Дистанционное обучение

воскресенье, 20 апреля 2014 г.

Упражнения к теме «Текст-описание и его виды»


Упражнение 128. Сравните описания растений в книге «Растения в медицине» (а) и в повести Л.Н. Толстого «Хаджи Мурат» (б). Определите, к какому типу описаний (фактографическому, творческому) можно их отнести. Обоснуйте ответ.
        а) Репешок обыкновенный (репейничек аптечный) встречается во всех областях средней полосы России, на Кавказе. Растёт по сухим склонам, лугам, кустарникам, опушкам леса, вдоль дорог, полей, заборов.
        Репешок обыкновенный – многолетнее растение. Стебель прямостойкий, до 90 см высоты, шершавоволосистый. Листья очередные, прерывистоперистые, с прилистниками. Цветы мелкие, золотисто-жёлтые, правильные, пятичленные, чашечки с подчашеем. Соцветие длинное, верхушечное, простой колос. Плоды – мелкие цепкие семянки. Цветёт в июне–июле.
        Лекарственным сырьем служит трава.
        б) Впереди меня, вправо от дороги, виднелся какой-то кустик. Когда я подошёл поближе, я узнал в кустике такого же «татарина», которого цветок я напрасно сорвал и бросил.
        Куст «татарина» состоял из трёх отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти когда-то были красные, теперь же были чёр- ные. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный чернозёмной грязью, всё ещё торчал кверху. Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он всё стоит и не сдаётся человеку, уничтожившему всех его братий кругом его.


Упражнение 129. Прочитайте тексты и докажите, что все они могут быть отнесены к текстам-описаниям. Определите, к какому типу описаний (фактографическому, творческому) можно их отнести. Обоснуйте ответ.
        а) Марш (франц. marche – ходьба, движение вперёд) – музыкальное произведение чаще всего энергичного, бодрого характера. Предназначено для сопровождения коллективного шествия. Марши бывают торжественные, походные, строевые, похоронные и т.д. (Словарь музыкальных терминов)
        б) – Они играли Крейцерову сонату Бетховена. Знаете ли вы первое место? Знаете?! – воскликнул он. – У!.. Страшная вещь эта соната. Именно эта часть. И вообще страшная вещь музыка. Что это такое? Что она делает? И зачем она делает то, что она делает? Говорят, музыка действует возвышающим душу образом, – вздор, неправда! Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим душу образом. Как вам сказать? Музыка заставляет меня забывать себя, моё истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не своё положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу. Я объясняю это тем, что музыка действует, как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я зеваю, глядя на зевающего, смеяться не о чём, но я смеюсь, слыша смеющегося.
        Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое, но зачем я это делаю, я не знаю. Ведь тот, кто писал хоть бы Крейцерову сонату, – Бетховен, ведь он знал, почему он находился в таком состоянии, – это состояние привело его к известным поступкам, и потому для него это состояние имело смысл, для меня же никакого. И потому музыка только раздражает, не кончает. Ну, марш воинственный сыграют, солдаты пройдут под марш, и музыка дошла; сыграли плясовую, я проплясал, музыка дошла; ну, пропели мессу, я причастился, тоже музыка дошла, а то только раздражение, а того, что надо делать в этом раздражении, – нет. И оттого музыка так страшно, так ужасно иногда действует. В Китае музыка государственное дело. И это так и должно быть. Разве можно допустить, чтобы всякий, кто хочет, гипнотизировал бы один другого или многих и потом бы делал с ними что хочет. И главное, чтобы этим гипнотизёром был первый попавшийся безнравственный человек. (Л.Н. Толстой)
        в) Объектив фотографический «Юпитер-21М» – длиннофокусный объектив с прыгающей диафрагмой, предназначен в качестве сменного объектива для фотоаппаратов типа «Зенит» и «Практика», имеющих устройство для автоматического закрывания диафрагмы при съёмке.
        Объективом «Юпитер-21М» можно фотографировать с дальних расстояний, использовать его для фотоохоты и съёмок архитектурных деталей. Съемку можно производить на чёрно-белую и цветную пленку.
        Объектив имеет нажимную автоматическую диафрагму, управляемую механизмом фотоаппарата. Может применяться и с другими зеркальными фотокамерами с форматом кадра 24×36 мм, присоединительной резьбой М42×1, рабочим отрезком 45 мм, имеющими и не имеющими устройства автоматического управления нажимной диафрагмой.
        Высокая разрешающая сила объектива позволяет получить на снимке крупным планом мелкие детали удалённых предметов. Сравнительно большая светосила дает возможность съёмки спортивных сюжетов с руки при выдержке 1/250–1/500 секунды. (Руководство по эксплуатации фотографического объектива «Юпитер-21М»)
        г) Так и уехал с одним чемоданом. Чемодан был фанерный, обтянутый тканью, с никелированными креплениями по углам. Замок бездействовал. Пришлось обвязывать мой чемодан бельевой верёвкой.
        Когда-то я ездил с ним в пионерский лагерь. На крышке было чернилами выведено: «Младшая группа. Серёжа Довлатов». Рядом кто-то дружелюбно нацарапал «говночист». Ткань в нескольких местах прорвалась.
        Изнутри крышка была заклеена фотографиями. Рокки Марчиано, Армстронг, Иосиф Бродский, Лоллобриджида в прозрачной одежде. Таможенник пытался оторвать Лоллобриджиду ногтями. В результате только поцарапал. А Бродского не тронул. Всего лишь спросил – кто это? Я ответил, что дальний родственник... (Довлатов)

Упражнение 130. Составьте два текста-описания (фактографический и творческий) одной из комнат вашего дома, письменного стола или вида из окна.

Разбор упражнений
 

Упражнение 128

  • а) фактографическое описание, поскольку ему присуща сухость, отсутствие эмоциональной оценочности, полнота, чёткость, точность и последовательность. Расположение частей таково: общая характеристика предмета; его составные части; назначение;
  • б) творческое описание, поскольку содержит эмоциональный, эстетический, художественный элементы.

Упражнение 129

Все тексты относятся к описаниям, поскольку для них характерно: 1) представление о предмете в целом даётся в начале; 2) детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей; 3) структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом; 4) используются приёмы сравнения, противопоставления; 5) текст легко свёртывается; 6) используются типичные языковые средства: простые и сложные предложение с прямым порядком слов, составным именным сказуемым, с глагольными формами одновременного действия, с определительными характеристиками;
  • а) фактографическое описание, поскольку ему присуща сухость, отсутствие эмоциональной оценочности, полнота, чёткость, точность и последовательность. Расположение частей таково: общая характеристика; назначение предмета; его составные части;
  • б) творческое описание, поскольку содержит эмоциональный, эстетический, художественный элементы;
  • в) фактографическое описание, поскольку ему присуща сухость, отсутствие эмоциональной оценочности, полнота, чёткость, точность и последовательность. Расположение частей таково: общая характеристика; назначение предмета; его составные части;
  • г) творческое описание, поскольку содержит эмоциональный, эстетический, художественный элементы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий