вторник, 3 ноября 2015 г.

Олимпиада по русскому языку 8 класс

Тестовые задания

1. Формообразующие частицы
А) пусть, бы
Б) разве, ли
В) вон, вот
Г) даже, ни, же
Д) неужели, как раз
2. Определите разряд модальных частиц в предложении
Память оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда.
А) указательные
Б) уточняющие
В) усилительные
Г) восклицательные
Д) вопросительные


3. Частица пишется раздельно
А) Что(бы) ты предпринял в такую минуту?
В) Скажи(ка), дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французам отдана?
С) слона(то) я не приметил
D) А мы(то) обрадовались!
Е) Принеси(ка) мне дружок чаю
4. Укажите неполное предложение
А) Мне надо идти на стадион.
Б) Пустынный уголок.
В) Черёмуха расцвела в начале июня.
Г) Сегодня-лучший из всех дней.
Д) Что за прелесть эти сказки!
5. Выберите Односоставное предложение
А) Вверху, в густом вечереющем воздухе, пролетела чайка.
Б) Бесконечна возможность познавать себя.
В) Белая береза принакрылась снегом, словно серебром.
Г) Я не видел реки великолепнее Енисея.
Д) Болото затянуло туманом.
6. Определи тип односоставного предложения:
Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
А) определенно — личное
Б) неопределенно — личное
В) безличное
Г) обобщенно — личное
Д) назывное
7. Безличное предложение:
А) Вот и снег
Б) Меня знобит
В) Плеск речной волны
Г) Слезами горю не поможешь
Д) Встаю в семь часов
8. Определи тип простого предложения:
Зажгло грозою дерево
А) определенно — личное
Б) неопределенно — личное
В) безличное
Г) обобщенно — личное
Д) назывное
9. Укажите слова с производными предлогами
А) внутри палатки, насчет работы, несмотря на болезнь
Б) по тропинке, под навесом, про него
В) с подругой, через испытания, от магазина
Г) без семьи, за садом, о тебе
Д) при вокзале, у меня, до утра
10. Отметьте Служебные части речи
А) междометие, причастие, деепричастие
Б) причастие, предлоги, союзы
В) частицы, междометия, предлоги
Г) предлоги, союзы, частицы
Д) союзы, деепричастие, причастие

Открытые вопросы

Вопрос 1
Расставьте ударения в словах.
Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, досуг, дочиста, намерение, обеспечение.
Вопрос 2
Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв
в данных словах.
Скучный, жужжать, нечто, детский, нарочно, нарочный (ударение на 1-ый слог), сжать.
Вопрос 3
Одинаковыми или разными с грамматической точки зрения являются следующие слова?
Часы, серьги, брюки, колготки, ставни, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани, близнецы.
Вопрос 4
Произведите морфемный и словообразовательный анализ слова:происхождение
Вопрос 5
Укажите различия в значении следующих слов.
Невежа – невежда, освоить – усвоить, откровение – откровенность, добрый – добротный.
Как называются такие слова?

Творческие задания

Задание 1
Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.
Феликс Кузнецов, Софья Ковалевская, Сергей Ковалёв.
Задание 2
Об одном из пунктуационных знаков французский писатель ХIХ века Оноре де Бальзак сказал, что он является «ключом ко всякой науке». Какой это знак? Аргументируйте свой ответ.
Задание 3
В юмореске С. Альтова, написанной в жанре пародии на рассказ экскурсовода о творчестве испанского художника Эль Греко, есть фраза, которая всегда вызывает смех: «Большие художники вынуждены были прибегать к аллегориям. Прибежал к ним и Эль Греко». На каком языковом явлении построено это пародийное высказывание? Прокомментируйте его с лингвистической точки зрения.
Задание 4
Объясните значение «детских» слов. От какого слова и как они образованы?
Копатка, люденыш, рогается, грозительный (палец), покупец, затужить(пояс)
Задание 5
Подберите исконно русские синонимы для заимствованных слов. Вставьте в них пропущенные буквы.
…гоизм, ижд…венец, к…л…(с,сс)альный, ун…кальный, ин…екция, а(к,кк)орд.

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ А В А Б Д
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ А Б В А Г

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1:СрЕдства, углубИть, шАрфы, щекЩтно, много директорОв, досУг, дОчиста, намЕрение, обеспечЕние
Ответ на вопрос 2:Шн; жж и доп. ж (мягк) ж (мягк); ч (мягк) т; ц; шн; ч (мягк) н; жж.
Ответ на вопрос 3:Слова часы, брюки, колготки, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани с грамматической точки зрения являются одинаковыми, т.к. все они – имена существительные, которые не имеют формы единственного числа.
Слова серьги, ставни, близнецы имеют формы единственного и множественного числа.
Ответ на вопрос 4:Про-ис-хожд-ениj-э < про-ис-ход-и-ть + -ениi-.
Слово происхождение образовано суффиксальным способом.
Ответ на вопрос 5:Между приведёнными словами существуют следующие различия:
Невежа — грубый, невоспитанный человек.
Невежда – необразованный, несведущий человек.
Освоить – 1) научиться пользоваться чем – либо, применять, употреблять что-либо, овладеть чем-либо, наладить изготовление, производить чего-либо; 2) в процессе изучения чего-либо, знакомства с чем-либо приобрести какие-либо знания, постичь чего-либо, усвоить; 3) включить в круг своей хозяйственной и другой деятельности, обжить.
Усвоить – 1) сделать своим, свойственным, привычным для себя что-либо у кого-либо, воспринять что-либо от кого-либо; 2) понять как следует, запомнить, выучить, постичь что-либо; освоить.
Откровение – то, что неожиданно открывает истину, делает совершенно ясным и понятным что-либо, даёт новое толкование чему-либо.
Откровенность – искренность, чистосердечие, правдивость, прямота.
Добрый – 1)делающий добро….; 2)большой, основательный, солидный.
Добротный – сделанный хорошо, прочно.
Подобные слова называются ПАРОНИМАМИ.

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:Эти люди практически однофамильцы. Их фамилия образована от глагола ковать – кую, но от разных его основ: ку+ю > ку+знь > ку+зн+ец > Кузнец+ов; ков+а+ть > ков+а+ль > Ковал+ев(ский).
Пример ответа на творческое задание №2Вопросительный знак
Пример ответа на творческое задание №3Пародия построена на смешении омонимов (омонимии) прибегать (прибежать) – достигать какого-либо места бегом и прибегать (прибегнуть) – обращаться к какому-либо средству. Выбор формы прибежал (от прибежать) вместо прибегнул (от прибегнуть) дает комический эффект высказывания.
Пример ответа на творческое задание №4
Копатка – лопатка; от копать при помощи суффикса -тк-.
Люденыш – ребенок; от люди при помощи суффикса–еныш-.
Рогается – бодается; от рога при помощи суффикса -а- и постфикса –ся.
Грозительный (палец) – указательный, тот, которым грозят; от грозить при помощи суффикса-тельн-
Покупец – покупатель; от покупать при помощи суффикса-ец-.
Затужить (пояс) – затянуть; оттугой или туго при помощи суффикса-и- и приставки за-
Пример ответа на творческое задание №5Эгоизм — себялюбие, иждивенец — нахлебник, колоссальный – огромный, уникальный — исключительный, инъекция — укол, аккорд — созвучие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий