Дистанционное обучение

понедельник, 12 мая 2014 г.

Л.Н.Толстой "Война и мир" (задания по темам)



ТЕМА 1: «Высший свет» на страницах романа. Петербургское и московское дворянское общество.
Для справки. Л.Н. Толстой считал, что для зачина романа должна быть найдена такая обстановка, чтобы из нее, «как из фонтана», разбрызгивалось действие «в разные места, где будут играть роль разные лица». Именно поэтому роман начинается с описания вечера в салоне А.П. Шерер. Автор постоянно подчеркивает разницу между тем, что говорят и как говорят. 
Москва в русской литературе традиционно изображалась в сравнении с Петербургом: Москва  всем русским городам – мать и европейский Петербург с его изысканностью и холодностью как воплощение власти, бюрократии и закона. Такое противопоставление легко обнаружить и Л.Н. Толстого.

ЗАДАНИЕ. № 1. Используя текст романа, дайте ответы на предложенные вопросы (устно!).
1.1.Салон А.П. Шерер
(т.1, ч.1, гл. 1- 5)
1. Как ведет себя хозяйка вечера? Каким метким словом характеризует ее Толстой? 
2. Как ведут себя гости Шерер? Охарактеризуйте гостей Анны Павловны (обратите внимание на портреты, улыбки, манеру поведения, речь, замечания автора). С чем сравнивает салон автор? Каковы темы разговоров?
3. Почему в салоне Шерер постоянно звучит французская речь? 
4. Среди посетителей салона – Андрей Болконский и Пьер Безухов. Свои ли они в великосветской гостиной? Почему князь Андрей обращается к Пьеру со словами: «Ты один живой человек среди всего нашего света»? Ответ аргументируйте.
5. Каково авторское отношение к салону Шерер? В чем это выражается?
6. Как вы думаете, почему роман начинается  с описания вечера у А.П. Шерер?

1.2.Обед в доме Ростовых
(т.1, ч.1, гл. 7-10, 15, 17)
1.    По какому поводу съезжаются гости в московский дом Ростовых?
2.    Как встречают гостей хозяева дома?
3.    как ведут себя гости? Охарактеризуйте гостей Ростовых (обратите внимание на портреты, улыбки, манеру поведения, речи, замечания автора)
4.    Расскажите об атмосфере, царящей на празднике.
5.    Обратите внимание на пляску старого графа и Марьи Андреевны. Какие черты жизненного уклада Ростовых проявляются в этом?
6.    Каково отношение автора к Ростовым? В чем это выражается?
7.    Каким Толстой рисует московское дворянское общество?

1.3.Нормы жизни молодых представителей высшего общества
(т.1, ч.5, 6)
1.    На чем основана дружба Пьера и Андрея Болконского?
2.    Каковы развлечения общества Курагина и Долохова? Какую роль играют эти сцены в романе?

1.4. Жизнь в Лысых Горах (т. 1, ч. 1, гл. 22, 23, 25)

ЗАДАНИЕ. № 2. Опираясь на предложенные вопросы, напишите связный ответ на тему: «Каково отношение автора к нормам жизни высшего света?»
В чем смысл соседства в романе сцен вечера у А.П. Шерер и именин в доме Ростовых? Какая обстановка царит у Анны Павловны и у Ростовых? С какой целью Л.Н. Толстой вводит в роман французский язык? Почему в доме на Поварской так редко звучит французская речь? Как развлекается столичная (петербургская) молодежь? Каковы же развлечения общества Курагина, Долохова? Какую роль играют эти сцены в романе? Каковы интересы московской молодежи? 
                                                                                                                   
ТЕМА 2: «Мысль семейная» на страницах романа

Для справки. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.

Семья – 1) Группа живущих вместе близких родственников.

               2) Объединение людей, сплоченных общими
                   интересами.

В романе  «Война и мир» автор показывает жизнь многих русских людей в период великих потрясений и перемен в России. Наряду с изображением грандиозных исторических событий, философскими размышлениями автора значительное внимание уделяется семье как основе основ.  Каким станет человек – гражданином или обывателем, полезным или бесполезным для общества - воспитывается с детства.
Каждая отдельная семья – это свой мир, своя система воспитания, своя система нравственных ценностей. В центре романа  жизни трех семей – Ростовых, Болконских и Курагиных. 

ЗАДАНИЕ № 3. Используя текст романа (начиная с 1-го тома и до эпилога), заполните таблицу. Проведите сравнительный анализ, выявите фамильные черты Ростовых, Болконских, Курагиных. Сделайте вывод, каковы, по мнению Толстого, идеальные семьи? Почему? (Эпилог. Безуховы, Ростовы)

семья
Члены семьи


Описание внешности
Принципы воспитания в  семье
Болконские














Ростовы















Курагины












Идеальные семьи
Безуховы:






Ростовы:








ТЕМА 3: Шенграбен и Аустерлиц в судьбах героев

Задание. Проследите за поведением героев в этих сражениях. Для удобства воспользуйтесь таблицей.

Герои
Как ведут себя во время сражения
Шенграбенское сражение
(укажите дату)
Т.1, ч. 2, гл. 16-21
Аустерлицкое сражение
(укажите дату)
Т. 1, ч. 3, гл. 11-19
1. Н. Ростов


2. Тушин


3. Тимохин


4. Жерков


5. Долохов


6. Болконский


7. Кутузов


8. Наполеон


Вопросы для работы
1)  Поведение героев в битве под Шеграбеном
2)  Батарея Тушина
3)  Заступничество князя Андрея за Тушина
4)  Значение сражения
1)  Поведение героев в битве под Аустерлицем
2)  Наполеон и Кутузов
3)  Князь Андрей. Небо Аустерлица.
Выводы: что такое истинный патриотизм и мужество? Почему Шенграбенское сражение было выиграно, а Аустерлицкое проиграно?

  Тема 4: Подготовить сообщения по группам.

Координата № 1
Задание. По т. 2 романа Л. Толстого «Война и мир» подготовьте сообщение на тему: «Международные события»

Примерный план работы
1.     Историческая справка о событиях
2.     Фридлянское сражение
3.     Перемирие
4.     Тильзитский мир.
5.     Встреча двух императоров
6.     Вручение наград (кто кому вручает, какие награды)
т.2, ч.2, гл. 6,7,15-21
Координата № 3
Задание. По т. 2 романа Л. Толстого «Война и мир» подготовьте сообщение на тему: «Семейные хлопоты кн. Андрея»

Примерный план работы
1.     Возвращение домой
2.     Рождение сына и смерь жены
3.     Жизнь в Богучарово
4.     Разговор Андрея и Пьера на пароме
5.     Поездка в Отрадное
6.     Встреча с дубом. Роль пейзажа в раскрытии души героя.
т.2, ч.1, гл. 8,9; ч.2, гл. 9,11-14; ч.3, гл.2,3
Координата № 5
Задание. По т. 2 романа Л. Толстого «Война и мир» подготовьте сообщение на тему: «Пьер Безухов»

Примерный план работы
1.     Обед в честь Багратиона
2.     Дуэль с Долоховым
3.     Встреча с Баздеевым
4.     Пьер и масоны
5.     Разочарование в масонстве
6.     Пьер и Наташа
т.2, ч. 1, гл. 3-5; ч.2, гл. 1-3, 10-12; ч. 3, гл. 7; ч. 5, гл. 21,22
Координата № 2
Задание. По т. 2 романа Л. Толстого «Война и мир» подготовьте сообщение на тему: «Минуты счастья и катастроф в жизни Николая Ростова»

Примерный план работы
1.     Отпуск и встреча с родными
2.     При каких обстоятельствах произошло сближение Ростова с Долоховым
3.     Что послужило причиной разрыва дружбы Николая и Долохова?
4.     Какова сумма проигрыша, и каков её символический смысл?
5.     Счастливы ли своей любовью Соня и Николай?
т. 2, ч. 1, гл. 1-3, 5, 10,13-16
Координата № 4
Задание. По т. 2 романа Л. Толстого «Война и мир» подготовьте сообщение на тему: «кн. Андрей и Сперанский»

Примерный план работы
1.     Литературный портрет Сперанского
2.     Почему Андрей увлекается его идеями?
3.     Встреча на балу с Наташей Ростовой. Какую роль сыграла эта встреча с жизни Болконского?
4.     Почему князь Андрей разочаровался в общественной работе у Сперанского?
5.     Тайная помолвка.
6.     Разрыв отношений с Наташей
т.2, ч.3, гл. 4-6, 17,18; ч.5, гл. 21

Координата № 6
Задание. По т. 2 романа Л. Толстого «Война и мир» подготовьте сообщение на тему: «Наташа Ростова»

Примерный план работы
1.     Ночь в Отрадном
2.     Первый взрослый бал Наташи
3.     Почему помолвка с Болконским была тайной?
4.     Наташа на охоте. Пляска Наташи
5.     Поездка в театр
6.     Увлечение Анатолем Курагиным
7.     Разрыв отношений с князем Андреем
т. 2, ч. 3, гл. 14-17; ч.5, гл. 15-18,гл. 8-10
ТЕМА  5: Роль личности в истории. Кутузов и Наполеон в романе.

ЗАДАНИЕ № 7. Запишите условие литературной задачи и решите ее,
опираясь на предложенные вопросы.

Вопросы.
1.     Какие цели ставили перед собой Кутузов и Наполеон?
2.     Почему Толстой сравнивает солдат Наполеона с пешками?
3.     Как относится к воинам Кутузов?
4.     Как ведут себя полководцы во время Бородинского сражения и
во время отступления французской армии по старой Смоленской дороге?

Литературная задача

Дано: Кутузов и Наполеон.
Доказать: Кутузов и Наполеон – два нравственных полюса в романе.
Доказательство:  ………………………….

 Тема 6: Пути исканий героев романа

задачи
Тема 6: Пути исканий героев романа
По – разному проживают свою жизнь герои, но многих объединяет  кровная связь с судьбой России.  Работая с текстом, заполните таблицу. Проследите, как ведут себя герои в «роковые минуты истории». Сделайте вывод, кто же они – любимые герои Л.Н. Толстого? Ответ аргументируйте.
Князь Андрей
Пьер Безухов
Николай Ростов
Анализ ключевых слов и вывод об авторской позиции
1 т. – 1805 г
Важнейшие события в личной жизни героя











Шенграбенское сражение
















Аустерлицкое сражение





































2 т. – 1806 – 1811 г.г.
Важнейшие события в личной жизни героя




















Тильзит – временное перемирие


















3 т.–1812
Важнейшие события в личной жизни героя















Бородинское сражение























4 т. 1812 – 1813 г.г.
Партизанская война


















Эпилог, 1820




















                                                                                                                                                     

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий