Дистанционное обучение

суббота, 26 апреля 2014 г.

Материал к сочинению по высказыванию И.В.Артюшкова о вопросительных предложениях в диалоге

Высказывание взято из пособия для подготовки к ГИА 2014 под ред. И.П.Цыбулько (вариант 2).

"Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их - поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи". (И.В.Артюшков)


Предлагаю не только алгоритм работы над сочинением, но и готовое сочинение.

Шаг 1 

Вспоминаем требования к сочинению:
  • во-первых, необходимо раскрыть смысл высказывания лингвиста;
  • во-вторых, необходимо, аргументируя свой ответ, привести 2 примера из прочитанного текста;
  • в-третьих, объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Внимание! Раскрыть смысл высказывания можно в любой части сочинения.

Шаг 2 

Определяем, о чём это высказывание. 

Для этого выделяем в высказывании ключевые словавопросительные предложения, диалог, поиск неизвестной информации.


Шаг 3

Вспоминаем, что такое диалог, вопросительные предложения.

Вопросительными называются предложения, в которых специальными языковыми средствами выражается стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чем-либо. Вопросительные предложения, таким образом, информируют о том, что хочет узнать говорящий. 

Диалог - это форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя и более людьми.

Диалог   –   это   обмен    информацией  между   двумя собеседниками.

Благодаря направленности на получение информации, вопросительные 
предложения выступают как первый компонент сочетания реплик, 
предназначенного для обмена информацией в диалоге.

Диалог - основная сфера функционирования вопросительных предложений.


Шаг 4
Находим в исходном тексте диалог, выделяем в нём вопросительные предложения. Оформляем примеры письменно.
     (1)Я очень хотела иметь котёнка, но мама была против. (2)Я не знала, что делать. (3)Несколько раз я притаскивала котят домой, но всякий раз мама выносила их обратно.
(4)Сегодня я нашла рыжего тощенького, большеглазого котёнка с порванным ухом и больной лапой, но мама, как всегда была неумолима. (5)Я разревелась, разбросала свои игрушки и, объявив голодовку, ушла с Рыжиком на пришкольный участок. (6)Не помню, сколько я сидела на скамейке, но про меня все забыли. (7)Котёнок спал у меня на коленках, а мне было так плохо, что даже плакать не хотелось. (8)Ребят становилось всё меньше и меньше, а я всё сидела с больным беспомощным котёнком и согревала его тёплым шарфом, который успела прихватить из дому.
     (9)Вдруг ко мне подошёл белобрысый Славка, которого часто дразнили мальчишки, называя Блохой. (10)Славку так прозвали, потому что он любил подпрыгивать и делал это очень смешно. (11)Выбежит из подъезда – и как подпрыгнет! (12)У Славки глаза были такими большими, что казалось, что он какой-то ненастоящий, этот Славка, а глаза ему просто вшили искусственные, но сделали их на совесть. (13)И уши Славкины были аккуратными, даже красивыми. (14)Но прыгал он всё равно смешно.
– (15)Свет, а Свет, – тихо сказал Славка, – ты чего домой не идёшь?
– (16)Не пускают меня с ним. (17)Видишь, лапа у него. (18)Куда я его? (19)А мама даже забыла про меня.
– (20)А знаешь, давай его мне, – жалобно пропел Славка, – (21)У нас уже две кошки есть, будет и третья с нами жить. (22)Мамка ей быстро и ухо, и лапу вылечит.
(23)Я чуть не лопнула от зависти. (24)Во мне что-то как ухнет, как бабахнет, но я всё-таки при Славке не заплакала.
(25)«Это же надо, – подумала я, – у них целых две кошки, и Славка может третью в дом принести!»
(26)Делать было нечего. (27)Котёнок жалобно мяукал, и я отдала Блохе Рыжика, а сама поплелась домой. (28)В желудке моём что-то урчало и булькало, и я, прошмыгнув на кухню и раздобыв бутерброды с колбасой, села перед телевизором и надулась, как мыльный пузырь. (29)Мама вязала папе свитер, а папа с головой залез в Интернет.
– (30)Ну, – сказала она, наконец, – успокоилась? (31)Сколько можно таскать в дом этих заразных кошек?
(32)Тут я не выдержала. (33)Из меня потекли такие слёзы, что я сама испугалась. (34)Наверное, весь сок, весь чай и вся другая жидкость, которую я выпила за свои семь лет, скопилась где-то во мне и дождалась своего часа, чтобы вылиться бурным потоком из моих глаз.
– (35)У неё ла-па-па, лапа бо, бо-лит, а е-ей тоже жи-жить надо, – выдавливала я слова, захлёбываясь горькими слезами.
– (36)Она жи-жи-жива-я, – не унималась я, вздрагивая при каждом слове.
(37)Не знаю, что случилось с моими родителями. (38)Наверное, они испугались за моё здоровье. (39)А может, им действительно стало жаль бездомного котёнка. (40)Всё-таки у мамы с папой было сердце, но через час Рыжик, с забинтованной лапой, лежал на мягкой подстилке в большой уютной коробке из-под какой-то папиной железяки. (41)А я сидела рядом с котёнком в кресле и думала, как хорошо, что у меня есть дом, папа, мама и братья. (42)Скоро они приедут из лагеря, и мы будем воспитывать Рыжика втроём.
(43)Котёнок сопел в коробке, напевая свой добрый мурчащий мотив, под который по квартире неслышно пробирались дядюшка Сон и тётушка Дрёма, неся в сундучках волшебные сказки.
– (44)Я люблю тебя, Рыжик, – прошептала я сквозь сон, и на душе у меня стало так радостно, как не бывало, наверное, никогда.  (По Е.Ранневой)

Раннева Елена Алексеевна - педагог, музыкант, поэт, автор более 20 детских книг, изданных в Челябинске, Миассе и других городах Челябинской области.

Шаг 5
Формулируем заключительную часть сочинения.

Предлагаю собственный ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ по высказыванию И.В.Артюшкова

    В своём высказывании И.В.Артюшков утверждает, что вопросительные предложения чаще всего употребляются в диалоге, так как они выражают стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чём-то.  Давайте убедимся в этом на конкретных примерах.

           В тексте Ранневой Е.А. я нашла 4 вопросительных предложения. Все они являются частью диалога и представляют собой реплики, принадлежащие разным героям.  Так, предложения 15, 18 - это вопросы, которые задают друг другу герои текста  Славка и Света с целью получить интересующую их информацию. Предложения 30 и 31 содержат вопросы, которые задаёт мама дочке для того, чтобы удостовериться в том, что Света успокоилась.

          Таким образом, действительно, основной сферой употребления вопросительных предложений является диалог.

План сочинения
1. Объясняем смысл высказывания.
2. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
3. Делаем вывод.

Комментариев нет:

Отправить комментарий