Виды тропов
Тропы
|
Характеристика
|
Примеры
|
Аллегория
|
Иносказательное
изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа
|
В баснях и
сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка,
коварство – в виде змеи
|
Гипербола
|
Образное
выражение, содержащее непомерное преувеличение
|
Одни дома
длиною до звёзд, другие – длиною до Луны
|
Ирония
|
Употребление
слова или выражения в обратном смысле с целью насмешки
|
Отколе,
умная, бредёшь ты, голова?
|
Литота
|
Выражение,
содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления
|
Ниже
тоненькой былиночки надо голову клонить
|
Метафора
|
Употребление
слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении,
аналогии
|
Зимы
последние кусочки чуть всхлипывают под ногой
|
Метонимия
(переименование)
|
Употребление
названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или
внутренней связи между ними
|
Янтарь на
трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе
|
Олицетворение
|
Приписывание
неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ
|
Изрыдалась
осенняя ночь ледяными слезами
|
Перифраза
|
Замена
названия предмета или явления описанием их существенных признаков или
указанием на их характерные черты
|
Солнце
русской поэзии (вместо «Пушкин»)
|
Развернутые
метафоры
|
Несколько
метафор, связанных между собой по смыслу
|
В саду
горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть
|
Синекдоха
|
Перенос
значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения
между ними
|
Пуще всего
береги копейку
|
Сравнение
|
Сопоставление
двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Сравнения
выражаются творительным падежом, формой сравнительной степени прилагательного
или наречия, оборотами со сравнительными союзами
|
Под
голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит
|
Эпитет
|
Художественное,
образное определение
|
Вечером
синим, вечером лунным был я когда-то весёлым и юным
|
Стилистические фигуры
Фигуры
|
Характеристика
|
Примеры
|
Анафора
|
Повторение
отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит
высказывание
|
Гляжу на
будущность с боязнью,
Гляжу на
прошлое с тоской
|
Антитеза
|
Это
оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются
противоположные понятия
|
И
ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви
|
Бессоюзие
|
Намеренный
пропуск соединительных союзов между членами предложения или между
предложениями
|
Спускаются
длинные тени,
Горят за
окном фонари,
Темнеет
высокая зала,
Уходят в
себя зеркала.
|
Градация
|
Такое
расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся
значение
|
Тёмные,
душные, скучные комнаты
|
Инверсия
|
Обратный
порядок слов
|
Досадно
было, боя ждали
|
Многосоюзие
|
Намеренное
использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания
соединяемых союзами членов предложения
|
Но между
нами – океан, и весь твой лондонский туман, и розы свадебного пира, и
доблестный британский лев, и пятой заповеди гнев.
|
Параллелизм
|
Одинаковое
синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи
|
Усердный в
бригаде – клад, ленивый – тяжёлая обуза
|
Риторический
вопрос
|
Вопрос, не
требующий ответа
|
Степь
широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно?
|
Риторическое
обращение
|
Обращение
к неодушевлённому предмету
|
Ах ты,
степь моя, привольная!
|
Умолчание
|
Сознательно
выраженная не до конца мысль
|
Нет, я
хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону врем умереть.
|
Эллипсис
|
Конструкция
со специально пропущенным, но подразумеваемым каким-либо членом предложения
для усиления динамичности
|
Здесь –
овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня.
|
Эпифора
|
Повторение
слов или выражений в конце смежных отрывков или близко расположенных друг к
другу строк, фраз
|
Мне бы
хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный
советник?
|
Функциональная характеристика
языковых средств выразительности
Языковые средства
|
Назначение
в тексте
|
Анафора
|
Для
усиления предшествующего слова
|
Антонимы
|
Как
выразительное средство создания контраста
|
Бессоюзие
|
Для
создания впечатления быстрой смены картин
|
Вводные
слова
|
|
Вопросительные
предложения
|
|
Восклицание
|
|
Вставная
конструкция
|
|
Гипербола
|
С целью
преувеличения какого-либо явления
|
Градация
|
Произвести
впечатление по нарастающей
|
Деепричастие
и деепричастные обороты
|
Для
выражения краткости, динамичности
|
Диалектизмы
|
|
Игра слов
|
Привлечь
внимание, сделать акцент на чём-либо
|
инверсия
|
Для
создания добавочных смысловых и выразительных оттенков
|
Метафора
|
|
Метонимия
|
|
Многосоюзие
|
|
Неологизмы
|
Для
создания оттенка необычности, новизны
|
Неполные
предложения
|
С целью
экономии языковых средств
|
Обобщённо-личные
предложения
|
С целью
образного выражения общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицах
и поговорках
|
Образные
выражения
|
С целью
создать изложение живым, лёгким для восприятия
|
Однородные
члены
|
|
Олицетворение
|
Для
создания образности, выразительности
|
Парцелляция
|
Как
средство изобразительности, позволяющее усилить смысловые и экспрессивные
оттенки значений
|
Побудительное
предложение
|
Для
выражения волеизъявления говорящего
|
Повтор
лексический
|
|
Повтор
стилистический
|
|
Присоединительные
конструкции
|
|
Профессионализм
|
В качестве
показателя образованности в определённой сфере
|
Прямая
речь
|
|
Разговорная
лексика
|
Для
создания атмосферы непринуждённости, непосредственности
|
Риторический
вопрос
|
Для
привлечения внимания читателя
|
Риторическое
обращение
|
Чтобы выразить
отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить
выразительность речи
|
Ряды
синонимов
|
|
Синекдоха
|
|
Сложные
синтаксические конструкции
|
Как
характеристика авторского стиля
|
Сравнение
|
Для
создания художественной выразительности
|
Стилистически
окрашенные слова
|
|
Термины
|
Несут в
себе информацию значительно большую, чем другие слова
|
Фразеологизмы
|
|
Цитирование
|
|
Эллипсис
|
Для
придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной
выразительности
|
Эпитеты
|
С целью
художественной выразительности
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий