среда, 19 марта 2014 г.

Конспект урока по русскому языку "Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-. (6 класс)


Урок русского языка в 6 классе (40 минут)
«Гласные в суффиксах существительных  -ек- и -ик».
Цели и задачи урока:
Познавательные:
·        Познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных  -ек- и –ик;
·        Учиться правильно писать гласные в суффиксах существительных  -ек- и -ик;
·        Различать суффиксы -чик, -щик, -ик, -ек.
Развивающие:
·        Развивать мыслительную и речевую деятельность обучающихся, умения сравнивать и анализировать.
Воспитательные:
·        воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи;
·        совершенствование навыков межличностного общения.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и формы обучения: Поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование:
·        Презентация урока;
·        фрагмент мультфильма Виктора Перестукина «В стране невыученных уроков»;
·        рабочие тетради;
·        учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова;
·        записи на доске.


Ход урока.
I.                  Организационный момент.
Приветствие. Мотивация.
Цель: включение учащихся  в деятельность.
Обучающиеся записывают число, классную работу, оставляя место для записи темы урока.

II.               Актуализация знаний по теме «Существительное».
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.
1.Фронтальный опрос по теме «Имя существительное». (слайд № 2)
·        Учащимся нужно выписать в тетрадь варианты правильных ответов.
Задание: Укажите верные рассуждения. (слайд № 3-4)
1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.
2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
3. Имена существительные изменяются по родам.
4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам.
5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь.
6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые  - 6 форм.
7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.
8. Не с существительным пишется слитно, если в предложении  есть противопоставление с союзом А.
9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.
10. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик)  со значением лица  пишется после букв д-т, з-с, ж.
·        Взаимопроверка. (слайд № 5)
Правильные варианты ответов: 2,5,7,9,10.
·        Анализ ошибок. Выявляется уровень знаний.
2.Закрепление знаний по теме «Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК и ЩИК».
·        Творческий диктант.
ü Как мы называем участника спортивных гонок? (гонщик)
ü Солдат, служащий в ракетных войсках.(ракетчик)
ü Ученик, прогуливающий урок. (прогульщик)
ü Человек, занимающийся переводами. (переводчик)
ü Специалист по бетонным работам. (бетонщик)

·        Проверка написания слов. (слайд № 6)

III.           Проблемное объяснение нового материала.
Цель: обсуждение затруднений; проговаривание задачи урока.
Большинство суффиксов имен существительных пишутся без изменений в разных словах. Это –изн-, -ин-, -ость-, -от-, -отнь-, -овнь-. (желтИЗНа, тишИНа, простОТа, прочнОСТЬ, бегОТНя, болтОВНя). (слайд № 7)
Правописание некоторых суффиксов подчиняется определенным правилам. Подчиняются правилу правописание суффиксов –чик- и –щик-. Это мы уже доказали на предыдущем этапе урока. (слайд № 8) Сегодня нам предстоит познакомиться еще с одним из таких правил.
·        Как вы думаете, с какой морфемой имени существительного мы будем сегодня работать на уроке?
Давайте попробуем правильно написать суффиксы в словах КЛЮЧИК и ЗАМОЧЕК.
·        Какие возникли трудности? Давайте сформулируем тему урока. (слайд № 9) Какие цели нашего урока?
·        Давайте посмотрим фрагмент из мультфильма «В стране невыученных уроков», где известный двоечник  Виктор Перестукин решает задачку, какую гласную нужно писать в суффиксах существительных –Е или -И в словах КЛЮЧИК и ЗАМОЧЕК, и попробуем сформулировать правило.
Учащиеся после просмотра мультфильма формулируют правило «Гласные в суффиксах существительных  -ек- и -ик». Запись вывода и обозначения орфограммы в тетради. (слайд № 10)
IV.            Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного плана.
·        Работа в парах.
ü Вставьте пропущенные буквы, объясняя их написание. (слайд № 11)
Человечек, огуречик, домик, песочек.
V.               Включение изученного в систему знаний.
Цель: организовать деятельность по применению новых знаний.
·        Работа в парах.
ü Спишите слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы. (слайд № 12)
Стульчик, мальчик, ключик, замочек, чайничек, чемоданчик, дружочек, орешек, карандашик, треугольничек.
Давайте проверим, что у вас получилось. (слайд № 12)
ü Фотодиктант с взаимопроверкой. (слайд № 13-21)
- Назовите животных, изображенных на фотографиях, ласково, используя суффиксы.
- Какие суффиксы будите использовать? Каких животных можно назвать по-разному?
чик
ик
ек
Жирафчик
Слоник
Слоненочек
Крокодильчик
Котик
Львеночек
Попугайчик
бегемотик
Котеночек


Тигреночек

VI.            Рефлексия.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности каждого ученика и всего класса. (слайд № 22)
ü Для меня на уроке самым трудным было…
ü Для меня на уроке самым интересным было…
ü Из урока я узнал(а) новое…
ü На уроке мне понравилось…

VII.        Домашнее задание.
Индивидуальные задания: кроссворды, ребусы, загадки-презентации по теме «Суффиксы имен существительных».

Комментариев нет:

Отправить комментарий