МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная
школа № 2»
ГО Первоуральск
Утверждаю
Директор школы _____________
Л.В.Рыбкина
Программа
по организации занятости,
отдыха, оздоровления детей и подростков
в летний период
«ЛЕТО-2015»
г.Первоуральск
2015 год
Анализ проведения летней оздоровительной компании 2014
года
Летний отдых - это не просто прекращение учебной деятельности ребенка.
Это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому
обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным
направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
Организация свободного времени детей и подростков, максимальное
использование в воспитательных и оздоровительных целях пребывания детей в
социальном и природном окружении является важной особенностью летней
оздоровительной кампании.
Учет возрастных особенностей, личных интересов и склонностей, субъектное
отношение между детьми и педагогами, возможность выбора ребятами форм,
направлений деятельности, открывают перед ребенком новые возможности
социализации, восстановления и укрепления здоровья, приобретения новых знаний,
умений и навыков. Это становится возможным в случае целенаправленной
организации летней оздоровительной кампании, умелого взаимодействия школы с
другими организациями и учреждениями, заинтересованности педагогов, детей,
родителей.
Серьёзное внимание в период летних каникул уделялось созданию безопасных
условий для проведения летней оздоровительной кампании: проведён инструктаж со
всеми категориями педагогов по вопросам безопасности детей и подростков на
воде, в случае пожара, в случае возникновения ЧС, ПДД, ТБ и охраны труда
подростков.
В программу «Лето-2014» вошли самые разнообразные направления работы и
самые разные мероприятия. Уделялось большое внимание работе лагеря с дневным
пребыванием детей на базе школы № 9, работе кружков по интересам в лагере,
оздоровлению учащихся.
Хочется отметить работу лагеря с дневным пребыванием детей, который
работал в июне и июле. Воспитанники лагеря побывали в кинотеатрах города, на спектаклях, в парке; принимали участие в спортивных соревнованиях по игровым видам
спорта в рамках лагерной спартакиады. В лагере работали кружки по
интересам. Дети постоянно были заняты
досуговой и общественно-полезной деятельностью. Была организована работа
спортивной площадки. Проведены спортивные соревнования по футболу,
мини-футболу, баскетболу.
Учащиеся школы приняли участие в озеленении школьного двора, ухаживали за
клумбами и цветами в школе.
Работа по отработке практики учащихся школы велась под руководством заместителя директора
по АХЧ, что позволило привести школьный двор, спортивную площадку в
надлежащий порядок.
Наряду с традиционными формами летнего досуга и трудовых дел популярной
стала временная занятость школьников.
Расширению кругозора детей, усилению разнообразия форм и методов
досуговой деятельности способствовало взаимодействие с учреждениями города.
% охвата детей и подростков разными формами отдыха и
занятости остаётся постоянным в течение последних 3 лет.
Анализируя деятельность по организации оздоровительной кампании
в 2014 году необходимо внести следующие предложения:
1. Разнообразить формы занятости и отдыха учащихся.
2. Шире использовать различные формы отдыха и занятости
несовершеннолетних в возрасте 15-17 лет.
Паспорт программы
1.
|
Полное
название программы
|
Комплексно-целевая
Программа по организации занятости, отдыха, оздоровления детей и подростков в
летний период «Лето-2015» (далее Программа)
|
2.
|
Цель
программы
|
Создание
благоприятных условий для организации
полноценного отдыха, занятости и оздоровления детей и подростков.
|
3.
|
Участники
программы
Объект
|
Педагогический
коллектив МАОУ «СОШ № 2»,
обучающиеся
7 - 17 лет.
|
4.
|
Сроки
реализации
|
март-сентябрь
2015 года
1
этап – организационно-методический (март -май)
2
этап – содержательно - деятельностный (июнь- август)
3
этап – контрольно – аналитический ( август – сентябрь)
|
5.
|
Основные
направления деятельности
|
-
Художественно-эстетическое;
-
Спортивно-оздоровительное;
-
Гражданско-патриотическое;
-
Духовно-нравственное;
-
Трудовое;
-
Профилактическое.
|
6.
|
Контроль
за реализацией Программы
|
-Оперативный
контроль зам. директора по ВР,
директора школы:
-
занятость несовершеннолетних «группы риска»,
-
контроль трудоустройства и соблюдение правил охраны труда и ТБ,
-
контроль качества питания и соблюдение требований
Сан
ПиН,
-Открытый
просмотр реализации программных мероприятий.
-Оперативная
информация.
-Ежемесячный
отчет «Лето-2015»
|
7.
|
Ожидаемый
результат
|
-
создание условий по обеспечению трудовой, досуговой занятости обучающихся.
-
развитие творческой активности детей, уровня саморазвития ребёнка в творческой
деятельности.
-
развитие навыков управления и взаимопомощи в ходе
деятельности разновозрастных отрядов;
-
отсутствие случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
-
отсутствие правонарушений в летний период.
|
8.
|
Заказчик
программы
|
МАОУ
«СОШ № 2»
|
9.
|
Автор
программы
|
Кропачева
Я.Н., зам. директора по ВР
|
10.
|
Почтовый
адрес организации
|
623106, Свердловская область, г.Первоуральск, ул.
Школьная, д.24
|
11.
|
Ф.И.О.
руководителя организации
|
Рыбкина
Л.В.
|
12.
|
Контактный
телефон
|
8(3439)25-35-69
|
Исполнители и привлеченные организации (ведомства) к
реализации программы
- ПДН
- Комиссия
по делам несовершеннолетних
- Центр
занятости населения
- ДКПНТЗ,
парк, кинотеатры
- Городские библиотеки
Пояснительная записка
В настоящее
время общество осознало необходимость осуществления культурных целей
образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных
педагогических системах, в том числе в летний период. Летние каникулы
составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но
далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно
организованный отдых. Каждому родителю хочется, чтобы ребёнок на каникулах был
занят какой-либо деятельностью.
Школа
по-прежнему остается главным организатором отдыха, занятости и
оздоровления детей.
Организация
летней занятости детей сегодня – это не только социальная защита, это еще и
пространство для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта
ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий
современной жизни
Программа «Лето - 2015» предусматривает
комплексное решение поставленных задач через разнообразные формы занятости
детей с учетом их возрастных, психолого-педагогических особенностей, интересов
и возможностей, а также равномерное планирование деятельности школы во время летних каникул. В летний период идёт
реализация поставленных целей и задач в рамках
данной программы по направлениям: развитие творческих способностей,
трудовых навыков, гражданско-патриотическое воспитание, спортивно-оздоровительная
работа. Через создание социально-значимых отрядов планируется организация
помощи взрослым по благоустройству села, ветеранам войны и труда, нуждающимся в
жилищно-бытовой помощи.
Приоритетом в
работе должно стать формирование
физической культуры личности учащихся с учётом их индивидуальных особенностей,
состояния здоровья и мотивации. На решение этих задач будет направлена работа
лагеря с дневным пребыванием детей, а также спортивно-массовая работа с учащимися.
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы
обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья.
«Здоровому каждый день - праздник», -
гласит восточная мудрость. Вот поэтому мы взяли для нашего лагеря с дневным
пребыванием детей оздоровительно-спортивное направление.
Календарь
традиционных дат и памятных событий в жизни нашей страны, будет использоваться
при организации дел в ЛДП детей, направленных на гражданско-патриотическое
воспитание молодёжи, а организация досуга, организованное проведение летних
каникул будет направлена на профилактику правонарушений и преступлений.
При
организации летней занятости детей и подростков будет осуществляться
взаимодействие с различными ведомствами и организациями, с целью эффективности
в работе.
Разработка
данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и
занятости детей школьного возраста была вызвана:
- повышением
спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
- обеспечением
преемственности в работе летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием
детей предыдущих лет;
-
модернизацией старых форм работы с детьми в каникулярный период и введением
новых;
-
необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и
педагогов в реализации целей и задач программы.
Летний отдых –
это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его
социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости
школьников в период летних каникул является приоритетным направлением нашей
школы.
Педагоги школы
считают, что ведущими ценностями в условиях организации отдыха и занятости
детей и подростков в летний период являются:
- физическое
оздоровление школьников;
- сохранение и
укрепление эмоционально-психологического
здоровья учащихся;
- профилактика
правонарушений и преступление в летний период.
Данная
программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя
разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления,
отдыха и занятости детей и подростков в период летних каникул в условиях
летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием и трудовых объединений.
По
продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в период
летних каникул и рассчитана на учащихся
в возрасте от 7 до 17 лет включительно.
Программа «Лето-2015»
ставит в центр своей деятельности личность ребенка и его здоровье, развитие
учащихся, поиск новых методических решений в воспитательной работе,
разнообразных форм, увлекающих детей и включающих их в активную деятельность.
Исходя из вышесказанного, были определены основные направления работы по
организации отдыха и деятельности учащихся
в летний период:
·
Художественно-эстетическое;
·
Спортивно-оздоровительное;
·
Гражданско-патриотическое;
·
Духовно-нравственное;
·
Трудовое;
·
Профилактика правонарушений и преступлений.
С целью реализации поставленных задач Программы на базе школы создаются:
·
Летний оздоровительный лагерь с дневным
пребыванием детей
·
Ремонтная бригада «Школа ремонта» (ремонтные работы)
·
Отряд
«Цветоводы» (работа на клумбах)
·
Работа волонтёрского объединения
Цель Программы:
Создание
благоприятных условий для организации
полноценного отдыха, занятости и оздоровления детей и подростков.
Задачи Программы:
1. Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому
и психическому развитию детей, приобщение школьников к ЗОЖ через взаимодействие
с учреждениями здравоохранения и спорта.
2. Повышение эффективности работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; профилактика безнадзорности и правонарушений.
3. Привлечение родителей и общественных организаций к организации летнего отдыха и занятости учащихся.
4. Приобщение детей к культурным ценностям, вовлечение их в досуговую деятельность.
5. Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Повышение эффективности работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; профилактика безнадзорности и правонарушений.
3. Привлечение родителей и общественных организаций к организации летнего отдыха и занятости учащихся.
4. Приобщение детей к культурным ценностям, вовлечение их в досуговую деятельность.
5. Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Программа основана на следующих
принципах:
1.
Принципы дифференциации и интеграции различных форм
оздоровительной и воспитательно-образовательной работы.
2.
Принцип природосообразности – учет возрастных
особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении
форм летнего отдыха.
3.
Принцип успеха и поддержки – создание условий
добровольности и выбора – предоставление ребенку возможности выбора формы
летнего отдыха и занятости, исходя из его личных потребностей и интересов, в
соответствии с собственным желанием.
4.
Принцип максимизации ресурсов означает, что в ходе
подготовки и реализации программы будут использованы все возможности
(материально-технические, кадровые, финансовые, психолого-педагогические и др.)
для наиболее успешного (оптимального решения поставленных задач).
5.
Принцип демократизации деятельности детской
пионерской организации.
Содержание программы.
Тематическая направленность мероприятий на 2015 год:
70-летие Победы в ВОв.
2015 год – год литературы;
День защиты детей;
День России.
Массовые мероприятия:
1 июня – День защиты детей.
5 июня – День охраны окружающей среды.
6 июня – Пушкинский день.
12 июня – День России.
22 июня – День Памяти и скорби.
5 июня – День охраны окружающей среды.
6 июня – Пушкинский день.
12 июня – День России.
22 июня – День Памяти и скорби.
22 августа – День государственного флага России.
Приоритеты отдаются гражданско-патриотическому,
спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, трудовому воспитанию,
профилактической деятельности.
Основные направления воспитания и
развития детей и подростков в летний период:
Направление
|
Формы деятельности
|
|
Художественно-эстетическое
|
||
Это направление отражает в себе художественное и
эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны
способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности,
честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к
порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе.
Это направление должно способствовать творческому развитию детей и их
инициативе. Необходимо создать все условия для реализации этого направления,
т.к. мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации,
самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни.
|
Конкурсы;
Праздники;
Конкурсы рисунков, плакатов;
Литературные конкурсы;
Экскурсии, поездки
|
|
Духовно-нравственное
|
||
Это направление отражает в себе художественное и
эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны
способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности,
честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к
порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе.
Это направление должно способствовать творческому развитию детей и их
инициативе. Необходимо создать все условия для реализации этого направления,
т.к. мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации,
самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни.
|
Конкурсы;
Праздники;
Конкурсы рисунков, плакатов;
Литературные конкурсы;
Беседы, встречи с интересными людьми.
|
|
Спортивно-оздоровительное
|
||
В это направление входят мероприятия, пропагандирующие
здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные соревнования, конкурсные программы противопожарной безопасности, правилам
дорожного движения. С помощью спорта и физкультуры решаются задачи
физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей.
|
Ежедневная утренняя зарядка в лагере.
Спортивные соревнования, праздники в школе и в районе;
Работа спортивной
площадки;
Беседы, конкурсы, викторины по спорту;
День Здоровья;
велопробег;
Беседы, викторины на тему ЗОЖ;
Конкурсы плакатов о ЗОЖ, на тему противопожарной
безопасности;
Экскурсии.
|
|
Гражданско-патриотическое
воспитание.
|
||
Это направление включает в себя все мероприятия, патриотического, исторического и культурного характера.
Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к
родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
Проведение мероприятий, посвящённых красным датам календаря, дням воинской
славы России.
|
Беседы, викторины по истории родного края (района, села)
школы, символике РФ;
22 июня, День
Памяти;
Викторины, беседы (12 июня, День России);
Встречи с ветеранами, участниками ВОВ.
|
|
Трудовое
|
||
Это направление занимает особое место в системе
воспитания. Именно в процессе трудовой деятельности происходит физическое и
умственное развитие, воспитание аккуратности, желание поддерживать чистоту и
порядок. В трудовом воспитании школьников большое место занимает
хозяйственно-бытовой труд: уборка помещения, работа на территории школы, в библиотеке.
|
Социально-значимая деятельность;
Работа на клумбах;
Работа по благоустройству школьного двора;
Ремонтная бригада «Школа ремонта»
|
|
Профилактическая
деятельность
|
||
Это направление занимает особое место в системе
воспитания. Профилактика асоциального поведения, бродяжничества,
правонарушений занимает важное место, т.к дети в летний период располагают
большим количеством свободного времени, не умеют его организовать с пользой
для себя и общества.
|
Викторины
Профилактические десанты;
Игры;
Акции.
Работа родительского патруля.
|
Механизм реализации программы
Педагогическое кредо коллектива:
- Принцип
педагогического профессионализма;
- Принцип
уважения личности ребёнка;
- Принцип
сотрудничества, сотворчества, содружества;
- Принцип
поддержки детских инициатив и творчества;
- Принцип
самоуправления детского коллектива;
- Принцип
индивидуального подхода и коллективного творчества;
- Принцип позитивного решения конфликтных ситуаций.
Этапы реализации программы:
1. Организационно-методический
(март – май):
- Изучение интересов детей и их родителей, учет результатов
работы в предыдущем сезоне;
- Сбор информации по планированию летней занятости учащихся
школы;
- Подбор руководящих кадров, воспитателей для работы с
детьми;
- Подготовка материальной базы;
- Проведение инструктивно-методических совещаний;
- Создание нормативной базы по летней оздоровительной
кампании;
- Координация деятельности с различными ведомствами,
организациями, учреждениями;
- Комплектование отрядов при ЛДП детей. Приём заявлений от
родителей на зачисление детей в лагерь.
- Комплектование социально-значимых отрядов.
- Разработка программы по организации летней кампании 2015 года
- Подготовка ЛДП детей к приёмке.
2. Содержательно –
деятельностный этап (июнь-август):
- Непосредственное проведение летней оздоровительной
кампании согласно плану мероприятий по реализации программы, плану трудовых
объединений, программы деятельности ЛДП
детей.
- Создание методических пособий по организации летнего труда
и отдыха учащихся. Формирование методической копилки.
- Проведение диагностики в ЛДП детей.
- Осуществление текущего контроля за проведением мероприятий
в лагере с дневным пребыванием детей, работой трудовых отрядов,
социально-значимых отрядов.
- Информационное освещение летней кампании.
3. Контрольно –
аналитический этап (август-сентябрь):
- Подведение
итогов летней оздоровительной кампании 2015 года.
- Анализ
работы лагеря, трудовых объединений школьников, выявление инновационных
подходов;
- Анализ
деятельности школы по реализации Программы «Лето-2015».
План организационных мероприятий.
Комплекс мер по реализации программы:
Мероприятие.
|
Сроки.
|
1. Создание приказов по организации летнего отдыха и
занятости детей в школе, об открытии
ЛДП детей.
|
Март
|
2. Организация записи в
отряды и ремонтную бригаду:
Ремонтная бригада
«Школа ремонта» (ремонтные работы)
Отряд «Цветоводы» (работа на клумбах)
|
Март
|
3. Разработка
программы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием (реализация – июнь,
июль )
Подпрограмм деятельности кружков в ЛДП детей.
|
Апрель
|
4. Организовать прохождение медосмотра для обслуживающего
персонала, воспитателей лагеря, работников столовой.
|
Апрель
|
5. Подготовить необходимое оборудование и инвентарь для
лагеря, отрядов по благоустройству территории и работе на клумбах.
|
Май
|
6. Оформить информационный стенд «Лето-2015».
|
|
7. Разработать сценарии праздников
|
Апрель-май.
|
Контрольно-аналитическая деятельность.
Мероприятия.
|
Срок.
|
|
1. Рассмотрение вопросов
по организации летней кампании и реализации Программы на
совещании при директоре, общешкольном
родительском собрании
|
Апрель-май
|
|
1.1. Совещание при директоре:
|
||
- О ходе подготовки
реализации Программы "Лето- 2015".
|
Апрель
|
|
- О ходе
работы по реализации Программы.
|
Ежемесячно.
|
|
- Анализ работы
школы по Программе.
|
Август- Сентябрь
|
|
1.2. Совещание при завуче:
|
||
- Отчет начальника
лагерей, анализ работы профильных отрядов.
|
Июнь август
|
|
- О занятости
учащихся, состоящих на профилактических учетах.
|
Ежемесячно
|
|
2. Сдача информации о работе МАОУ «СОШ № 2» в летний период.
Анализ организации летней оздоровительной кампании
2015 года
|
Август
|
|
- Информация о работе в летний период
(цифровая).
|
Август
|
|
- Отчет о занятости
в летний период (по факту).
|
Сентябрь
|
|
3. Поставить на контроль:
- организация питания в лагере с дневным пребыванием детей
- выполнение программы лагеря с дневным пребыванием детей
- качество проведения массовых мероприятий
|
Июнь
Июнь
Июнь-
август
|
|
Методическое обеспечение:
Школой разработана
программа «Лето-2015», программа лагеря с дневным пребыванием детей. Имеется
методическая копилка с разработками
мероприятий.
Мероприятия.
|
Сроки.
|
1. Провести обучение начальника лагеря с дневным
пребыванием детей и
руководителей трудовых объединений.
|
Май
|
2. Провести целевые инструктажи по ОТ и ТБ.
|
Май- июль
|
3. Подготовить методические разработки основных
праздников, конкурсов и т. д.
|
Май-август.
|
Ресурсное обеспечение:
- помещения ОУ: классные комнаты, спортивный зал, библиотека;
- спортивная площадка;
- спортинвентарь и игровое оборудование;
- аудио-, видео-, компьютерная техника;
- пищеблок и технологическое оборудование.
Кадровое обеспечение:
- ответственный за организацию летней кампании, зам.
директора по ВР – 1;
- начальник лагеря с
дневным пребыванием – 2,
- воспитатели - 12,
- учитель физкультуры - 2
Оздоровление и развитие детей в
значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех
взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря, трудовых объединений. В
реализации программы участвуют педагоги
школы, библиотекарь школы, учитель физической
культуры.
Руководитель трудового
объединения несёт ответственность за жизнь и здоровье детей.
Специальные кадры (библиотекарь, социальный
педагог) осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках
должностных обязанностей, могут быть привлечены для педагогической поддержки
работы органов самоуправления, для организации досуговых мероприятий.
Педагоги дополнительного
образования при лагере с дневным пребыванием отвечают за содержание
деятельности своих кружков, результативность работы и привлечение ребят к
деятельности, участвуют в подготовке массовых мероприятий.
Организация питания в лагере с дневным
пребыванием.
Питание детей в лагере с дневным
пребыванием осуществляется в школьной столовой. Финансирование питания в лагере
с дневным пребыванием осуществляется из местного бюджета.
Питание осуществляется в соответствии с 10-дневным меню, проводится С-витаминизация.
Десятидневное меню в обязательном порядке согласовывается в территориальном
отделе Роспотребнадзора.
Ожидаемый результат
- 100-% охват
несовершеннолетних «группы риска» летним отдыхом и трудовой занятостью;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности детей;
отсутствие детского, в том числе дорожно-транспортного, травматизма в летний
период;
- охват 90 % детей и подростков летним отдыхом,
оздоровлением и трудовой занятостью;
- повышение эффективности межведомственного взаимодействия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий