Дистанционное обучение

воскресенье, 20 апреля 2014 г.

Упражнения к теме «Тексты с различными видами связи»


Упражнение 137. Докажите, что в представленных ниже отрывках из различных произведений высказывания связаны цепной связью. Обоснуйте ответ. Если в тексте присутствуют другие виды связи (параллельная, присоединение), докажите это. К какому функционально-смысловому типу текстов (повествование, описание, рассуждение) относится каждый из них?
        а) Комендант, Иван Игнатьевич и я мигом очутились за крепостным валом; но оробелый гарнизон не тронулся. «Что ж вы, детушки, стоите? – закричал Иван Кузмич. – Умирать так умирать: дело служивое!» В эту минуту мятежники набежали на нас и ворвались в крепость. Барабан умолк; гарнизон бросил ружья; меня сшибли с ног, но я встал и вместе с мятежниками вошёл в крепость. Комендант, раненный в голову, стоял в кучке злодеев, которые требовали от него ключей. Я бросился было к нему на помощь: несколько дюжих казаков схватили меня и связали кушаками, приговаривая: «Вот ужо вам будет, государевым ослушникам!» Нас потащили по улицам; жители выходили из домов с хлебом и солью. Раздавался колокольный звон. Вдруг закричали в толпе, что государь на площади принимает присягу. Народ повалил на площадь; нас погнали туда же. (Пушкин)


        б) Однажды, скитаясь с Ермолаем по полям за куропатками, завидел я в стороне заброшенный сад и отправился туда. Только что я вошёл в опушку, вальдшнеп со стуком поднялся из куста; я выстрелил, и в то же мгновенье в нескольких шагах от меня раздался крик: испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев и тотчас же скрылось. Ермолай подбежал ко мне: «Что вы здесь стреляете: здесь живёт помещик».
        Не успел я ответить, не успела собака моя с благодарною важностью донести до меня убитую птицу, как послышались проворные шаги, и человек высокого росту, с усами, вышел из чащи и с недовольным видом остановился передо мной. Я извинился, как мог, назвал себя и предложил ему птицу, застреленную в его владениях. (Тургенев)
        в) Речь эта, как впоследствии узнали, шла об Иисусе Христе. Дело в том, что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала большую антирелигиозную поэму. Эту поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий срок, но, к сожалению, ею редактора нисколько не удовлетворил. Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень чёрными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора, писать заново. И вот теперь редактор читал поэту нечто вроде лекции об Иисусе, с тем чтобы подчеркнуть основную ошибку поэта. (Булгаков)
Упражнение 138. Докажите, что в представленных ниже отрывках из различных произведений высказывания связаны параллельной связью. Обоснуйте ответ. Если в тексте присутствуют другие виды связи (параллельная, присоединение), докажите это. К какому функционально-смысловому типу текстов (повествование, описание, рассуждение) относится каждый из них?
        а) Кому случалось из Болховского уезда перебираться в Жидринский, того, вероятно, поражала резкая разница между породою людей в Орловской губернии и калужской породой. Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм. Глядит исподлобья, живёт в дрянных осиновых избёнках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дёгтем и по праздникам ходит в сапогах. Орловская деревня (мы говорим о восточной Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращённого в грязный пруд. Кроме немногих ракит, всегда готовых к услугам, да двух-трёх тощих берёз, деревца на версту кругом не увидишь; изба лепится к избе, крыши закиданы гнилой соломой... Калужская деревня, напротив, большей частью окружена лесом; избы стоят вольней и прямей, крыты тёсом; ворота плотно запираются, плетень на задворке не разметан и не вывалился наружу, не зовет в гости всякую прохожую свинью... И для охотника в Калужской губернии лучше. В Орловской губернии последние леса и площадя исчезнут лет через пять, а болот и в помине нет; в Калужской, напротив, засеки тянутся на сотни, болота на десятки вёрст, и не перевелась ещё благородная птица тетерев, водится добродушный дупель, и хлопотунья куропатка своим порывистым взлётом веселит и пугает стрелка и собаку. (Тургенев)
        б) Какую оперу можно составить из наших национальных мотивов! Покажите мне народ, у которого бы больше было песен. Наша Украина звенит песнями. По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых брёвен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек. Всё дорожное: дворянство и недворянство, летит под песни ямщиков. У Чёрного моря безбородый, смуглый, с смолистыми усами козак, заряжая пищаль свою, поёт старинную песню; а там, на другом конце, верхом на плывущей льдине, русский промышленник бьёт острогой кита, затягивая песню. У нас ли не из чего составить своей оперы? (Гоголь)
        в) Это утро, радость эта,
  Эта мощь и дня и света,
  Этот синий свод,
  Этот крик и вереницы,
  Эти стаи, эти птицы,
  Этот говор вод.

  Эти ивы и берёзы,
  Эти капли – эти слёзы,
  Этот пух – не лист,
  Эти горы, эти долы,
  Эти мошки, эти пчёлы,
  Этот зык и свист...
                (Фет) 
 
Упражнение 139. Определите, какой вид связи использован в отрывке из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». При наличии нескольких видов связи охарактеризуйте каждый из них и определите, чем вызвана смена вида связи. Обоснуйте ответ. К какому функционально-смысловому типу текстов (повествование, описание, рассуждение) относится этот отрывок?
        Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитал их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем однако справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. боже! Какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принуждён он бегать по дорогам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздражённого постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдаёт ему последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Через пять минут – колокольчик!.. и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную! Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием.

Упражнение 140. Прочитайте стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Нищий». Дайте полный анализ текста.
        Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.
        Воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!
        Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи. Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.
        А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
        Потерянный, смущённый, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку... «Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».
        Нищий уставил на меня свои воспалённые глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
        – Что же, брат, прошамкал он, – и на том спасибо. – Это тоже подаяние, брат.
        Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Разбор упражнений

Упражнение 137

  • а) текст-повествование с цепными связями. Способы выражения цепной связи: местоименные связи (например: комендант, Иван Игнатьевич, я, гарнизон – на нас; на площади – туда же); лексические повторы (например: комендант, нас); синонимические замены (например: комендант – Иван Кузмич; мятежники – злодеи).
  • б) текст-повествование с цепными связями. Способы выражения цепной связи: местоименные связи (например: заброшенный сад – туда; человек – ему); лексические повторы (например: Ермолай, птицу); синонимические замены (например: вальдшнеп – птицу, убитую – застреленную).
  • в) текст-повествование с цепными связями. Способы выражения цепной связи: местоименные связи (например: антирелигиозную – эту, поэму – ею); лексические повторы (например: поэма, Иисус, редактор, поэт); синонимические замены (например: поэт – Бездомный, Иисус – действующее лицо поэмы).

Упражнение 138

  • а) текст-описание с параллельной связью. Связанные по смыслу предложения имеют два основных субъекта (орловский мужик, калужский мужик); называются рядоположенные явления. Структура текста:
    • сначала следует зачин (Кому случалось из Болховского уезда перебираться в Жидринский, того, вероятно, поражала резкая разница между породою людей в орловской губернии и калужской породой);
    • затем следует серия предложений, раскрывающих эту мысль, причём синтаксическими признаками данных предложений являются: параллелизм их структуры (например: Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм... – калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел); единство форм выражения сказуемых (глаголы-сказуемые стоят в форме настоящего времени);
  • б) текст-рассуждение с параллельной связью. Связанные по смыслу предложения имеют один основной субъект (песня); называются рядоположенные явления. Структура текста:
    • сначала следует зачин (Какую оперу можно составить из наших национальных мотивов! Покажите мне народ, у которого бы больше было песен);
    • затем следует серия предложений, раскрывающих эту мысль, причём синтаксическими признаками данных предложений являются: параллелизм их структуры (например: Под песни рубятся из сосновых брёвен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек); единство форм выражения сказуемых (глаголы-сказуемые стоят в форме настоящего времени);
    • концовка, содержащая вывод (кольцевая композиция) (У нас ли не из чего составить своей оперы?);
  • в) текст-описание с параллельной связью. Связанные по смыслу предложения имеют основной субъект (весна); называются рядоположенные явления. Структура текста:
    • сначала следует зачин (Это утро, радость эта);
    • затем следует серия предложений, раскрывающих эту мысль, причём синтаксическими признаками данных предложений являются: параллелизм их структуры (например: Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод); единство форм выражения сказуемых (основная часть предложений – назывные односоставные, действие в которых относится к настоящему времени).

Упражнение 139

Текст-рассуждение с элементами описания и повествования.
В тексте наблюдается присоединительная связь, то есть такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению (например: Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью).
В тексте обнаруживается и параллельная связь: связанные по смыслу предложения имеют основной субъект (станционный смотритель); называются рядоположенные явления, выраженные параллельными синтаксическими конструкциями (Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать воную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитал их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам?); затемследует серия предложений, раскрывающих эту мысль с параллельными конструкциями и сказуемыми в настоящем времени.
В конце текста обнаруживается цепная связь, свойственная повествованию. Способы выражения цепной связи: местоименные связи (смотритель – ему); лексические повторы (генерал); неполные предложения (Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему последние тройки, в том числе курьерскую); глаголы-сказуемые выражены в основном формами простого будущего времени глаголов несовершенного исовершенного вида.

Упражнение 140

Данный текст можно отнести к сложному синтаксическому целому, поскольку:
  • а) здесь раскрывается единая микротема, которую можно сформулировать в виде заглавия: «Нищий»;
  • б) есть основная мысль: все люди едины (братья) и могут поддержать друг друга (и я получил подаяние от моего брата);
  • в) имеется зачин (Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик);
  • г) далее следует развитие мысли (перечисляется ряд следующих друг за другом событий встречи рассказчика с нищим);
  • д) имеется концовка (Я понял, что и я получил подаяние от моего брата);
  • е) каждое следующее предложение как бы отвечает на вопрос, возникающий при чтении предыдущего предложения;
  • ж) тексту присущи такие средства межфразовой связи, как:
    1. предметная связь (я, нищий);
    2. временная связь (в предложениях преобладают глаголы в прошедшем времени);
    3. пространственная связь (на улице);
    4. порядок слов («новое» в предыдущем предложении становится «темой», «известным» в последующем предложении и перемещается из конца предложения в начало; кроме того, здесь есть инверсия, которая выполняет экспрессивную функцию);
    5. повторы (нищий, старик и др.);
    6. местоименные замены (нищий – он идр.);
    7. синонимичные замены (старик – нищий и др.);
    8. сочинительные союзы (а);
    9. красная строка.
Это текст-повествование с элементами описания (воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны). Как текст-повествование содержит рассказ о событии с показом его хода вразвитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи. При этом соблюдается логическая последовательность; подчёркивается динамизм, смена событий; композиция хронологизирована. В тексте преобладают простые и сложные предложения с глаголами-сказуемыми совершенного вида в прошедшем времени: это подчёркивает смену событий (остановил, стал шарить, не взял и др.); при описании событий одного периода используются глаголы несовершенного вида в прошедшем времени (протягивал, стонал и др.).
В тексте преобладает цепная связь. Способы её выражения: местоименные связи (например: нищий – он, его рука, эту руку, его губы); лексические повторы (например: я, он, нищий, руку, глаза, губы, брат); синонимические замены (например: нищий, дряхлый старик, несчастное существо).
В тексте обнаруживается параллельная связь, выраженная цепочкой назывных предложений с согласованными определениями (воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны), которые относятся к описанию одного субъекта – нищего.
В тексте есть присоединительная связь, то есть такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению (например: Воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!; Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою).
 

1 комментарий: