среда, 2 апреля 2014 г.

Анализ эпизода "Дуэль" (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Памятка по работе с эпизодом 
1. Эпизод — фрагмент произведения, в основе которого лежит одно событие.
2. Перечитайте выбранный эпизод. 
3. Последовательно ответьте на вопросы: 
а) О чём идёт речь? Что произошло? 
б) Какие герои участвуют в этом эпизоде? Кто они? 
в) Как начинается эпизод? 
г) Как ведёт себя каждый из персонажей? Почему? (Их поступки и мотивы.) 
д) Ваше отношение к данным героям и событиям. 
е) Как завершается эпизод? 
ж) Основная мысль эпизода. 
4. Группировка персонажей по выбранному критерию. 
5. Работа с внесюжетными элементами (портрет, интерьер, пейзаж, речь героев и т.д.). 
6. Найдите в тексте важные по смыслу художественные детали, которые, на ваш взгляд, необходимо воспроизвести при цитировании. Объясните их значение, смысл, то есть художественную роль. 
7. Какие противоречия (проблемы, вопросы), изображённые в произведении, отразились в этом эпизоде? 
8. Какова авторская позиция по отношению к героям, событиям, проблеме в рамках эпизода? 
9. Соотнесите эпизод с основной проблемой произведения. 
10. Покажите связь выбранного для анализа эпизода с предыдущим и последующим. 
11. Сделайте вывод о художественном значении эпизода в произведении в целом. 
Примерный план работы 
1. Вступление 
1) Расскажите, какую главную мысль, отчасти выраженную в названии романа, автор намеревался воплотить в своем произведении 
2) Затем надо написать о том, что Тургенев с тревогой ощущал, как усиливаются противоречия между «отцами» и «детьми». 
3) Укажите, что отношения Базарова и П. П. Кирсанова - показатель того раскола, который наступил в обществе 
4) Напишите о том, что закономерным развитием идейных разногласий стала дуэль, во время которой герои готовы были убить друг друга 
2. Сформулируйте исходный тезис в виде вопроса, который логично вытекает из названия темы. 
3. Обоснование исходного тезиса. 
1) Кратко расскажите о том, что предшествовало дуэли 
 2) Рассказывая об идейных спорах, покажите, что вражда героев вызвана в меньшей степени разницей их идеологии, в большей степени – тем, что существование одного закономерно отрицало существование другого 
3) Как происходил вызов на дуэль? Надо написать о том, что в конце 50-х годов дуэль воспринималась как анахронизм, нелепость. Каково отношение Базарова к предложению его противника? Находит ли он в себе достаточно «нигилизма», чтобы уклониться от дуэли, поднявшись над дворянскими предрассудками? 
4) Докажите, что описание природы и проезжающего мимо мужика образует контрастный план с той трагикомичной игрой, которую затеяли два умных человека, пришедшие рано утром в лес, чтобы застрелить друг друга 
5) Как ведут себя герои во время поединка? Какими художественными приемами выражает автор свое ироничное отношение к этой «комедии» 
4. Вывод Как нелепый финал этой дуэли помогает автору выразить мысль о бессмысленности вражды между отцами и детьми? 
                                                  По материалам И.В. Нечитайло

Комментариев нет:

Отправить комментарий