Дистанционное обучение

пятница, 30 октября 2015 г.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ШКОЛЬНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 8 КЛАСС



1. Напишите, как в церковнославянском языке звучат слова: лоб, глаз, земля, щека, шея.
2. Объясните значение и происхождение выражений: тришкин кафтан, петь Лазаря, панургово стадо, бесплодная смоковница, прокрустово ложе.
3. В классической цитате, пословице, поговорке, загадке, названии какого-нибудь литературного произведения все слова заменены контекстуальными антонимами. Восстановите исходный текст перевертышей.
     а) С леностью достанешь птицу с дерева.
     б) На стоячее железо земля останавливается.
     в) Мяукает, облизывает, выгоняет в лес.
     г) Под дедушкиным дворцом лежит голова сыру.
     д) У собаки – сплошной пост.
     е) Тёща и свёкор – несколько богов.
 
4. Перечислите литературные произведения, в названиях которых упоминаются цифры или числительные.
5. Что такое дактиль? Приведите примеры (не менее 3).
6.При помощи каких тропов достигается картинность, образность языка?
      а) И бледна смерть на всех глядит…
          Глотает царства алчна смерть…
          (Г. Державин)
      б) Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой
           Мы стояли точно в клетке золотистой.
           (А. Майков)
      в) Природой здесь нам суждено
          В Европу прорубить окно.
          (А. Пушкин)
      г) Ночевала тучка золотая
          На груди утёса-великана.
          (М. Лермонтов)
7. О творчестве какого русского поэта идёт речь в приведенном отрывке из книги Юрия Айхенвальда? Свой ответ обоснуйте, объяснив, что помогло вам узнать имя поэта.
Он поведёт нас, например, под изодранные шатры цыган и научит нас, что и там живут мучительные сны, и там горят роковые страсти; он противопоставит грандиозной объективности государственного дела субъективное горе бесхитростной души и около памятника Петра Великого заметит, едва ли не первый в русской литературе, маленькую фигурку бедного чиновника, которого счастье, и скромный роман, и самую жизнь задавило тяжело-звонкое скаканье Медного Всадника; и он отнесётся к этому чиновнику, как старший и умный брат.
8. Дайте сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова с одинаковым названием «Узник».
Узник
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном,

Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»
                                                            1822
                                          (А. С. Пушкин)
Узник
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.

Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжёлая с замком;
Черноокая далёко,
В пышном тереме своём;
Добрый конь в зелёном поле
Без узды, один, по воле
Скачет весел и игрив,
Хвост по ветру распустив.

Одинок я – нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнём;
Только слышно: за дверями
Звучно- мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.
                                                             1837
                                    (М. Ю. Лермонтов)
9. Прочитайте отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник».

Так злодей,
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой!..

Как вы думаете, что характеризует это описание?

1)      Поведение обезумевшего от горя Евгения
2)      Разгул Невы во время наводнения
3)      Аллегорическое описание строительства Петербурга
4)      Поведение жителей Петербурга во время наводнения Невы
10. Напишите литературоведческую статью «Гипербола». Не забудьте привести примеры.
Ключи
8класс
1.     1 балл за каждый правильный ответ.
Ответ: лоб – чело, глаз – око, земля – персть, щека – ланиты, шея – выя.
2.     1 балл за каждый правильный ответ.
Ответ:
Тришкин кафтан (ирон.) – непродуманное, небрежное, поспешное устранение недостатков, которое неизбежно влечёт за собой возникновение новых; выражение пришло из одноименной басни И. А. Крылова, герой которой Тришка, чиня продранные локти кафтана, обрезал рукава, а чтобы надставить рукава, обрезал полы, сделав кафтан таким, «которого длиннее и камзолы».
Петь Лазаря (ирон., неодобр.) – прикидываться несчастным, стараясь разжалобить, плакаться, жаловаться на свою судьбу, участь; пришло из евангельской притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и желал напитаться крохами с его стола.
Панургово стадо – бездумно следующая за кем-либо толпа; пришло из романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Панург, плывший на корабле, поссорился с купцом Дендено, который перевозил на том же судне партию баранов. В отместку Панург купил у Дендена одного барана (вожака стада) и бросил его в море. Бараны бросились за вожаком и утонули.
Бесплодная смоковница – 1) бездетная женщина; 2) о том, чья деятельность не приносит результатов; пришло из Евангелия: «И увидев по дороге одну смоковницу, (Иисус) подошёл к ней и, ничего не нашед на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла».
Прокрустово ложе – мерка, под которую стремятся насильственно подогнать, приспособить то, что не подходит под неё; пришло из античной мифологии: Прокруст Полипомен, сын Нептуна, разбойник и истязатель, ловил прохожих и клал их на своё ложе. Тем, у кого ноги были длиннее ложа, он обрубал их, а тем, у кого они были короче, - вытягивал, подвешивая к ногам тяжести.
3.      1 балл за каждый правильный перевёртыш.
Ответ:
а) Без труда не вынешь и рыбку из пруда. б) Под лежачий камень вода не течёт. в) Не лает, не кусает, а в дом не пускает. г) Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. д) Не  всё коту Масленица. е).Муж и жена – одна сатана.
4.     . 1 балл за каждый правильный ответ.
Ответ:
Три поросёнка», « Али – баба и 40 разбойников», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»…
5.1 балл за определение, 1балл за каждый правильный пример + 1 балл за каждое название произведения + 1 балл за каждого автора.
Ответ:
Дактиль – это трехсложный размер с ударением на первом слоге.
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит…
(Н. А. Некрасов «Железная дорога»)

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
(М. Ю. Лермонтов «Тучи»)

Вырыта заступом яма глубокая.
Жизнь невеселая, жизнь одинокая,
Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,
Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая, -
Горько она, моя бедная, шла
И, как степной огонек, замерла.
(И.Никитин «Вырыта заступом яма глубокая»)
6. 1балл за каждый правильно названный троп.
Ответ:
а) эпитет; б) сравнение; в) метафора; г) олицетворение.
7. 1балл за правильно названного поэта, 2 балла за доказательство.
Ответ: А. С. Пушкин (упоминание  поэм «Медный всадник», «Цыгане»…)
8.14 баллов.
9. 1балл.
Ответ №2.
10 баллов.
Ответ: статью о гиперболе см. в литературоведческом словаре.

1 комментарий: