Дистанционное обучение

вторник, 4 ноября 2014 г.

Олимпиада по литературе для учащихся 7 – 8 классов.



Часть 1.  Историко-литературные задания.
1.О каких событиях русской истории идет речь в этих произведениях?
1.1 Пушкин «Песнь о вещем Олеге».       1.2 Лермонтов «Песня про …купца Калашникова».
1.3 Лермонтов «Бородино».


2. Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями  следующих произведений:
Н.С. Лесков «Левша»,  Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»,  А.С. Пушкин «Полтава».

3.Что связывает Черную речку и гору Машук?

4.   Назовите авторов произведений.
4.1 «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь»
4.2 «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы»
4.3 «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина».

Часть 2  Знание теории   литературы.
5. Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора.
5.1  И ударили со всех сторон  козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля.

5.2  Вам не видать таких сражений!..
       Носились знамена, как тени,
       В дыму огонь блестел.
       Звучал булат, картечь визжала,
       Рука бойцов колоть устала
       И ядрам пролетать мешала
       Гора кровавых тел.

5.3  
И грянул бой…

       Штыки смыкает. Тяжкой тучей

       В огне, под градом раскаленным.

       Отряды конницы летучей.

Стеной живою отраженным,
       Браздами, саблями звуча,

Над падшим строем свежий строй
Сшибаясь, рубятся с плеча.

6. Определите писателя по историко-биографическим сведениям о его семье.
А)
Родился в Москве. Отец, Сергей Иванович, – офицер, вышедший в отставку в 1785 г. в чине секунд-майора; мать Настасья Федоровна (из более старинного рода однофамильцев).
В августе 1828 г. женился на дочери грузинского поэта и военно-административного деятеля А.Г. Чавчавадзе, Нине Александровне…
(По А. Гришунину)
Б)
Родился в Москве, в доме Скворцова на Молчановке, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата, Сергея Львовича и жены его Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал).
18 февраля 1831 г. обвенчался с красавицей Натальей Николаевной…
(По Ю. Лотману)
В)
Воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Учился в Московском университете (1830-32). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834).
(По А. Немзер)
            7. Прочитайте стихотворение Я.П.Полонского. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке? Объясните.
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись – не уступили
Той скалы друг другу даром,
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром – по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели…

 8. Определите жанр, название произведения и его автора по приведенным перечням слов.
8.1. Зеркало, свеча, светлица, Светлана.
8.2. Отец Кондрат, Чуб, Касьян Свербыгуз, Солоха.
8.3. Городовой Елдырин, генерал Жигалов, золотых дел мастер Хрюкин.
8.4. Муром, село Карачарово, Киев-град, Чернигов-град, речка Смородина, Одихмантьев сын.
8.5. Лещик, потроха, стерляди кусочек, бедный Фока.

Часть 3.  Творческое задание

     Для учащихся 7 класса.
Кеннинги- поэтические образы, используемые в скандинавском фольклоре: корабль-конь моря, битва-треск стрел. Придумайте кеннинги к следующим словам:
орел, лес, дуб, соловей, солнце, волк, речка, золото, луна, радуга.


Ответы.  Олимпиада для учащихся 7 – 8 классов.
Часть 1.  Историко-литературные задания.
1.О каких событиях русской истории идет речь в этих произведениях? (Максимальное количество баллов – 3 балла)
1.1 Пушкин «Песнь о вещем Олеге».       1.2 Лермонтов «Песня про …купца Калашникова».
1.3 Лермонтов «Бородино».
Ответ. 1.1.Летописная история  о смерти князя  Олега.
1.2. Эпоха Ивана Грозного. Опричнина.
1.3. Отечественная война 1812 года. Бородинское  сражение.
2. Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями  следующих произведений: (Максимальное количество баллов – 5 баллов)
Н.С. Лесков «Левша» -  атаман Платов, император Александр 1;  Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» -  князь Потёмкин, Екатерина II;   А.С. Пушкин «Полтава» - Пётр 1, Карл XII, Мазепа.
3.Что связывает Черную речку и гору Машук? (Максимальное количество баллов – 1 балл.) Места дуэлей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
4.   Назовите авторов произведений. (Максимальное количество баллов – 3 балла)
4.1 «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь» (В.А.Жуковский).
4.2 «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы» (Д.И.Фонвизин).
4.3  «Воздушный корабль»,  «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина» (М.Ю.Лермонтов).

Часть 2  Знание теории   литературы.
5. Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла)
5.1  И ударили со всех сторон  козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля.

(Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»).

5.2  Вам не видать таких сражений!..
       Носились знамена, как тени,
       В дыму огонь блестел.
       Звучал булат, картечь визжала,
       Рука бойцов колоть устала
       И ядрам пролетать мешала
       Гора кровавых тел.
(М.Ю.Лермонтов, баллада «Бородино».)

5.3  
И грянул бой…

       Штыки смыкает. Тяжкой тучей

В огне, под градом раскаленным.

       Отряды конницы летучей.

Стеной живою отраженным,
       Браздами, саблями звуча,

Над падшим строем свежий строй
Сшибаясь, рубятся с плеча.
(А.С.Пушкин «Полтава».)

6. Определите писателя по историко-биографическим сведениям о его семье. (Максимальное количество баллов – 6 баллов)

А)
Родился в Москве. Отец, Сергей Иванович, – офицер, вышедший в отставку в 1785 г. в чине секунд-майора; мать Настасья Федоровна (из более старинного рода однофамильцев).
В августе 1828 г. женился на дочери грузинского поэта и военно-административного деятеля А.Г. Чавчавадзе, Нине Александровне…
(По А. Гришунину)  А.С.Грибоедов.
Б)
Родился в Москве, в доме Скворцова на Молчановке, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата, Сергея Львовича и жены его Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал).
18 февраля 1831 г. обвенчался с красавицей Натальей Николаевной…
(По Ю. Лотману)   А.С.Пушкин.
В)
Воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Учился в Московском университете (1830-32). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834).
(По А. Немзер)     М.Ю.Лермонтов.


      
       7. Какие средства художественной выразительности использованы в стихотворении Я.Полонского? (максимальное количество баллов – 3 балла).  Аллитерация, олицетворение, динамика, многоточие, хорей, эпитет (учащиеся могут обосновать выбор любых 3 терминов из данного списка).
8. Определите жанр, название произведения и его автора по приведенным перечням слов (максимальное количество баллов – 2,5 балла).
8.1. Зеркало, свеча, светлица, Светлана. (Баллада В.А.Жуковского  «Светлана».)
8.2. Отец Кондрат, Чуб, Касьян Свербыгуз, Солоха. (Н.В.Гоголь , повесть «Ночь перед Рождеством».)
8.3. Городовой Елдырин, генерал Жигалов, золотых дел мастер Хрюкин.( А.П.Чехов, рассказ  «Хамелеон».)
8.4. Муром, село Карачарово, Киев-град, Чернигов-град, речка Смородина, Одихмантьев сын. (Былина  «Илья Муромец и Соловей-разбойник».)
8.5. Лещик, потроха, стерляди кусочек, бедный Фока. ( И.А.Крылов, басня «Демьянова уха».)

Часть 3.  Творческое задание.

     Для учащихся 7 класса.
Кеннинги- поэтические образы, используемые в скандинавском фольклоре: корабль-конь моря, битва-треск стрел. Придумайте кеннинги к следующим словам:
орел, лес, дуб, соловей, солнце, волк, речка, золото, луна, радуга. (10 баллов)
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий