понедельник, 23 ноября 2015 г.

Олимпиада по основам наук 1 тур (задания+ответы) ЛИТЕРАТУРА



Дом Учителя Уральского федерального округа
XII Международная Олимпиада по основам наук
Первый этап

Научный руководитель проекта по литературе: Енина Лидия Владимировна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и стилистики Института гуманитарных наук и искусств Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург
Автор-составитель заданий: Целуйко Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ гимназии №40 г. Екатеринбурга

Литература, 8 класс
Проводится в честь Людмилы Петрушевской,
прозаика, драматурга, поэта, сценариста

Время выполнения работы 1 час 15 минут


______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
Фамилия
Имя
Отчество
Нас. пункт
Область
ОУ №
Код участника

Таблица ответов
Задание
1
2
3
4
5
































Задание
6

















Задание
7

















Задание
8

















Задание
9

















Задание
10

















Задание
11
1

2

3

4

5








Задание
12
1

2

3

4

5








Задание
13
1

2

3

4

5








Задание
14
1

2

3

4

5








Задание
15
1

2

3

4

5








Задание
16

















Задание
17

















Задание
18

















Задание
19

















Задание
20

















Задание
21

















Задание
22

















Задание
23

















Задание
24

















Задание
25


















Инструкция по выполнению работы
На выполнение олимпиадной работы отводится 1 час 15 мин. Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.
Часть 1 состоит из 5 заданий (1–5), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных.
Часть 2 состоит из 5 заданий (6–10), оцениваемых в 3 балла. В данных заданиях (6–10) необходимо выбрать три правильных ответа из нескольких предложенных.
Часть 3 состоит из 10 заданий (11–20), оцениваемых в 5 баллов, из которых: 5 заданий (11–15) – на установление соответствия и 5 заданий (16–20) – на последовательность. В заданиях 11–15 необходимо установить соответствие между содержанием первого и второго столбцов. В заданиях 16–20 – нужно установить правильную последовательность.
Часть 4 состоит из 5 наиболее сложных заданий (21–25) открытого типа, оцениваемых в 6 баллов.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
В случае выполнения заданий на бумажном носителе, заносите ответы в специальную таблицу ответов. В заданиях на соответствие ответы нужно вписывать таким образом, чтобы буква из второго столбца соответствовала цифре первого столбца. В заданиях на последовательность и хронологию ответ нужно записывать в виде правильной последовательности цифр (без пробелов и других символов). В заданиях открытого типа ответ записывается в таблицу ответов печатными буквами, начиная с первой клеточки. Каждую букву необходимо писать в отдельной клеточке.

Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.
В заданиях 1–5 выберите один правильный ответ из пяти предложенных и укажите его номер в таблице ответов.

1. Выберите наиболее характерный для былин художественный приём:
1) гипербола
2) литота
3) метонимия
4) риторический вопрос
5) оксюморон

2. Укажите произведение, которое является поэмой:
1) «Лесной царь», В.А. Жуковский
2) «Шинель», Н.В. Гоголь
3) «Властителям и судиям», Г.Р. Державин
4) «Руслан и Людмила», А.С. Пушкин
5) «Нищий», И.С. Тургенев

3. Современный писатель Людмила Петрушевская уже стала общепризнанным литературным классиком. Вспомните, как избавился от колокольчика герой сказки Л. Петрушевской «Мальчик-бубенчик»:
1) выбросил в колодец
2) подарил другу
3) отдал колдуну
4) оставил дома
5) привязал на хвост собаке

4. В цикл А.С. Пушкина «Маленькие трагедии» НЕ входит произведение:
1) «Скупой рыцарь»
2) «Барышня-крестьянка»
3) «Моцарт и Сальери»
4) «Каменный гость»
5) «Пир во время чумы»

5. Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству; скрытое сравнение – это:
1) олицетворение
2) эпитет
3) метафора
4) ирония
5) параллелизм

Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.
В заданиях 6–10 выберите три правильных ответа из пяти предложенных и укажите их номера в порядке возрастания в таблице ответов.

6. В каких утверждениях НЕТ ошибок:
1) Литература на Руси возникает в связи с принятием христианства.
2) К литературе Древней Руси относится творчество М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковсого, А.П. Сумарокова.
3) К древнерусской литературе относятся не только собственно литературные произведения, но и исторические.
4) Основные жанры литературы Древней Руси – поучение, слово, былина.
5) Среди основных мотивов древнерусской литературы – любовь к Родине, уважение традиций.

7. Как закончить фразу: «К писателям эпохи классицизма относятся…», чтобы избежать ошибки?
1) А.С. Пушкин
2) М.В. Ломоносов
3) Г.Р. Державин
4) Д.И. Фонвизин
5) М.Ю. Лермонтов

8. Один из центральных героев поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – Степан Парамонович Калашников. Выберите качества, которыми наделяет писатель своего героя:
1) способность к бесстрашному протесту и борьбе
2) доблесть, человеческое достоинство
3) нравственная сила
4) необузданное своеволие
5) тирания и деспотизм

9. Среди писателей второй половины XX века о Великой Отечественной войне писали:
1) Б. Васильев
2) В. Астафьев
3) К. Булычёв
4) В. Крапивин
5) А. Лиханов

10. Литературное направление – явление, художественное движение в искусстве, представители которого объединены общими эстетическими взглядами. Выберите из предложенного списка черты, характерные для классицизма как литературного направления:
1) основа человеческой природы чувство, а не разум
2) обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам
3) в основе эстетики принцип рационализма
4) стремление личности к абсолютной свободе
5) чёткое деление жанров на «высокие» и «низкие»

Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.
В заданиях 11–15 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца. В заданиях 16–20 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу цифры выбранных ответов (без пробелов и других символов).

11. Установите соответствие имён героев и рассказа О’Генри.
Герой
Рассказ
1) Джеймс
A) «Дары волхвов»
2) Эбенезер
B) «Вождь краснокожих»
3) Билл

4) Делла

5) Сэм


12. Установите соответствие между названиями изобразительно-выразительных средств и примерами их употребления в художественных текстах С.А. Есенина.
Фрагмент текста
Изобразительно-выразительное средство
1) В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот…
А) эпитет
2) Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна…
B) метафора
3) В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот
C) сравнение
4) Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
D) аллитерация
5) Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные…
E) олицетворение

13. Установите авторство произведений зарубежной литературы.
Название произведения
Автор
1) «Сказание о Кише»
A) А. Конан Дойл
2) «Голубой карбункул»
B) Дж. Лондон
3) «Всадник без головы»
C) В. Скотт
4) «Айвенго»
D) А. де Сент-Экзюпери
5) «Маленький принц»
E) М. Рид

14. Подберите к иллюстрациям к сказу Н.С. Лескова «Левша» подходящие по смыслу цитаты.
Цитата
Иллюстрация
1)
A) «Насилу государь этот ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку блошку взял и только ключик вставил...»
2) Описание: http://dennimm.narod.ru/kuzmin3.jpg
B) «... косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны...»
3) Описание: http://dennimm.narod.ru/kuzmin.jpg
C) «Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный: "...когда будешь ехать через Тулу, покажи моим тульским мастерам эту нимфозорию, и пусть они о ней подумают..."»
4) Описание: http://dennimm.narod.ru/kuzmin4.jpg
D) «Спрашивал он их так и иначе и на все манеры с ними хитро по-донски заговаривал; но туляки ему в хитрости нимало не уступили; потому что имели они сразу такой замысел, по которому не надеялись даже, чтобы и Платов им поверил, а хотели прямо свое смелое воображение исполнить, да тогда и отдать».
5) Описание: http://dennimm.narod.ru/kuzmin6.jpg
E) «Началось у них пари еще в Твердиземном море...»

15. В русском силлабо-тоническом стихосложении существует 5 основных стихотворных размеров. Соотнесите наименование стихотворного размера с цитатой из стихотворений поэтов-классиков.
Цитата
Стихотворный размер
1) Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц… (Н.А. Некрасов)
A) хорей
2) Под нами с грохотом чугунным
Мосты мгновенные гремят (А.А. Фет)
B) ямб
3) В рабстве спасённое
Сердце свободное –
Золото, золото
Сердце народное! (Н.А. Некрасов)
C) дактиль
4) Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть. (А. Блок)
D) амфибрахий
5) Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна… (А.С. Пушкин)
E) анапест

В заданиях 16–20 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу цифры ответов без пробелов и других символов.

16. Перед вами портрет Яшки Турка, героя рассказа И.С. Тургенева «Певцы». Вставьте пропущенные слова:
«Его _______ щёки, большие _______ серые глаза, прямой нос с тонкими, _______ ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые, _______ губы – всё его лицо изобличало человека _______ и страстного».
(Все прилагательные даны в форме единственного числа мужского рода).
1) подвижный
2) впалый
3) впечатлительный
4) выразительный
5) беспокойный

17. Укажите, в какой последовательности появляются герои в сказе Н.С. Лескова «Левша»:
1) полшкипер
2) граф Чернышёв
3) Левша
4) Николай Павлович
5) Платов

18. Вспомните, в какой последовательности пришли в литературу поэты и писатели:
1)
2)
3)
4)
5)

19. Расположите названия произведений в соответствии со временем изображаемых в них событий:
1) «Экспонат №…», Б. Васильев
2) «Ночь перед Рождеством», Н.В. Гоголь
3) «Песня про … купца Калашникова», М.Ю. Лермонтов
4) «Севастопольские рассказы», Л.Н. Толстой
5) «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», М.В. Ломоносов

20. Восстановите последовательность строк из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»:
1) Нет дороги, нету права
Побывать в родном селе.
2) Были листья, стали почки,
Почки стали вновь листвой.
А не носит писем почта
В край родной смоленский твой.
3) Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
4) Теркин, Теркин, добрый малый,
Что тут смех, а что печаль.
Загадал ты, друг, немало,
Загадал далеко вдаль.
5) Где девчонки, где вечерки?
Где родимый сельсовет?
Знаешь сам, Василий Теркин,
Что туда дороги нет.

Четвертая часть. Задания, оцениваемые в 6 баллов.
В заданиях 21–25 ответ записывается в таблицу ответов, начиная с первой клеточки. Каждую букву, цифру или символ пишите в отдельной клеточке, буквы должны быть печатными. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. При записи ответов пробелы не используются, кавычки не ставятся. Фамилии указываются без инициалов в форме именительного падежа. Пропущенное(ые) слово(а) записываются в алфавитном порядке в форме именительного падежа единственного числа.

21. Басня – один из древнейших жанров словесного искусства. Особое место в становлении и развитии жанра принадлежит Древней Греции. Учёные считают, что первая басня, дошедшая до нас, принадлежит Гесиоду. Но по преданиям основоположником басни считают другого легендарного древнегреческого писателя. Впишите в таблицу ответов его имя в форме именительного падежа.

22. Литературное наследие этого английского художника слова распадается на две неравные части: стихотворную (поэмы и сонеты) и драматическую. В.Г. Белинский писал, что «слишком было бы смело и странно отдать _______ решительное преимущество пред всеми поэтами человечества, как собственно поэту, но как драматург он и теперь остаётся без соперника, имя которого можно б было поставить подле его имени». (В ответ запишите фамилию писателя в форме именительного падежа).

23. На рисунке слева скульптура древнегреческого бога, который согласно мифу был рождён Зевсом из бедра. С этим божеством традиционно связывают виноград и вино, деревья, хлеб, его главный символ – бык. В иных культурах его называют Бахус, Вакхос, Либер. Напишите имя этого древнегреческого бога. (Ответ впишите в форме именительного падежа).

24. «Родильнице предоставили на выбор любое из трех, какое она хочет выбрать: Моккия, Сессия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. "Нет, – подумала покойница, – имена-то все такие". Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. "Вот это наказание, – проговорила старуха, – какие всё имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы еще Варадат или Варух, а то Трифилий и Варахасий". Еще переворотили страницу – вышли: Павсикахий и Вахтисий. "Ну, уж я вижу, – сказала старуха, – что, видно, его такая судьба. Уже если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его"». Вспомните необычное имя героя повести Н.В. Гоголя «Шинель». (Ответ впишите в форме именительного падежа).

25. На этих фотографиях кадры советского художественного фильма режиссёра Е. Ташкова, снятого по мотивам рассказа В. Распутина об одиннадцатилетнем мальчике, которому в тяжёлое послевоенное время пришлось уехать из дома в райцентр, чтобы продолжить обучение в школе. В фильме сыграли актёры: М. Егоров, Т. Ташкова, В. Талызина и другие. Напишите название рассказа, по которому была снята картина. (Ответ впишите в форме именительного падежа, не используя пробелы между словами).

Описание: http://www.1tvnet.ru/images/news_pic_2/11.2011/16.02.12.jpg Описание: http://forum.kinopoisk.ru/attachment.php?attachmentid=149870&d=1270220948 Описание: http://peterburg2.ru/uploads/15/03/20/ga4_129.jpg Описание: http://static.kinokopilka.tv/system/images/screenshots/images/000/027/379/27379_original.png

Комментариев нет:

Отправить комментарий