, из которых: 5 заданий (11–15) – на установление соответствия и 5 заданий (16–20) – на последовательность. В заданиях 11–15 необходимо установить соответствие между содержанием первого и второго столбцов. В заданиях 16–20 – нужно установить правильную последовательность.
Часть 4 состоит из 5 наиболее сложных заданий (21–25) открытого типа, оцениваемых в 6 баллов.
Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
Выполняя задания на бумажном носителе, заносите ответы в специальную таблицу ответов. В заданиях на соответствие ответы нужно вписывать таким образом, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца. В заданиях на последовательность и хронологию ответ нужно записывать в виде правильной последовательности цифр (без пробелов и других символов). В заданиях открытого типа ответ записывается в таблицу ответов печатными буквами, начиная с первой клеточки. Каждую букву необходимо писать в отдельной клеточке. Рекомендации внесения ответов даются к каждому заданию открытого типа.


Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.
В заданиях 1–5 выберите один правильный ответ из четырех-пяти предложенных и укажите его номер в таблице ответов.

1. В каком слове написание пропущенной гласной недопустимо проверять ударением?
1) зв..нить
2) кр..сивее
3) обл..гчить
4) перет..реть
5) ск..сить (траву)

2. В какой словоформе глаголы «петь» (песню) и «поить» (водой) одинаково звучат и одинаково пишутся?
1) 3 л., ед. ч.
2) 2 л., ед. ч.
3) 1 л., ед. ч.
4) 2 л., мн. ч.
5) 3 л., мн. ч.

3. В каком глаголе во всех формах прошедшего времени ударение остаётся неподвижным?
1) понять
2) начать
3) поднять
4) красться
5) звонить

4. Какое устойчивое сочетание слов нельзя заменить словом «хорошо»?
1) засучив рукава
2) комар носу не подточит
3) из рук вон
4) высший класс

5. Какое сочетание слов из предложения «Перепонки крыльев птерозавров натягивались между удлинённым четвёртым пальцем передних конечностей и туловищем» НЕ является словосочетанием?
1) перепонки натягивались
2) перепонки крыльев
3) крыльев птерозавров
4) передних конечностей
5) между четвёртым пальцем


Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.
В заданиях 6–10 выберите три правильных ответа из пяти-шести предложенных и укажите их номера в порядке возрастания в таблице ответов.

6. Укажите относительные прилагательные:
1) ЗОЛОТОЙ характер
2) ПЕСЧАНЫЙ бархан
3) ГОРОДСКОЙ пейзаж
4) ТЁПЛЫЙ взгляд
5) СЕРЬЁЗНАЯ ошибка
6) ВЕЧЕРНИЙ сумрак

7. Грамматически правильно продолжите предложение «Приступая к созданию повести, …»:
1) …произведение волновало писателя.
2) …писатель учёл пожелания читателей.
3) …мнение критиков было значимо для автора.
4) …замысел писателя был очень интересным.
5) …автор очень волновался.
6) …писатель много работал с документами.

8. Найдите словосочетания, в которых имя прилагательное имеет переносное значение:
1) глубокий взгляд
2) глубокий пруд
3) глубокий ум
4) глубокий смысл
5) глубокий овраг
6) глубокий колодец

9. Определите, в каких предложениях вместо вопросительных знаков следует поставить дефис:
1) Рыбаки осторожно ступали по(?)весеннему льду.
2) Солнце светило ярко, и горожане оделись по(?)весеннему.
3) В(?)десятых числах марта состоится собрание старшеклассников.
4) Пусть будет по(?)вашему.
5) По(?)моему мнению, нам не следует спешить с выводами.
6) По(?)моему, вы ошибаетесь.

10. Найдите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:
1) придорожный
2) записка
3) зашторить
4) составитель
5) простенок
6) прошлое

Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.
В заданиях 11–15 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру из первого столбца. В заданиях 16–20 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу цифры выбранных ответов (без пробелов и других символов).

11. Определите, к какой лексической группе относятся данные слова. Установите соответствие.
1) Денница (стар. высок.). Утренняя заря.
A) диалектизмы
2) Денник (обл.). Стойло для коня, а также вообще для крупного домашнего скота.
B) термины
3) Дентин (спец.). Костная ткань зуба.
С) жаргонизмы
4) Денщик. До революции: солдат, состоящий при офицере для личных услуг.
D) архаизмы
5) Дембель (прост.). 1. Демобилизация по истечении срока срочной службы. 2. Военнообязанный, демобилизовавшийся по истечении срочной службы.
E) историзмы

12. Подумайте, в каких случаях, говоря о человеке, можно использовать фразеологизмы из левого столбца таблицы, и установите соответствие.
1) лёгкая рука
А) совсем беспомощен, в затруднительном положении
2) большая рука
В) надёжный помощник, человек, на которого можно положиться
3) как без рук
С) обладает умением, сноровкой, опытом в каком-либо деле, занятии
4) правая рука
D) человек удачлив в своих делах, начинаниях
5) рука набита
E) влиятельный, значительный по своему положению человек

13. Укажите, как правильно произносить выделенные звуки.
1) нелёГкий
A) [чн]
2) конеЧНо (вводное слово)
B) [х]
3) проСЧёт
C) [щ’]
4) посутоЧНый
D) [шн]
5) снеГ
Е) [к]

14. Установите, какими членами предложения являются выделенные слова.
1) Зыбучие пески внушают страх.
А) сказуемое
2) Учёные, проводя исследования, столкнулись с загадкой.
В) определение
3) Невообразимо красив и переменчив лик природы.
С) обстоятельство
4) Немногие знают, что такое поющие пески.
D) подлежащее
5) Порождаемые барханом звуки представляют собой громкий гул.
E) дополнение

15. Подберите для каждого предложения из левого столбца подходящий ответ на вопрос: «Почему в данном предложении ставится двоеточие (тире)?»
1) Одиночество в творчестве – тяжёлая штука. (А.П. Чехов)
А) Однородным членам предшествует обобщающее слово.
2) Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой, с туманами… (К.Г. Паустовский)
В) Подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже.
3) На крокетной площадке, на лужайке, в беседке – всюду та же неприязненная тишина, то же безлюдье. (В.П. Катаев)
4) Саратов, Волгоград и Астрахань – крупнейшие города Поволжья.
С) Обобщающее слово следует за однородными членами.
5) Отец совершил несколько будничных движений: достал бумажник, порылся в нём, извлёк две старые трёшницы, получил билеты. (Ю. Нагибин)

В заданиях 16–20 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу цифры выбранных ответов (без пробелов и других символов).

16. Расположите наречия в следующей последовательности: времени, места, образа действия, меры и степени, наречие места с дополнительным значением неопределённости.
1) вчера
2) где-то
3) хорошо
4) далеко
5) очень

17. Восстановите порядок слов в словообразовательной цепочке:
1) загримировать
2) загримировывать
3) грим
4) загримировываться
5) гримировать

18. Расположите единицы языка в порядке усиления их роли в передаче смысла речи:
1) предложение
2) фонема
3) морфема
4) словосочетание
5) слово

19. Соедините фрагменты текста таким образом, чтобы получилось высказывание К.Г. Паустовского об одном из лучших качеств русского языка:
1) есть одно совершенно удивительное и малозаметное.
2) настолько разнообразен, что заключает в себе
3) Оно состоит в том, что по своему звучанию он
4) Среди великолепных качеств нашего языка
5) звучание почти всех языков мира.

Внимательно прочитайте предложения и выполните задания № 20–24.

1) Мы знаем, что их длина может достигать 18–20 м.
2) Согласно мифам и преданиям, кракен (он же гигантский кальмар) жил в океанской пучине, но иногда поднимался к поверхности океана, чтобы атаковать суда мореходов и утянуть их в бездну.
3) Кракен – популярный персонаж древних скандинавских мифов, страшное морское чудовище, удерживающее в своих щупальцах землю.
4) Скандинавы приписывали кальмару-кракену размеры туловища порядка 600 м в диаметре, что определённо было преувеличением, поскольку такое исполинское животное должно было бы иметь общую (включая щупальца) длину более 5 км.
5) Сегодня древние мифы о гигантских кальмарах развенчаны, так как эти морские обитатели относительно неплохо изучены.

20. Расположите предложения таким образом, чтобы получился связный текст.


Четвертая часть. Задания, оцениваемые в 6 баллов.
В заданиях 21–25 ответ записывается в таблицу ответов словами или цифрами, начиная с первой клеточки. Каждую букву, цифру или символ пишите в отдельной клеточке, буквы должны быть печатными. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. При записи ответов пробелы и кавычки не используются. Слова записываются в именительном падеже, единственном числе. Повторяющиеся в тексте слова в таблицу ответов записываются однократно.

21. Среди предложений 1, 2, 4 найдите предложение с вводными словами, указывающими на источник высказывания. Выпишите номер предложения в таблицу ответов арабской цифрой.

22. В предложениях 2 и 4 найдите слово, в котором написание приставки определяется её значением «присоединение». Выпишите это слово в таблицу ответов в начальной форме.

23. Найдите грамматическую основу предложения 3. Выпишите (через запятую, без пробелов) в таблицу ответов сказуемое (или сказуемые).

24. Запишите через запятую, без пробелов числа из предложения 4 словами (числительными) в той форме, в которой они стоят в предложении.

25. Вспомните название факультета Уральского государственного университета (УрГУ), который в 1988 году окончила Елена Львовна Березович. Ответ запишите одним словом – прилагательным в начальной форме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий