вторник, 7 июня 2016 г.

ОГЭ. ЗАДАНИЕ 1 (ИЗЛОЖЕНИЕ)

Текст изложения читается 2 раза с СD-диска. Объём текста относительно небольшой, так что запомнить и записать можно многое.
Во время первого чтения старайтесь прислушаться к тому, что хочет передать вам автор, какую мысль. Когда будет перерыв, оформите ваши записи в стройный план, «скелет», который должен «обрасти мясом» при повторном чтении. И там уже только успевайте ручкой водить по бумаге!
Ваша цель: передать все микротемы. Что же это такое? Давайте рассмотрим пример. Прочитайте отрывок из 2 главы романа Дж.Толкина «Властелин колец» сначала один раз.
- Это тебе виднее, — сказал Фродо. — Только хорошо бы ты все-таки нашел какого-нибудь хранителя понадежней. А пока что, если ты прав, то я в большой опасности, и друзья мои тоже. Вряд ли мне, стало быть, удастся сберечь Кольцо и уберечь друзей, если я останусь дома. Придется мне бросить Торбу, покинуть Хоббитанию и вообще уйти куда глаза глядят. — Он вздохнул. — Лишь бы в Хоббитании все осталось как было — правда, я иной раз клял хоббитов за глупость последними словами, призывая на них землетрясение и драконов, но нет уж, лучше не надо. Пока у меня за спиной Хоббитания, мне как-то легче: я знаю, что есть отступление, хотя отступать и некуда.

Я, конечно, и раньше думал, не уйти ли мне, только представлял себе какой-то пикник, приключения, как у Бильбо или даже интереснее — разные ведь бывают, и все хорошо кончаются. А тут — из страха в страх, и смерть по пятам. Да и путешествовать мне, видно, придется одному, раз мне выпала такая доля — спасать Хоббитанию. Только я же маленький, для всех там чужой и — как бы это сказать? — не из них. А Враг такой усильный и страшный.
Он не признался Гэндальфу, что, пока говорил, в сердце его вспыхнуло желание пойти вслед за Бильбо — пойти и, быть может, даже встретиться с ним. Желание было такое сильное, что страх отступил: он, пожалуй, так бы и кинулся бежать вроде Бильбо — без шапки и наобум.
Что мы видим после первого прочтения? Сразу в глаза бросается противоречие: Фродо говорит, что идти не хочет, но внутри у него горит желание «бежать вроде Бильбо». Первая микротема, главная, потому что самая заметная.
Почему же он говорит, что не хочет идти? Во-первых, ему не нравится, что идти придётся одному. Во-вторых, налицо нессответствие мечты и реальности: он представлял, что приключение — пикничок, а на деле — это страх на страхе.
Третье. Почему же всё-таки он делает выбор в пользу похода? Ответ ищем в самом начале. Дом и друзья для него очень важны, к тому же хоть он и говорит, будто недолюбливает прочих хоббитов, но Хоббитания — родной уголок для него.
Вот так мы выделили главные мысли в тексте, поняли, какая связь между ними. Осталось при втором прочтении оставить нужные слова и убрать лишние, чтобы получилось сжатое изложение. Приведу мой примерный вариант.
Фродо ответил:
- Я не очень надёжный хранитель. Но если ты прав, то я и мои друзья в опасности. Если я останусь дома, не сберегу ни их, ни Кольцо. Придется бросить Торбу и уйти. Лишь бы дома все осталось как было. Хоть я иной раз клял хоббитов за глупость, но пока у меня за спиной Хоббитания, мне как-то легче: я
знаю, что есть отступление.
Я и раньше думал, не уйти ли мне, только представлял себе
какой-то пикник, приключения, как у Бильбо или даже интереснее. А тут — из страха в страх, и смерть по пятам. И путешествовать мне, видно, придется одному. Только я же маленький, для всех там чужой. А Враг сильный и страшный.
Он не признался Гэндальфу, что в сердце его вспыхнуло сильное
желание пойти вслед за Бильбо. Страх почему-то отступил.
Смотрите: всё сохранилось, микротемы объяснены, связь предложений осталась. Текст сокращён почти наполовину.
Теперь перейдём к тоу, как ваше изложение будут оценивать эксперты.
ИК1.  Здесь можно заработать от 0 до 2 баллов. Это то, как вы восприняли и передали микротемы. Если все 3 (а иногда 4) важных мысли переданы и отражены верно (вот тут и проверяется понимание авторской мысли: не додумывайте за него его идеи, пишите только то, что он говорил), вам ставят максимум — 2 балла. Если вдруг вы пропустили одну мысль — не увидели связь, цепочку мыслетворчества — или допридумывали чего-то там своего, насочиняли, то бишь, — только 1 балл. Если же из трёх микротем вы только одну нашли или вообще насочиняли чёрт знает что — звиняйте, вам нолик.
ИК2.  Это как вы сжали текст. Здесь проверяется не объём. Потому не радуйтесь: при написании всего одной строки вам за сжатие максимум не поставят. Тут смотрят на приёмы сжатия. Их всего три. Чтобы особо не загружаться, запомните: убирайте хотя бы несколько лишних слов (примеры, однородные члены) из каждого абзаца, переделывайте прямую речь в косвенную и сложных предложений избегайте. Тггда получите 3 балла гарантированно.
ИК3. Скажу следующее: делайте абзацы, господа.  Пальчик ставим и красная строка. Три абзаца как минимум. И надо сделать так, чтобы абзацы были связанными. Прочитайте ваше изложение про себя перед тем, как переписывать его. Связаны ли абзацы?
Наступила осень Листья пожелтевшие слетают с деревьев. Птицы улетают в тёплые края. Природа готовится к зимней спячке.
Фродо долго смотрел на дорогу перед тем, как решиться отправиться в путь.
Вот вам пример отсутствия связи. Вы его заметили? И проверяющие так же замечают его в ваших текстах. Нельзя говорить об одном и резко переходить на другое. Нужна связь. Давайте её создадим. Надо просто добавить ко второму абзацу пару слов.
В один из таких осенних дней Фродо долго смотрел на дорогу перед тем, как решиться отправиться в путь.
И всё. Если связь будет, скажу по секрету, напиши вы хоть отчаянную лабуду о дружбе мальчика-с-пальчика с мужичком-с-ноготок, проверяющий обязан будет поставить вам 2 балла за абзацное членение и логическую связь :)
Вот и всё. Теперь попробуйте свои силы в выделении микротем из прослушанного текста.
Материал взят с http://alfring.ru/zadaniya/s1-izlozhenie

Комментариев нет:

Отправить комментарий