Дистанционное обучение

воскресенье, 20 апреля 2014 г.

Упражнения к теме «Текст-повествование и его виды»


Упражнение 131. Прочитайте тексты и докажите, что все они могут быть определены как тексты-повествования. Определите, к какому типу (объективированных, субъективных) рассказов их можно отнести. Обоснуйте ответ.
        а) В минувший вторник из Вышневолоцкого изолятора временного содержания (ИВС) Тверской области сбежали 5 заключённых. Сделать им это удалось из-за халатности милиционеров. В 4.20 двое сержантов – постовых ИВС – решили проверить камеру. Когда они открыли дверь, преступники набросились на охранников, избили их и связали.
        Один из злоумышленников забрал у милиционера ключи и освободил из соседней камеры свою знакомую. А потом дерзкая пятёрка беспрепятственно покинула тюрьму через внутренний двор. Кстати, все они неоднократно судимы: кто за кражи, кто за грабежи.
        Через местные СМИ правоохранительные органы обратились за помощью к населению – приметы и фотографии беглецов показали по телевидению. Это дало свои результаты: уже удалось задержать одного преступника. («Комсомольская правда»)


        б) ...Рассказ молодого чиновника сильно меня тронул. Мне было жаль бедного Кирджали. Долго не знал я ничего об его участи. Несколько лет спустя, встретился я с молодым чиновником. Мы разговорились о прошедшем.
        – А что ваш приятель Кирджали? – спросил я, – знаете ли, что с ним сделалось?
        – Как не знать, – отвечал он и рассказал мне следующее:
        Кирджали, привезённый в Яссы, представлен был паше, который присудил ему быть посажену на кол. Казнь отсрочили до какого-то праздника. Покамест заключили его в тюрьму.
        Невольника стерегли семеро турок (люди простые и в душе такие же разбойники, как и Кирджали): они уважали его и с жадностию, общею всему Востоку, слушали его чудные рассказы.
        Между стражами и невольником завязалась тесная связь. Однажды Кирджали сказал им: «Братья! час мой близок. Никто своей судьбы не избежит. Скоро я с вами расстанусь. Мне хотелось бы вам оставить что-нибудь на память».
        Турки развесили уши.
        – Братья, – продолжал Кирджали, – три года тому назад, как я разбойничал с покойным Михайлаки, мы зарыли в степи недалече от Ясс котёл с гальбинами. Видно, ни мне, ни ему не владеть этим кладом. Так и быть: возьмите его себе и разделите полюбовно.
        Турки чуть с ума не сошли. Пошли толки, как им будет найти заветное место? Думали, думали и положили, чтобы Кирджали сам их повёл.
        Настала ночь. Турки сняли оковы с ног невольника, связали ему руки верёвкою и с ним отправились из города в степь.
        Кирджали их повёл, держась одного направления, от одного кургана к другому. Они шли долго. Наконец Кирджали остановился близ широкого камня, отмерил двенадцать шагов на полдень, топнул и сказал: «Здесь».
        Турки распорядились. Четверо вынули свои ятаганы и начали копать землю. Трое остались на страже. Кирджали сел на камень и стал смотреть на их работу.
        – Ну что? скоро ли? – спрашивал он, – дорылись ли?
        – Нет ещё, – отвечали турки и работали так, что пот лил с них градом.
        Кирджали стал оказывать нетерпение.
        – Экой народ, – говорил он. – И землю-то копать порядочно не умеют. Да у меня дело было бы кончено в две минуты. Дети! развяжите руки, дайте ятаган.
        Турки призадумались и стали советоваться.
        – Что же? (решили они) развяжем ему руки, дадим ятаган. Что за беда? Он один, нас семеро. – И турки развязали ему руки и дали ему ятаган.
        Наконец Кирджали был свободен и вооружён. Что-то должен он был почувствовать!.. Он стал проворно копать, сторожа ему помогали... Вдруг он в одного из них вонзил свой ятаган и, оставя булат в его груди, выхватил из-за его пояса два пистолета.
        Остальные шесть, увидя Кирджали вооружённого двумя пистолетами, разбежались.
        Кирджали нынче разбойничает около Ясс. Недавно писал он господарю, требуя от него пяти тысяч левов и грозясь, в случае неисправности в платеже, зажечь Яссы и добраться до самого господаря. Пять тысяч левов были ему доставлены.
        Каков Кирджали? (Пушкин)

Упражнение 132. Напишите два повествования с рассказом об одном и том же событии. Первый рассказ оформите в виде сообщения в газету, второй – как письмо в газету очевидца такого события, которое вас поразило, показалось вам замечательным и т.д.

Разбор упражнения


Упражнение 131

Все тексты могут быть отнесены к текстам-повествованиям. В них: 1) соблюдается логическая последовательность; 2) подчёркивается динамизм, смена событий; 3) композиция хронологизирована; 4) используютсятипичные языковые средства: простые и сложные предложения с глагольным сказуемым совершенного вида, с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий, с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.
  • а) объективированное, нейтральное повествование;
  • б) субъективное, пронизанное авторскими эмоциями повествование.


Комментариев нет:

Отправить комментарий