Дистанционное обучение

воскресенье, 20 апреля 2014 г.

Упражнения к теме «Основные правила построения текста»


Упражнение 121. Прочитайте рассказы И.А. Бунина «Сны», «Последнее свидание», «Худая трава». Попробуйте определить, почему автор выбрал именно такие заголовки для своих произведений.

Упражнение 122. Прочитайте приведённые ниже школьные сочинения. Соответствует ли содержание сочинений их заголовку? Обоснуйте ответ.
На рыбалке
В воскресенье я с ребятами пошёл на рыбалку. Мы пошли в пять часов утра. Когда мы шли к остановке, было очень темно, мы долго ждали автобус. Наконец автобус приехал. Мы сели и поехали на речку. Когда приехали на речку, уже светало. Мы, положив удочки, стали закидывать. У Саши клюнула рыба. Он подсек её и вытащил на берег. Это был большой карп. И так мы поймали около пяти килограммов. Домой возвращались усталые, но довольные своим уловом.
Один из дней моих летних каникул
На каникулах я с мамой ездили в Брест. В Бресте я была в музее, там я видела пушку, фотографии. На улице возле музея мы видели развалины домов. На камнях были написаны имена бойцов. Ещё я видела Вечный огонь. Как входить в Брестскую крепость, были подвалы, они были закрыты решётками, а на этих решётках были привязаны красные галстуки пионеров из разных городов. Ещё я видела памятник: солдат хотел набрать воды в каску, но его убили немцы. Мне эта поездка запомнилась навсегда.


Упражнение 123. Прочитайте отрывок из книги Ю.М. Лотмана, посвящённой анализу романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Можно ли отнести его к одному сложному синтаксическому целому? Обоснуйте ответ с опорой на те признаки текста, что перечислены выше. Придумайте заглавие. Составьте план. Выделите зачин и концовку. Сформулируйте основную мысль. Укажите средства связи фраз в сверхфразовое единство.
        Отношение текста реалистического произведения к миру вещей и предметов в окружающей действительности строится по совершенно иному плану, чем в системе романтизма. Поэтический мир романтического произведения был абстрагирован от реального быта, окружающего автора и его читателей. Если явления быта и вводились в текст, то это был чужой быт: экзотический быт других народов или старинный быт своего могли восприниматься поэтически, современный простонародный, чиновничий или светский – лишь сатирически. Но в любом случае это был не «свой», а «их» быт, с которым читатель соприкасался именно как читатель, то есть только в литературе. Мир поэзии возвышенной и благородной, сливаясь с миром лирических переживаний автора и читателя, был очищен от ассоциаций с низменными реалиями окружающей жизни, а мир поэзии сатирической, погружённый в быт, был удалён от интимно-лирических переживаний автора. В результате между поэтическим текстом и лежащей за пределами текста жизнью сознательно создавалась пропасть. С точки зрения комментария это приводит к тому, что поэтическое восприятие поэтического произведения возможно и без детальных сведений о быте эпохи, в которую оно написано.
        Пушкинский текст в «Евгении Онегине» построен по иному принципу: текст и внетекстовый мир органически связаны, живут в постоянном взаимном отражении, перекликаются намёками, отсылками, то звуча в унисон, то бросая друг на друга иронический отсвет, то вступая в столкновение. Понять «Евгения Онегина», не зная окружающей Пушкина жизни – от глубоких движений идей эпохи до «мелочей» быта, – невозможно. Здесь важно всё, вплоть до мельчайших чёрточек.

Упражнение 124. Прочитайте школьные сочинения, приведённые в упр. 122. Попытайтесь проанализировать эти речевые произведения по тому же плану, что дан в упр. 123.

Упражнение 125. Прочитайте школьное сочинение. Проанализируйте это речевое произведение с точки зрения требований, предъявляемых к тексту. Найдите речевые ошибки и квалифицируйте их тип.
Живучая память
Родился я в том краю, где, благодаря его красоте, жил Левитан. Село было, в сущности, дворов двадцать–двадцать один. Но мы жили с краю. Разлилась река, а перебраться – ни сном, ни духом. Иду по берегу, и радостно так: гляжу на ту сторону, а потуда двое девушек, и смеются: раньше вброд переходили, курице, как говорится, по колено. Да, память осталась весьма впечатлительная. Но тот период времени давно уж канул, а новый не наступил. Все мы, как говорится, из детства вышли. Бывает, и забыл уж, да тут тебя память и настигнула. И получается острая необходимость поехать, посмотреть, подумать. А то получается: жил, жил, и всё коту под хвост – где корни, где моральный аспект?

Упражнение 126. Прочитайте отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «Отец Сергий». Можно ли определить данный отрывок как микротекст? Сколько сверхфразовых единств можно выделить внутри этого текста? Обоснуйте ответ с опорой на те признаки текста, что перечислены выше. Придумайте заглавие. Составьте план. Сформулируйте основную мысль. Укажите средства связи фраз в сверхфразовое единство.
        С внешней стороны Касаткин казался самым обыкновенным молодым блестящим гвардейцем, делающим карьеру, но внутри его сложная и напряжённая работа. Работа с самого его детства шла, по-видимому, самая разнообразная, но в сущности всё одна и та же, состоящая в том, чтобы во всех делах, представлявшихся ему на пути, достигать совершенства и успеха, вызывающего похвалы и удивление людей. Было ли это ученье, науки, он брался за них и работал до тех пор, пока его хвалили и ставили в пример другим. Добившись одного, он брался за другое. Так он добился первого места по наукам, так он, ещё будучи в корпусе, заметив раз за собой неловкость в разговоре по-французски, добился до того, чтобы овладеть французским, как русским; так он потом, занявшись шахматами, добился того, что, ещё будучи в корпусе, стал отлично играть.
        Кроме общего призвания жизни, которое состояло в служении царю и отечеству, у него всегда была поставлена какая-нибудь цель, и, как бы ничтожна она ни была, он отдавался ей весь и жил только для неё до тех пор, пока не достигал её. Но как только он достигал назначенной цели, так другая тотчас же вырастала в его сознании и сменяла прежнюю. Это-то стремление отличиться и, для того чтобы отличиться, достигнуть поставленной цели, наполняло его жизнь. Так, при выходе в офицеры, он задался целью наивозможнейшего совершенства в знании службы и очень скоро стал образцовым офицером, хотя и опять с тем недостатком неудержимой вспыльчивости, которая и на службе вовлекала его в дурные и вредные для успеха поступки. Потом, почувствовав раз в светском разговоре свой недостаток общего образования, задался мыслью пополнить его и засел за книги, и добился того, чего хотел. Потом он задался мыслью достигнуть блестящего положения в высшем светском обществе, выучился отлично танцевать и очень скоро достиг того, что был зван на все великосветские балы и на некоторые вечера. Но это его положение не удовлетворяло его. Он привык быть первым, а в этом деле он далеко не был им.

Разбор упражнений
 

Упражнение 121

В заголовке рассказа И.А. Бунина «Сны» отражена не только основная тема повествования – рассказы о сновидениях конкретных людей, но и даётся философское восприятие сна – нечто таинственное, магическое, свойственное русскому народному мировосприятию.
В заголовке рассказа И.А. Бунина «Последнее свидание» отражена основная тема повествования – последнее свидание бывших возлюбленных – и философски осмысляется тема любви – неизбежность её (любви) угасания.
В заголовке рассказа И.А. Бунина «Худая трава» отражено отношение автора к вечным темам – жизни и смерти, любви и жестокости людей по отношению к слабым, немощным, непохожим на других. Это подчёркивает эпиграф: «Худая трава с поля вон».

Упражнение 122

Заголовок «На рыбалке» не соответствует содержанию сочинения, поскольку в тексте в основном рассказывается о дороге к реке, а не о самой рыбалке.
Заголовок «Один из дней моих летних каникул» не соответствует содержанию сочинения, поскольку в тексте говорится о каникулах в целом, а не об одном из дней этих каникул.

Упражнение 123

Данный текст можно отнести к сложному синтаксическому целому, поскольку:
  • а) здесь раскрывается единая микротема, которую можно сформулировать в виде заглавия: Вещный мир в романтическом произведении и в реалистическом романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»;
  • б) есть основная мысль: в романтическом произведении «между поэтическим текстом и лежащей за пределами текста жизнью сознательно создавалась пропасть», тогда как «пушкинский текст в “Евгении Онегине”... и внетекстовый мир органически связаны, живут в постоянном взаимном отражении»;
  • в) имеется зачин (Отношение текста реалистического произведения к миру вещей и предметов в окружающей действительности строится по совершенно иному плану, чем в системе романтизма);
  • г) далее следует развитие мысли (даётся характеристика отношению поэтического текста к миру вещей и предметов окружающей действительности; затем в сопоставительном плане характеризуется отношение пушкинского текста к внетекстовому миру);
  • д) имеется концовка (Понять «Евгения Онегина», не зная окружающей Пушкина жизни – от глубоких движений идей эпохи до «мелочей» быта, – невозможно. Здесь важно всё, вплоть до мельчайших черточек);
  • е) каждое следующее предложение как бы отвечает на вопрос, возникающий при чтении предыдущего предложения;
  • ж) тексту присущи такие средства межфразовой связи, как:
    1. предметная связь (реалистические – романтические произведения, явления быта и др.);
    2. временная связь (в предложениях, характеризующих романтические произведения, преобладает прошедшее время, поскольку это литературное течение преобладало в допушкинскую эпоху, до написания «Евгения Онегина»; в предложениях, характеризующих роман в стихах А.С. Пушкина преобладает настоящее время);
    3. пространственная связь (чужой быт, экзотический быт других народов и др.);
    4. порядок слов («новое» в предыдущем предложении становится «темой», «известным» в последующем предложении и перемещается из конца предложения в начало: Поэтический мир романтического произведения был абстрагирован от реального быта... . Если явления быта и вводились в текст, то это был чужой быт... и т.д.);
    5. повторы (быт, текст, романтизм, реализм, автор и др.), замены существительных, прилагательных, наречий местоимениями и местоимёнными наречиями (это был чужой быт, это приводит к тому, здесь важно всё и др.), антонимы (свой – чужой, экзотический; романтизм – реализм) и др.;
    6. сочинительные союзы (Но в любом случае...);
    7. специальные текстовые скрепы (в любом случае; в результате, с точки зрения комментария и др.);
    8. красная строка.



Упражнение 124

Сочинение «На рыбалке» не может быть отнесено к сложному синтаксическому целому, поскольку:
  • а) здесь нет единой микротемы;
  • б) не прослеживается чётко основная мысль;
  • в) есть зачин (В воскресенье я с ребятами пошёл на рыбалку) и концовка (Домой возвращались усталые, но довольные своим уловом), однако основная мысль развита плохо (основное внимание уделено поездке к реке, а не самой рыбной ловле);
  • г) логические связи между отдельными предложениями есть, однако единой стержневой мысли не прослеживается;
  • д) тексту присущи некоторые средства межфразовой связи: предметная связь (рыбная ловля, река), временная связь (все глаголы стоят в прошедшем времени, поскольку речь идёт о прошлом – о проведённом на рыбалке воскресенье); порядок слов в основном отражает соотношение «старая информация» – «новая информация». Однако в использовании средств межфразовой связи есть недочёты: необоснованные повторы (мы, пошли, поехали, на речку и др.);.
  • е) текст не разбит на абзацы.
Сочинение «Один из дней моих летних каникул» не может быть отнесено к сложному синтаксическому целому, поскольку:
  • а) здесь нет единой микротемы, заглавие не соответствует содержанию;
  • б) не прослеживается чётко основная мысль;
  • в) есть зачин (На каникулах я с мамой ездили в Брест) и концовка (Мне эта поездка запомнилась навсегда), однако основная мысль развита плохо (трудно понять, что произвело на автора впечатление);
  • г) логические связи между отдельными предложениями плохо прослеживаются;
  • д) в тексте почти полностью отсутствуют средства межфразовой связи; а использование автором постоянного повтора слов и словосочетаний является стилистическим недочётом (Брест, ещё и др.);
  • е) текст не разбит на абзацы.

Упражнение 125

Сочинение «Живучая память» не может быть отнесено к сложному синтаксическому целому, поскольку:
  • а) здесь нет единой микротемы, заглавие не соответствует содержанию;
  • б) не прослеживается чётко основная мысль;
  • в) нет зачина, концовки и развития мысли;
  • г) логических связей между отдельными предложениями практически нет;
  • д) в тексте почти полностью отсутствуют средства межфразовой связи;
  • е) текст не разбит на абзацы.
В сочинении много речевых ошибок:
  1. искажение формы фразеологизмов, пословиц и поговорок (курице, как говорится, по колено);
  2. использование фразеологизмов в несвойственном им значении (перебраться – ни сном, ни духом; из детства вышли; и всё коту под хвост – где корни, где моральный аспект);
  3. неточное словоупотребление вследствие незнания значения слов (в сущности, живучая, впечатлительная, моральный аспект, канул);
  4. употребление просторечной лексики (потуда);
  5. использование неправильных глагольных форм (настигнула);
  6. неверное использование собирательных числительных (двое девушек);
  7. ошибки в сочетании слов (живучая память, благодаря красоте жил Левитан, память осталась впечатлительная, весьма впечатлительная, память настигнула, получается необходимость, период канул);
  8. пропуск необходимого компонента словосочетания (поехать – куда?, посмотреть – на что?, подумать – о чём?; забыл – очём?);
  9. неправильное оформление указания на приблизительное количество (дворов двадцать – двадцать один);
  10. необоснованное использование противительного союза как средства межфразовой связи (Село было, в сущности, дворов двадцать – двадцать один. Но мы жили скраю);
  11. тавтология (период времени);
  12. необоснованная смена времён глаголов.

Упражнение 126

Данный отрывок представляет собой микротекст, в котором выделяется два сверхфразовых единства, соответствующих двум абзацам.
В тексте раскрывается единая микротема, которую можно сформулировать в виде заглавия «Касаткин и его отношение к жизни». Основную мысль автора можно сформулировать следующим образом: цель жизни Касаткина – «во всех делах, представлявшихся ему на пути, достигать совершенства и успеха, вызывающего похвалы и удивление людей».
В тексте есть зачин («С внешней стороны Касаткин казался самым обыкновенным молодым блестящим гвардейцем, делающим карьеру, но внутри его сложная и напряжённая работа»). Далее следует развитие основной мысли: раскрывается основная цель в жизни Касаткина – «достигать совершенства и успеха, вызывающего похвалы и удивление людей»; приводятся примеры такого отношения к жизни. Заканчивается тест концовкой, которая «перебрасывает мостик» к следующему межфразовому единству («Но это его положение не удовлетворяло его. Он привык быть первым, а в этом деле он далеко не был им»).
По тексту можно составить план:
  1. Стремление к совершенству и успеху как цель жизни Касаткина. Проявление этой цели в отношении Касаткина к науке, иностранным языкам, шахматам.
  2. Настойчивость в достижении цели как основная черта Касаткина. Проявление этого качества в карьере, самообразовании, светской жизни.
  3. Внутренняя неудовлетворенность как характерная черта Касаткина.
Тексту присущи такие средства межфразовой связи, как:
  1. предметная связь (Касаткин, гвардеец, он; жизнь, цель, успех);
  2. временная связь (во всех предложениях используются глаголы в прошедшем времени; события, относящиеся к одному периоду, отображаются с помощью глаголов несовершенного вида; последовательность событий передаётся с помощью глаголов совершенного вида; используются слова с временным значением – с самого его детства, потом, всегда и др.);
  3. порядок слов («новое» в предыдущем предложении становится «темой», «известным» в последующем предложении и перемещается из конца предложения в начало);
  4. замена существительных, прилагательных местоимениями (Касаткин – он, науки – они, цель – она и др.);
  5. использование слов одного предметного ряда (Касаткин, гвардеец, офицер; хвалили, ставили в пример и др.);
  6. неполные предложения (например: Но как только он достигал назначенной цели, так другая тотчас же вырастала в его сознании и сменяла прежнюю);
  7. повторы (работа, он, цель, отличиться и др.);
  8. сочинительные союзы (но);
  9. специальные текстовые скрепы (так, при выходе...; потом, почувствовав... и др.);
  10. красная строка.

2 комментария: