Дом
Учителя Уральского федерального округа
XII Международная Олимпиада по основам наук
Первый
этап
Научный
руководитель проекта по предмету: Слаутина Марина
Васильевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского
языка и прикладной лингвистики, зам. директора департамента
«Филологический факультет» ИГНИ УрФУ, г. Екатеринбург
Автор
заданий:
Ноздрина Надежда Николаевна, учитель
русского языка и литературы высшей квалификационной категории, МБОУ Лицей №109,
г. Екатеринбург
Рецензент: Еремеева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и
литературы высшей квалификационной категории, МАОУ СОШ №4 с углублённым
изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург
Русский
язык, 8 класс
Проводится
в честь Елены Львовны Березович, доктора филологических наук, профессора
филологического факультета Уральского федерального университета, ведущего
научного сотрудника Института русского языка им. В.В. Виноградова
Российской академии наук
Время
выполнения работы 1 час 15 минут
______________
|
______________
|
______________
|
______________
|
______________
|
______________
|
______________
|
Фамилия
|
Имя
|
Отчество
|
Нас. пункт
|
Область
|
ОУ №
|
Код участника
|
Таблица ответов
Задания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание
|
9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание
|
10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание
|
11
|
1
|
|
2
|
|
3
|
|
4
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание
|
12
|
1
|
|
2
|
|
3
|
|
4
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание
|
13
|
1
|
|
2
|
|
3
|
|
4
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание
|
14
|
1
|
|
2
|
|
3
|
|
4
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание
|
15
|
1
|
|
2
|
|
3
|
|
4
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание
|
16
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание
|
17
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание
|
18
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание
|
19
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание
|
20
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание
|
21
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание
|
22
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание
|
23
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание
|
24
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание
|
25
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инструкция по выполнению работы
На выполнение
олимпиадной работы отводится 1 час 15
мин. Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.
Часть 1 состоит из 5 заданий (1–5), оцениваемых
в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных.
Часть 2 состоит из 5 заданий (6–10),
оцениваемых в 3 балла. В данных заданиях (6–10) необходимо выбрать три правильных ответа из нескольких
предложенных.
Часть 3 состоит из 10 заданий (11–20),
оцениваемых в 5 баллов, из которых: 5 заданий (11–15) – на установление
соответствия и 5 заданий (16–20) – на последовательность. В заданиях 11–15
необходимо установить соответствие между содержанием первого и второго
столбцов. В заданиях 16–20 – нужно установить правильную
последовательность.
Часть 4 состоит из 5 наиболее сложных заданий
(21–25) открытого типа, оцениваемых в 6 баллов.
Баллы,
полученные за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь
выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты
предложенных ответов. Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором
они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается
выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете
вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
Выполняя задания на бумажном носителе, заносите
ответы в специальную таблицу ответов. В заданиях на соответствие ответы нужно
вписывать таким образом, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру
первого столбца. В заданиях на последовательность и хронологию ответ нужно
записывать в виде правильной последовательности цифр (без пробелов и других
символов). В заданиях открытого типа ответ записывается в таблицу ответов
печатными буквами, начиная с первой клеточки. Каждую букву необходимо писать в
отдельной клеточке. Рекомендации внесения ответов даются к каждому заданию
открытого типа.
Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.
В заданиях 1–5 выберите один
правильный ответ из четырех-пяти предложенных и укажите его номер в таблице
ответов.
1. В каком слове написание пропущенной гласной недопустимо проверять ударением?
1) зв..нить
2) кр..сивее
3) обл..гчить
|
4) перет..реть
5) ск..сить (траву)
|
2. В какой словоформе глаголы «петь» (песню) и «поить»
(водой) одинаково звучат и одинаково пишутся?
1) 3 л., ед. ч.
|
2) 2 л., ед. ч.
|
3) 1 л., ед. ч.
|
4) 2 л., мн. ч.
|
5) 3 л., мн. ч.
|
3. В каком глаголе во всех формах прошедшего времени ударение
остаётся неподвижным?
1) понять
|
2) начать
|
3) поднять
|
4) красться
|
5) звонить
|
4. Какое устойчивое сочетание слов нельзя заменить словом «хорошо»?
1) засучив рукава
2) комар носу не подточит
|
3) из рук вон
4) высший класс
|
5. Какое сочетание слов из предложения «Перепонки крыльев птерозавров натягивались между удлинённым четвёртым пальцем передних конечностей
и туловищем» НЕ является
словосочетанием?
1) перепонки натягивались
2) перепонки крыльев
3) крыльев птерозавров
|
4) передних конечностей
5) между четвёртым пальцем
|
Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.
В заданиях 6–10 выберите три
правильных ответа из пяти-шести предложенных и укажите их номера в порядке
возрастания в таблице ответов.
6. Укажите
относительные прилагательные:
1) ЗОЛОТОЙ характер
2) ПЕСЧАНЫЙ бархан
3) ГОРОДСКОЙ пейзаж
|
4) ТЁПЛЫЙ взгляд
5) СЕРЬЁЗНАЯ ошибка
6) ВЕЧЕРНИЙ сумрак
|
7. Грамматически
правильно продолжите предложение «Приступая
к созданию повести, …»:
1) …произведение волновало писателя.
2) …писатель учёл пожелания читателей.
3) …мнение критиков было значимо для
автора.
|
4) …замысел писателя был очень
интересным.
5) …автор очень волновался.
6) …писатель много работал с
документами.
|
8. Найдите
словосочетания, в которых имя прилагательное имеет переносное значение:
1) глубокий взгляд
2) глубокий пруд
|
3) глубокий ум
4) глубокий смысл
|
5) глубокий овраг
6) глубокий колодец
|
9. Определите, в каких предложениях
вместо вопросительных знаков следует поставить дефис:
1) Рыбаки осторожно ступали
по(?)весеннему льду.
2) Солнце светило ярко, и
горожане оделись по(?)весеннему.
3) В(?)десятых числах марта
состоится собрание старшеклассников.
4) Пусть будет по(?)вашему.
5) По(?)моему мнению, нам не
следует спешить с выводами.
6) По(?)моему, вы ошибаетесь.
10. Найдите
слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:
1) придорожный
2) записка
|
3) зашторить
4) составитель
|
5) простенок
6) прошлое
|
Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.
В заданиях 11–15 установите соответствие между содержанием первого и
второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца
соответствовала номеру из первого столбца. В заданиях 16–20 установите
правильную последовательность. Запишите в таблицу цифры выбранных ответов (без
пробелов и других символов).
11. Определите, к какой лексической группе относятся данные слова.
Установите соответствие.
1) Денница (стар. высок.). Утренняя
заря.
|
A)
диалектизмы
|
2) Денник (обл.). Стойло для коня, а
также вообще для крупного домашнего скота.
|
B)
термины
|
3) Дентин (спец.). Костная ткань зуба.
|
С) жаргонизмы
|
4) Денщик. До революции: солдат,
состоящий при офицере для личных услуг.
|
D)
архаизмы
|
5) Дембель (прост.). 1. Демобилизация
по истечении срока срочной службы. 2. Военнообязанный,
демобилизовавшийся по истечении срочной службы.
|
E) историзмы
|
12. Подумайте, в каких случаях, говоря о человеке, можно
использовать фразеологизмы из левого столбца таблицы, и установите
соответствие.
1) лёгкая рука
|
А) совсем беспомощен, в
затруднительном положении
|
2) большая рука
|
В) надёжный помощник,
человек, на которого можно положиться
|
3) как без рук
|
С) обладает умением,
сноровкой, опытом в каком-либо деле, занятии
|
4) правая рука
|
D) человек
удачлив в своих делах, начинаниях
|
5) рука набита
|
E) влиятельный,
значительный по своему положению человек
|
13. Укажите, как правильно произносить выделенные звуки.
1) нелёГкий
|
A) [ч’н]
|
2) конеЧНо (вводное слово)
|
B) [х]
|
3) проСЧёт
|
C) [щ’]
|
4) посутоЧНый
|
D) [шн]
|
5) снеГ
|
Е) [к]
|
14. Установите, какими
членами предложения являются выделенные слова.
1) Зыбучие пески внушают страх.
|
А) сказуемое
|
2)
Учёные, проводя исследования,
столкнулись с загадкой.
|
В) определение
|
3) Невообразимо красив и переменчив лик природы.
|
С) обстоятельство
|
4)
Немногие знают, что такое поющие
пески.
|
D)
подлежащее
|
5) Порождаемые барханом звуки представляют собой громкий гул.
|
E) дополнение
|
15. Подберите для каждого предложения из левого столбца
подходящий ответ на вопрос: «Почему в данном предложении ставится двоеточие
(тире)?»
1) Одиночество в
творчестве – тяжёлая штука. (А.П. Чехов)
|
А) Однородным членам предшествует обобщающее слово.
|
2) Приметы осени
связаны со всем: с цветом неба, с росой, с туманами… (К.Г. Паустовский)
|
В) Подлежащее и сказуемое выражены существительными в
именительном падеже.
|
3) На крокетной
площадке, на лужайке, в беседке – всюду та же неприязненная тишина, то же
безлюдье. (В.П. Катаев)
|
|
4) Саратов,
Волгоград и Астрахань – крупнейшие города Поволжья.
|
С) Обобщающее слово следует за однородными членами.
|
5) Отец совершил
несколько будничных движений: достал бумажник, порылся в нём, извлёк две
старые трёшницы, получил билеты. (Ю. Нагибин)
|
В заданиях 16–20 установите правильную последовательность. Запишите в
таблицу цифры выбранных ответов (без пробелов и других символов).
16. Расположите
наречия в следующей последовательности: времени, места, образа действия, меры и
степени, наречие места с дополнительным значением неопределённости.
1) вчера
|
2) где-то
|
3) хорошо
|
4) далеко
|
5) очень
|
17. Восстановите порядок
слов в словообразовательной цепочке:
1) загримировать
2) загримировывать
3) грим
|
4) загримировываться
5) гримировать
|
18. Расположите единицы
языка в порядке усиления их роли в передаче смысла речи:
1) предложение
2) фонема
3) морфема
|
4) словосочетание
5) слово
|
19. Соедините фрагменты
текста таким образом, чтобы получилось высказывание К.Г. Паустовского об
одном из лучших качеств русского языка:
1) есть одно совершенно
удивительное и малозаметное.
2) настолько разнообразен,
что заключает в себе
3) Оно состоит в том, что по
своему звучанию он
4) Среди великолепных качеств
нашего языка
5) звучание почти всех
языков мира.
Внимательно прочитайте предложения и выполните задания № 20–24.
1) Мы знаем, что их длина может достигать 18–20 м.
2) Согласно мифам и преданиям, кракен (он же гигантский кальмар) жил
в океанской пучине, но иногда поднимался к поверхности океана, чтобы атаковать
суда мореходов и утянуть их в бездну.
3) Кракен – популярный персонаж древних скандинавских мифов,
страшное морское чудовище, удерживающее в своих щупальцах землю.
4) Скандинавы приписывали кальмару-кракену размеры туловища
порядка 600 м в диаметре, что определённо было преувеличением, поскольку
такое исполинское животное должно было бы иметь общую (включая щупальца) длину
более 5 км.
5) Сегодня древние мифы о гигантских кальмарах развенчаны, так как
эти морские обитатели относительно неплохо изучены.
20. Расположите предложения таким
образом, чтобы получился связный текст.
Четвертая часть. Задания, оцениваемые в 6 баллов.
В заданиях 21–25 ответ записывается в таблицу ответов словами или цифрами, начиная с
первой клеточки. Каждую букву, цифру или символ пишите в отдельной клеточке,
буквы должны быть печатными. Слова или числа при перечислении отделяйте
запятыми. При записи ответов пробелы и кавычки не используются. Слова записываются
в именительном падеже, единственном числе. Повторяющиеся в тексте слова в
таблицу ответов записываются однократно.
21. Среди
предложений 1, 2, 4 найдите предложение с вводными словами, указывающими на
источник высказывания. Выпишите номер предложения в таблицу ответов арабской
цифрой.
22. В предложениях 2 и 4 найдите слово, в котором написание
приставки определяется её значением «присоединение».
Выпишите это слово в таблицу ответов в начальной форме.
23. Найдите грамматическую основу предложения 3. Выпишите (через
запятую, без пробелов) в таблицу ответов сказуемое (или сказуемые).
24. Запишите через запятую, без пробелов числа из предложения 4
словами (числительными) в той форме, в которой они стоят в предложении.
25. Вспомните название факультета Уральского государственного
университета (УрГУ), который в 1988 году окончила Елена Львовна Березович.
Ответ запишите одним словом – прилагательным в начальной форме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий