пятница, 4 апреля 2014 г.

Конспекты уроков по русскому языку 8 класс (45-60 урок)

Урок 45

ТЕМА: «Синтаксический разбор односоставного предложения».

ЦЕЛИ УРОКА:

• закрепить навык грамотного рассуждения при синтаксическом разборе односоставного предложения.

• отработать умение различать односоставные предложения от двусоставных.

• продолжать изучение синтаксиса на морфологической основе. (Контроль за умениями видеть в каждом члене предложения определённую часть речи.)

НА ДОСКЕ:

Придумайте и запишите предложения со словами:
классика                           мультипликация
классический                   поликлиника
массив                              микрофон

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент


 

2. Работа с учебником

§ 38

• Изучение плана разбора, образца разбора.

• Устный и письменный разбор предложения.

• Упр. 216.

 

3. Практикум

• Разберите предложения.

 

Люблю грозу в начале мая. (Ф. Тютчев)

В дверь постучали.

На балконе зажгли свет.

Светало. Прогремело вдали. На селе темно и тихо. Синее море.

Яркие голубые дни. Ночь.

Летом светает рано, а зимой - поздно.

 

• Анализ синтаксического разбора предложений.

 

4. Работа с учебником

• Упр. 218 (устно).

• Упр. 217 (по вариантам).

I в. - от первого лица ед. ч. II в. - от третьего лица ед. ч.

Проверка.

 

5. Подведение итогов урока

 

6. Сообщение домашнего задания

§ 45 упр. 219, подготовить ответы на контрольные вопросы по теме «Односоставные предложения», упр. 221 (устно)

 

 

 

Урок 46

ТЕМА: «Урок-зачёт по теме «Односоставные предложения».

ЦЕЛИ УРОКА:

• осуществить контроль за прочностью усвоения знаний по теме «Односоставное предложение».

• закрепить навык применении терминологии по теме.

• продолжить работу по развитию речи учащихся при пересказе текста.

ТИП УРОКА: контроль за усвоением ЗУН по теме.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Фронтальный опрос

Опрос проводится по контрольным вопросам на стр. 101.

 

3. Работа по карточкам

• Спишите. Определите грамматическую основу предложения, вид предложения по наличию главных членов. Укажите, чем выражены главные члены предложения.

Вариант I
Вариант II
Движения Пушкина были медленны и затруднены. Ему нужно было поймать какую-то реющую возле виска, тревожную мысль. Не удавалось. Ну и бог с ней.
Грозовая туча перевалила за Амыл и там гремела.
Сразу прорвалось солнце. Стало жарко. В эту тревожную ночь Наумов вместе с группой рабочих дёжурил на плотине. Ему поставили маленькую будку с полевым телефоном неподалёку от мощных насосов.
Иван Никитич рассмеялся: «Подожди. Вот приедем домой, обо всём расскажу»...
Захолодало. По селу потянулись с капустой обозы. Хорошо молиться в осень тёмной ночи за чью-нибудь непутёвую душу. Вечер. Голоса по дороге про тёмную ноченьку поют.
Прощай, ты, пора нудная, томящая. Вышла ты из пота нашего, колосья зернистые, кровью нашей напоила ягоды свои... Стихало... (С. Есенин)
Раздался третий звонок, и поезд тронулся. Наташа прошла к свободному окну. Корнев... сел на скамью.
- Вы тоже любите степь? - спросил он.
- Люблю, - ответила Наташа.
(Н. Гарин-Михайловский)

 

• Упр. 220.

 

 

 

Урок 47

ТЕМА: «Изложение (с элементами сочинения)».

ЦЕЛИ УРОКА:

• развивать связную речь учащихся, их умения письменно пересказать текст на заданную тему и структуру.

• развивать аналитические способности и логическое мышление при составлении плана текста.

• отработать умения выполнять творческую часть задания по изложению текста (сочинять мини-текст на заданную тему).

ТИП УРОКА: урок развития речи.

 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

 

2. Подготовка к написанию изложения

1   в а р и а н т   урока

• Упр. 221

1. Составление плана текста упражнения.

1) Роль академика Шахматова А. А. в истории отечественной лингвистики.

2) Разделы языкознания в исследованиях учёного.

3) «Синтаксис русского языка» - крупнейший труд А. А. Шахматова.

4) Забота учёного об изучении русского языка в школе, особенности его характера.

5) Что я думаю о вкладе учёного в науку.

2.Чтение текста учителем, запись в тетради опорных слов.

3. Написание изложения (с творческим заданием № 2

 

2   в а р и а н т   урока

• Упр. 208. Изложение с творческим заданием.

1. Ответы на вопросы упражнения.

Составление плана текста.

 

План

1) Богатства Мещерского края.

2) За что мы любим родные места?

3) Защищая родину, мы защищаем родной прекрасный уголок.

4) Чем прекрасны мои родные места?

5) Любовь к матери и к родине идёт от сердца каждого из нас.

 

2. Запись опорных слов; обсуждение творческой части задания (п.п. 4, 5)

3. Написание изложения.

 

 

 

Урок 48

ТЕМА: «Простое осложнённое предложение».

ЦЕЛИ УРОКА:

• дать понятие осложнённого предложения, его виды;

• отработать на практике навыки узнавания осложнённого предложения;

• развивать орфографическую зоркость, пунктуационную грамотность.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

НА ДОСКЕ:

станцио(н,нн)ый                                       ути(н,нн)ый
гуси(н,нн)ый                                               баше(н,нн)ый
ветре(н,нн)ый                                            тума(н,нн)ый
бето(н,нн)ый                                              традици(н,нн)оый
карма(н,нн)ый                                            муравьи(н,нн)ый
торжестве(н,нн)ый                                  безветре(н,нн)ый
ваго(н,нн)ый                                               травя(н,нн)ой
бесце(н,нн)ый                                             стекля(н,нн)ый
голуби(н,нн)ый                                           оловя(н,нн)ый
ви(н,нн)ый                                                   деревя(н,нн)ый

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Повторяем орфографию

• Спишите с доски слова, вставляя -н-, -нн- в суффиксах прилагательных. Выделите суффиксы, подчеркните орфограммы.

(Проверка по цепочке всем классом, один ученик работает у доски.)

 

3. Работа по учебнику

• § 39

• Чтение параграфа

• Упр. 222.

 

Вывод: предложение может быть осложнено обособленными причастиями (прич. оборотами), деепричастиями (дееприч. оборотами), обращениями, однородными членами, вводными словами.

• Составление схем к 2-3 предложениям упражнения с осложнённой конструкцией.

 

(Например:[             ,      ,]? - из п. 4

[         ,             и       ]. - из п. 2.

 

4. Практикум по теме

• Запишите предложения, определите, чем они осложнены. (Комментированное письмо.)

 

1) Где-то далеко, нарастая, заворчал гром.

2) Богатый теплом, светом, зеленью и птичьими кликами восход обозначился за стеной.

3) Свечной фитиль упал в лужицу носка, ярко вспыхнул и погас.

4) В малой прессе была своя конкуренция, борьба за подписчика, за тираж.

5) В переднюю высыпала встречать его целая компания: двое мужчин, три дамы и гимназист.

6) К счастью, извозчик приехал вовремя.

7) Крики, однако, не умолкали.

8) Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось...

9) «Спи, мышонок мой, усни», - говорила мышка-мать.

 

Придумайте и запишите предложения, осложнённые:

1) однородными членами,

2) причастным оборотом,

3) деепричастным оборотом,

4) вводными словами,

5) обращением.

Проверка.

Придумайте предложения по схемам:

1) [       и             ].

2) [             ,       ].

3) [      ,       , ... ].

4) [             , |       | ].

5) [       , |     | ,       ].

Проверка.

 

5. Подведение итогов урока

 

6. Сообщение домашнего задания

§ 39 упр. 223. § 40.

 

 

 

Урок 49

ТЕМА: «Однородные члены предложения. Понятие об однородных членах».

ЦЕЛИ УРОКА:

• повторить и обобщить сведения об однородных членах предложения, изученных ранее; сообщить новую информацию о способах выражения однородных членов.

• закрепить навык определения однородных членов в предложении.

• повторить тему «Союзная и бессоюзная связь однородных членов». Отработать умение правильно использовать пунктуационные знаки при однородных членах.

ТИП УРОКА: комбинированный.

НА ДОСКЕ:

     1. В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются (С. Аксаков).
     2. В свободное от боёв время отряд обучался стрельбе, строю, рытью окопов, искусству маскировки (Б. Полевой).
     3. Жёлтые, синие, фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина.
     4. Радостно, молодо было на небе, и на земле, и в сердце человека (И. Тургенев).
     5. Как мальчики, так и девочки сдали спортивные нормы.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Работа с записями на доске

• Прочитайте предложения, спишите.

• Подчеркните грамматическую основу в предложениях.

• Определите члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и выражены одинаковыми частями речи; подчеркните их и заключите в овал.

• Вспомните, как называются такие члены предложения (Однородные члены предложения).

• Как мы их обозначаем в схеме предложения? (Берём в кружочек, овал).

• Сделайте схемы к 1 и 2 предложениям.

• Как соединены между собой однородные члены в 1 и 2 предложениях? (Бессоюзной связью) во втором предложении? (Бессоюзной связью.)

• Сегодня мы с вами будем заниматься повторением изученного материала об однородных членах предложения, расширим и углубим эти знания.

 

4. Работа с учебником

§ 40

• Сравнительный анализ предложений из поэмы А. С. Пушкина «Цыганы». Материал, помеченный звездочкой.

Вывод: однородные обстоятельства места, однородные дополнения делают точнее, разнообразнее информацию о жизни людей в городе.

• Упр. 223 (по заданию).

• Упр. 224 (по заданию).

• Чтение теоретического материала на стр. 106, обсуждение.

Учитель сообщает, что однородные члены предложения могут быть выражены разными частями речи.

Например:      нареч.         сущ.

                     Трудно, с упорством отступала зима. (Марк)

 

Однородные обстоятельства выражены наречием и существительным с предлогом.

Отступала   к а к?   трудно   к а к?   с упорством)

 

Я люблю идти в лесу тихо, с остановками, с замиранием, и тогда всякая зверюшка меня за своего принимает. (М. Пришвин)

 

Однородные обстоятельства выражены наречием и существительными с предлогом.

Люблю идти   к а к?   тихо,   к а к?   с остановками,   к а к?   с замиранием...

 

Упр. 225 (на доске и в тетрадях).

Комментированное письмо по схемам предложений:

             х

1) размышляет             и         и         .

        х

2) светит             ,         и         .

         х

3) друзья              ,       ,       и       .

 

Вывод: нужно быть внимательными при определении однородности членов предложения; не путать простые предложения в составе сложного и однородные члены в составе простого предложения.

 

5. Практикум по теме

• Запишите под диктовку текст, подчеркните однородные члены предложения. Выделите главное слово, к которому они относятся.

 

Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни облачка. Выплывает в огненном зареве солнце. Начинается день! Только на востоке ещё толпятся сизые предрассветные тучки и напоминают о только что ушедшей ночи. Весь безбрежный лесной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.

Сказочно вокруг!.. Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу... Неугомонные кузнечики подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь будто дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.

 

(Проверка устно, с объяснением видов связи однородных членов (союзн. или бессоюзн., чем выражены.)

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

§ 40 упр. 226, 227.

Упр. 228 (устно): придумать репортаж на тему «На стадионе» или мини-фельетон «На школьной перемене».

 

 

 

Урок 50

ТЕМА: «Однородные члены предложения» (продолжение темы).

ЦЕЛИ УРОКА:

• отработать навык составления текстов с применением однородных членов предложения.

• развивать устную речь, умение составлять предложения с распространёнными и нераспространёнными однородными членами, произносить их с правильной интонацией.

ТИП УРОКА: комбинированный.

НА ДОСКЕ:

1. [                     ,        ,         ].
2. [      ,       ,                    ].
3. [       и             ].
4. [                     ,         ].
5. [             , а       ].
 

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Работа с учебником

• Упр. 230 (по заданию).

• Упражнение 232 (устно). Чтение с перечислительной интонацией и объяснение орфограмм.

 

4. Работа по схемам, записанным на доске

• Спишите схемы и придумайте к ним предложения, осложнённые однородными членами. Проверка.

• Запишите под диктовку предложения, укажите однородные члены, составьте схемы.

 

1) Русский язык - один из самых богатых, гибких, метких и звучных. 2) Русское народное творчество разнообразно и обширно. 3) Оно в полной мере представило всё богатство народной мудрости, выкованное в процессе долгого жизненного опыта и разнообразной трудовой деятельности. 4) Бессмертны поэтические русские песни, мудрые пословицы, хитрые загадки, увлекательные сказки, героические былины. 5) Чего только в них не встретишь! 6) Какой кладезь ума!

 

• Распространите предложения однородными членами.

 

О б р а з е ц: Писатели сильны своей связью с народом.

- Великие русские писатели были сильны своей связью с родным народом, сродной страной.

 

1. Они боролись за справедливость.

2. Пушкин создал русский литературный язык.

3. Поэт положил начало красивому стиху и точной прозе.

 

(Проверка в устной форме.)

 

5. Подведение итогов урока

Вопросы:

Что такое однородные члены предложения?

Чем они могут быть соединены?

Что такое распространенные однородные члены?

Как по интонации говорящего можно догадаться, что в его речи присутствуют однородные члены?

 

6. Сообщение домашнего задания

§ 39, 40 (повторить), § 41 (ознакомиться) упр. 231, 234.

 

 

 

III ЧЕТВЕРТЬ

 

Урок 51

ТЕМА: «Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них».

ЦЕЛИ УРОКА:

• научить школьников различать перечислительную интонацию (при однородных членах, соединённых союзами).

• отработать постановку знаков препинания при однородных членах.

• развивать связную речь, выразительное чтение текста с однородными членами.

ТИП УРОКА: повторение изученного материала, изучение нового.

НА ДОСКЕ:

     Замените данный вариант на предложение с однородными членами.
     1) Сады цветут (благоухать, белеть, радовать).
     2) Интересную (долгий, насыщенный, светлый) жизнь прожил академик Лихачёв.
     3) Верить в людей (делать) добро, (служить)отечеству - призвание патриотов Отчизны.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Орфографическая «пятиминутка»

по-французски, по-царски, по-моему, дебаты, аттестат, иллюстрированный, эпилог, дебют, аудитория, информировать, шинель, гениальный, большинство, искусный, фантазия, героизм, воображение, искусство, трамвай, впечатление, кавалерия, лауреат, транслировать, впечатляющий, кандидат, сезон, экспериментальный, байдарка, ландшафт, свидетельство, режиссёр.

Устно составьте предложения по схемам, укажите тип связи однородных членов (союзный или бессоюзный). С какой интонацией нужно произносить однородные члены? (всегда с перечислительной)

[       и              ].

[       ,       и       ].

[      , и            ].

[       ,       а       ].

[       ,       ,                   ].

[        ,        , и                    ].

 

4. Работа с учебником

• Чтение материала § 41.

• Упр. 235 (по заданию) (письменное задание выборочно).

 

5. Практикум по теме урока

• Запишите предложения под диктовку, составьте их схемы (комментированное письмо). Выпишите ряды однородных членов.

I. 1) Сосны, берёзы, лиственницы мелькают по сторонам. (В. Песков)

2) Люди ближних сёл несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мёд. (А. Фадеев)

3) Были это весёлые, сильные и смелые люди. (М. Горький)

4) Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно! (М. Лермонтов)

5) Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасали и снова вспыхнули. (А. Пушкин)

 

Вывод: в предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и больше!

• Учитель обращает внимание школьников на то, что:

1) В некоторых предложениях слова могут повторяться: Зимы ждала, ждала природа. (А. Пушкин)

Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад. (А. Куприн)

Слова ждала, ждала; назад, назад однородными членами не являются. Они употребляются в предложении для того, чтобы подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость и т. д., а также для большей выразительности сообщения такие сочетания слов рассматриваются как один член предложения.

2) Однородные члены связываются с помощью сочинительных союзов и перечислительной интонации или только при помощи такой интонации.

• Анализ таблицы

 

Однородные члены,
связанные союзами
Однородные члены,
связанные интонацией
Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (А. Чехов)
Казалось, ни одна травка, ни одно облако не шевелилось. (А. Толстой)
То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов. (К. Паустовский)
Стал накрапывать редкий, мелкий дождь. (А. Чехов)
Мысли мои, моё имя, мои труды будут принадлежать России. (Н. Гоголь)
Быстро замелькали оголённые рощицы, болотца, возвышенности, развалины домов. (В. Катаев)

 

Упр. 236 (по заданию), 237 (устно).

 

6. Подведение итогов урока. Работа с записями на доске

 

7. Сообщение домашнего задания

§ 41 упр. 240, 238 и 239 (устно).

 

 

 

Урок 52

ТЕМА: «Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, пунктуация при них».

ЦЕЛИ УРОКА:

• отработать навык постановки запятой при однородных членах, связанных перечислительной интонацией.

• закрепить умение учащихся составлять схемы к предложениям.

• научить составлять предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью.

НА ДОСКЕ:

     Нужна ли запятая?
     1) Я сам пойду объясню ему.
     2) Пойдёшь посмотришь, как там всё оборудовано.
     3) Сядем поговорим, - предложила она.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

Выполнение задания: придумать и записать предложения с однородными членами по схемам:

[       ,       ,             ].

[       ,       ,                   ].

[                     ,         ,         ].

 

(Проверка у 4-б учащихся)

• Распространить предложения однородными членами. Прочитать получившиеся предложения с перечислительной интонацией:

1) Надо человеку беречь свою землю.

2) На поляне пестрели колокольчики.

3) В небе сияют звёзды.(Взаимопроверка по парам).

 

3. Работа с учебником

Упр. 235.

 

4. Подведение итогов урока

 

5. Сообщение домашнего задания

Упр. 241.

 

 

 

Урок 53

ТЕМА: «Однородные и неоднородные определения».

ЦЕЛИ УРОКА:

• показать различия однородных и неоднородных определений.

• формировать навыки различать однородные и неоднородные определения в тексте, грамотно расставлять знаки препинания в предложениях с этими определениями.

ТИП УРОКА: урок изучения новых знаний.

НА ДОСКЕ:

1. На лугу росли красные, жёлтые, синие цветы.
2. Кругом всей поляны стояли густые высокие ели.
(М. Пришвин)

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Работа с записями на доске

 

4. Работа с учебником

§ 42.

• Чтение теоретического материала.

Учитель просит прочитать предложения и, пользуясь теоретическим материалом, доказать, в каких предложениях определения однородные, а в каких - нет.

• Упр. 243 (комментированное письмо).

• Упр. 244 (на доске и в тетрадях) (сверка I части вслух, II части по парам).

• Запишите предложения. Найдите определения. Какие их них будут неоднородные? Обоснуйте свое мнение.

 

1) Молодые плодовые деревья росли очень тесно...

2) для гимназиста Поползухина наступили светлые безоблачные дни.

3) Сбежал к реке, попил из ладошек студёной енисейской водицы.

4) На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики.

5) Навстречу мне плыл свежий студеный воздух...

6) В приотворенную дверь из соседней комнаты доносилось тихое ровное дыхание.

7) Осенью бабушка вернулась из лесу с большой круглой корзиной.

 

5. Работа по карточкам

 

К а р т о ч к а   1

Спишите. Поставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения.

 

1) В эту минуту человек оглянулся и сразу будто уткнулся в неотрывный пристальный взгляд Достоевского.

2) Но все эти запахи забивал сквозной всюду проникающий запах сена.

3) Гончаров как будто набрасывал свои картины густыми сочными красками...

4) В один из теплых осенних дней Достоевский отправился в Академию художеств на ежегодную выставку.

5) И бедного мальчика в стареньком шёлковом галстучке вы встретили здесь...

 

К а р т о ч к а   2

Определите, Однородными или неоднородными являются определения в данных предложениях. Поставьте недостающий знак.

 

1) Куда денут скептики гибкий чарующий волшебный русский язык?

2) Под ногами шуршала мягкая ершистая травка.

3) Воздух шевелил эти первородносвежие будто масленые листья.

4) На санях белый-белый лесной снег.

5) В стареньком приобретенном по дешевке креслице сидела Варя и смотрела в окно.

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

§ 42 упр. 245, подготовиться к диктанту по тексту упр. 247.
 
Урок 54

ТЕМА: «Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них».

ЦЕЛИ УРОКА:

• закрепить навыки постановки знаков препинания при бессоюзной и союзной связи однородных членов предложения (сочинительные союзы).

• развивать орфографическую и пунктуационную зоркость при работе с предложениями.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

НА ДОСКЕ:

     1) То смутно видна, то исчезает золочёная статуя Мадонны на шпиле собора.
     2) В фонды отдела вошли не только живопись, рисунки, графюры, но и скульптура, прикладное искусство.
     3) Мастеру было смешно и грустно, и радостно.
     4) Где-то далеко, нарастая, заворчал гром, но не докатился, растаял, сошёл на нет.
     5) Зайцы шастают около гумен, а то и у самой бани.

 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Работа с записями на доске

Каким способом связаны однородные члены предложения? Составьте схемы предложений. (Взаимопроверка, выборочно к доске).

 

4. Слово учителя

• Учитель сообщает, что нужно отличать предложения с однородными членами от сложных предложений, в составе которых простые предложения соединены сочинительными союзами.

• Запись предложений под диктовку, их анализ, составление схем.

 

На мозаичных картинах виднелись синева и зелень морских пейзажей.

Весенний дождь миновал, и ребята выбежали на улицу.

Потек в небо сизый и лазоревый дым над Москвой.

Приплыли шлюпки, но мы в них не высаживались.

Солнце весной светит, но не греет.

 

5. Работа с учебником

§ 43.

• Работа с таблицей, помеченной звездочкой*. Устные ответы на вопросы параграфа.

• чтение теоретического материала.

• составление таблицы в грамматической тетради.

 

сочинительные союзы

 

соединительные                               противительные                                  разделительные

(по учебнику.)

 

• Упр. 248, 251 (устно), чтение правила (союз «и»), анализ схем.

• Упр. 253.

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

Упр. 254.

 

 

 

Урок 55

ТЕМА: «Однородные члены, связанные Сочинительными союзами, и пунктуация при них» (продолжение темы).

ЦЕЛИ УРОКА:

• продолжить формировать навык постановки знаков препинания между однородными членами, связанными сочинительными союзами.

• познакомить учащихся с фразеологическими оборотами с повторяющимися союзами, с пунктограммой «разделение запятыми однородных членов, соединенных повторяющимися союзами».

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизация знаний.

НА ДОСКЕ:

     1. На низких, извилистых, то поднимающихся, то опускающихся улицах старого города ... стояла почти полная тишина.
     2. Деньги из княжеской калиты утекали и на Запад, и на Восток.
     3. Брат надеялся встретить его завтра-послезавтра, но задержался по нездоровью.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Работа с записями на доске

Спишите, составьте схемы предложений. Охарактеризуйте союзы, связывающие однородные члены.

 

4. Работа с учебником

• Упр. 252, 255.

• Упр. 256.

• Составьте предложения по схемам. Устно (выборочно запись в тетрадь).

[   ], зато [   ].             [     , зато      ].

[   ], или [   ].              [      или      ].

[   ], но [   ].                [      но      ].

[   ], да [   ].                 [      да      ].

[   ], и [   ].                   [      и      ].

(Проверка с выборочной записью на доске)

 

5. Практикум по теме

(Закрепляется грамотное рассуждение при анализе и характеристике предложения)

Запись предложений под диктовку, их характеристика, анализ предложений с повторяющимися союзами. Составление схем.

 

То поёт надо мною синица, то полярная вьюга поёт.

Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит.

И воздух как роза, и мы как виденья.

Твои глаза скользнули по этим единственным в мире глазам, но не донесли до твоей души ни отчаянья, ни смятения...

Свежеет ветер и меркнет ночь, и море элей и элей бурлит, и пеня плещет на гранит.

И мальчик, что играет на волынке, и девочка что свой плетет венок, и две в лесу скрестившихся тропинки, и в дальнем поле дальний огонёк, - я вижу всё. (А. Ахматова)

Дремали не только леса, но и лесные озера и ленивые лесные реки с пресной водой. (К. Паустовский)

Озёра и реки, деревья и травы, звери и птицы - все просят твоей помощи, человек разумный.

Весёлые голоса раздавались или в лесу, или за речкой.

Ни знатный род, ни красота, ни сила, ни богатство - ничто беды не может миновать. (А. Пушкин)

Профессор мне тут где показал все нужные инструменты как для ловли бабочек, так и для раскладывания их. (С. Аксаков)

 

• запятая не ставится во фразеологизмах:

и то и сё                                                и там и сям

ни то ни сё                                            ни рыба ни мясо

и так и сяк                                             ни свет ни заря

ни взад ни вперёд                                 ни дать не взять

ни жив ни мёртв                                   ни конца ни края

 

Составьте 2 предложения с данными фразеологизмами

 

7. Подведение итогов урока

 

8. Сообщение домашнего задания

§ 43 упр. 259, упр. 260.

 

 

 

Урок 56

ТЕМА: «Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них» (продолжение темы).

ЦЕЛИ УРОКА:

• продолжить формировать навык постановки знаков препинания между однородными членами, связанными сочинительными союзами.

• познакомить учащихся с фразеологическими оборотами с повторяющимися союзами, с пунктограммой «разделение запятыми однородных членов, соединенных повторяющимися союзами».

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Практикум по теме урока (закрепление материала)

Запишите под диктовку предложения, составьте схемы, прокомментируйте, при помощи каких союзов соединены однородные члены предложения.

 

Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да жёлтые поля, ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля! (А. Сурков)

У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских правая. (И. Гончаров)

Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжанье своего веретена. (А. Пушкин)

Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет. (Пословица)

Лес не школа, да всех учит. (Пословица)

Приют наш мал, зато спокоен. (М. Лермонтов)

И снова солнечный, холодный и приятный

И день, и блеск садов.

И легкой зелени серебряные пятна

В прозрачности прудов. (В. Комаровский)

Был соловей влюблен в весну и зори,

И свил гнездо в смородинном кусте,

И до утра в невыплаканном горе

Он пел любовь, послушную мечте. (К. Фофанов)

 

4. Работа с учебником

Упр. 262 (по заданию)

Упр. 263

 

5. Закрепление материала по теме урока

Проанализируйте предложения:

Видит Илья Ильич во сне не один, не два таких вечера, но целые недели, месяцы и годы так проводимых дней и вечеров.

(И. Гончаров)

Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса, в их сенях ветра шум и свежее дыханье, и мглой волнистою покрыты небеса и редкий солнца луч, и первые морозы, и отдаленные седой зимы угрозы.

(А. Пушкин)

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания.

§43 упр. 261,264.

 

 

 

Урок 57

ТЕМА: «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них».

ЦЕЛИ УРОКА:

• повторить понятие обобщающего слова как члена предложения, разъяснить его синтаксическую роль.

• отработать умение грамотно ставить знаки препинания при обобщающем слове, составлять схемы предложений с обобщающими словами.

• развивать орфографическую зоркость и пунктуационную грамотность.

ТИП УРОКА: сообщение нового материала.

НА ДОСКЕ:


 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Работа с учебником

Чтение теоретического материала § 44.

 

4. Практикум

• Анализ предложений:

По обеим сторонам дома разбросано было несколько жилых служб и разнообразных строений: сарай, конюшня, погреба, амбары, застольная изба, баня и господская кухня.

Шум, брань, мычание, блеяние, рев - всё сливается в один нестройный говор.

Вопросы: Чем являются однородные члены предложения в 1-м предложении?

Какие слова являются обобщающими для этих однородных членов? На какие вопросы они отвечают?

Какие слова являются обобщающими для однородных членов во 2-м предложении? На какой вопрос оно отвечает?

Каково положение обобщающих слов в 1-м и 2-м предложении? В чём разница?

• упр. 266 (по заданию).

• Составьте схемы к предложениям:

 

И море, и небо, и белый песок - все радовало глаз.

Посаженные заботливыми руками человека деревья: клён, тополь, акация, берёзы - зеленели приветливо и свежо.

Повсюду мох: и внизу и под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.

 

(проверка)

• Придумайте предложения по схемам, запишите их.


(проверка)

• Вставьте в предложения однородные члены, раскрывающие смысл обобщающих слов.

1) В школьном саду посадим фруктовые деревья:

......, ....., ....., ...... .

2) ......, ......, ......, ...... - все эти животные считаются хищниками.

3) Нигде: ни ... , ни ... , ни ... - я не встретился с друзьями.

 

• Вставьте в предложения обобщающие слова.

Ромашки, колокольчики, васильки - луговые ...

Лошади, коровы, свиньи, гуси, утки - домашние ...

Все ... : бабушка и дедушка, брат сестра, мама и папа, - радовались моим успехам.

 

• Придумайте и запишите предложения с однородными членами, где в роли обобщающих слов будут выступать слова (в помощь - материал упр. 270):

всякий, никто, везде, каждый, ничто, всюду, любой, никуда, нигде, все, ниоткуда, никогда.

 

(Выборочная запись предложений, проверка).

 

4. Подведение итогов урока

 

5. Сообщение домашнего задания

§ 44 упр. 268, 274.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Что такое «обобщать»? «Придать общее значение». Иногда в предложении возникает обобщающее слово, которое содержит в себе все  значения последующих однородных членов предложения, а они, эти однородные, его поясняют, конкретизируют, уточняют.

 

• Подберите обобщающие слова к однородным членам и наоборот. Составьте с ними предложения.

Животные: ..........................................................................

Одежда: .............................................................................

Обувь: .................................................................................

Стол, стулья, шкаф, диван-кровать, кресло: ........................

• Составьте предложения с обобщающими словами

- определительными местоимениями: всё, везде, всегда, всюду.

Запишите, подчеркните однородные члены.

 

 

 

Урок 58

ТЕМА: «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами».

ЦЕЛИ УРОКА:

• отработать навыки постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

• познакомить с синтаксическим разбором предложения, осложненного однородными членами.

• развивать речь учащихся при работе с составлением текстов.

ТИП УРОКА: закрепление изученного материала, изучение нового (комбинированный урок).

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Закрепление темы

Запись предложений под диктовку.

Задание: поставить знаки препинания, подчеркнуть орфограммы; выделить однородные члены предложения с обобщающими словами; составить схему к каждому предложению.

1) Зима чувствовалась во всём в коротком дне запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. (К. Паустовский)

2) С опытным проводником нам не страшно ничего ни броды через бурные реки ни сплошная тайга ни перевалы.

3) На красноватой траве на былинках всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин. (И. Тургенев)

 

4. Работа с учебником

§ 45

• Знакомство с планом разбора, образцом разбора предложения.

• Упр. 276 (по заданию).

• Составление схемы к предложениям упр. 276, осложненным однородными членами.

 

5. Повторяем орфографию

Вставьте пропущенные согласные. (Запись с доски или запись под диктовку с объяснением орфограмм.)

Праздничная и..юминация                        новогодний ба(л,лл)

подземная га..ерея                                     получил высший ба(л,лл)

завышенная приви..егия                            заседание ко..егии

ко..ективный выход                                   а..юминевая фляжка

арти..ерийский снаряд                               написал э..егию

почтная гра..ота                                         выселяющийся э(м,мм)игрант

приобретенный и..унитет                          вселяющийся и(м,мм)игрант

известная дра..а                                         точный ко..ентарий

и..итация дерева                                        вынужденная и..играция

студенческая се..ия                                   пойти на компроми..

жестокий ра..ист                                       новый адре..

конгре.. учёных                                         своевременное э..е

историческая ка..ета                                 чудесная актри..а

 

(В сомнительных случаях обращаться к словарю)

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

§ 45 упр. 277, упр. 275 (подготовка к диктанту).

 

 

 

Урок 59

ТЕМА: «Пунктуационный разбор предложения с однородными членами»

ЦЕЛИ УРОКА:

• закрепить умения и навыки учащихся анализировать постановку пунктуационных знаков в предложениях с однородными членами.

• развивать связную речь учащихся при устном рассуждении во время пунктуационного разбора предложения.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Запись текста под диктовку

(Упр. 275 или текст)

Текст:

 

Как хорошо бывает летом в деревне! Непроглядные леса стоят зелёными, тенистыми и прохладными. В густой чаще их раздаются тысячи разнообразных голосов певчих пташек. Дети с утра убегают в лес собирать грибы и ягоды. То попадётся им красный подосиновик, то белый боровик, а то и простая сыроежка. Красная и сочная земляника, душистая малина, черника, чёрная смородина, кислая брусника - все эти румяные ягоды попеременно тянут детей то в лес, то в сад. А в садах отцвели деревья: яблони, груши и сливы, и показались маленькие плоды. Они поспеют только к осени. Луга покрылись высокою зеленою травой, запестрели тысячами цветов. Настаёт пора сенокоса.

...Летом всем веселье и раздолье: и человеку, и зверю, и птице, и насекомому. Городские жители бегут из пыльных душных городов, кто в деревню, кто на дачу подышать свежим воздухом и запастись здоровьем.

(Из сборника диктантов В. Покровского)

 

(Проверка с объяснением пунктуационных знаков.)

 

3. Работа с учебником

§ 46

• Чтение параграфа.

• Выполнение упр. 278 (комментированное письмо).

• Упр. 279.

 

4. Повторение по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения».

• Вопросы:

1) Какие члены предложения являются обобщающими словами?

2) Какие знаки препинания разделяют обобщающие слова и однородные члены предложения?

3) Какими частями речи могут быть выражены обобщающие слова?

4) Приведите примеры предложений, соответствующие схемам:


(Проверка)

• Составьте схему предложения:

Ни близких берегов, ни далеких гор, ни даже воды - ничего не было видно.

 

5. Повторяем орфографию

Работа по карточкам.


К а р т о ч к а   1

пол..скать белье

уд..вительное событие

раст..нуться вдоль дороги

испытать потр..сение

вы..снить обстоятельства

ор..сительная система

придумать опр..вдание

неожиданное объ..вление

посп..веть за вожаком

препод..вать в школе

оч..рование ю(н,нн)ости

К а р т о ч к а   2

разв..ваться на ветру

прим..риться с неприятелем

насл..ждаться музыкой

присоед..ниться к договору

увл..кательное приключение

по..снение к задаче

внезапно зам..лчать

пл..дородная д..лина

перес..дить кустарник

м..р..любивая политика

засасывающая тр..сина


 

6. Закрепление материала урока

Произведите пунктуационный разбор предложений.

устно (у доски один ученик - письменно):

1) Волы, мешки, сено, цыгане, горшки, бабы, пряники, шапки - всё ярко, пестро, нестройно мечется кучами и снуется перед глазами. (Н. Гоголь)

письменно:

1) Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. (А. Пушкин)

2) Музыка может быть разной: тихой и громкой, медленной и быстрой, грустной и весёлой, спокойной и тревожной.

 

7. Подведение итогов урока

 

8. Сообщение домашнего задания

Упр. 280, контрольные вопросы на стр. 132 (устно), упр. 282 (1, 2, 3)

 

 

 

Урок 60

ТЕМА: «Обобщающий урок по теме: «Однородные члены предложения»

ТИП УРОКА: комбинированный.

ЦЕЛИ УРОКА:

• закрепить знания по изучаемой теме.

• убедиться в прочности усвоения материала, в грамотном использовании знаков препинания и союзов при однородных членах предложения.

• повторить правописание н-нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Фронтальный опрос

Контрольные вопросы и задания на стр. 132.

 

4. Работа с учебником

• Упр. 282 (4, 5, 6, 7 предложения).

 

5. Самостоятельная работа

(Два ученика у доски)

I вариант                                                         II вариант

1) Составьте предложения с однородными членами, соединенными составными союзами

не только, но и                                             как, так и

хотя и, но                                                      не столько, сколько

если не, то                                                    если, то

2) Составьте предложения с повторяющимися союзами

то - то                                                         не то - не то

и - и - и                                                    ни - ни

3) Составьте предложения с устойчивыми сочетаниями

и день и ночь                                                ни да ни нет

ни два ни полтора                                        и смех и грех

свет ни заря                                                  ни рыба ни мясо

4) Придумайте и запишите предложение

с обобщающим словом,                              с обобщающим словом,

стоящим перед                                             стоящим после

однородными членами                                однородных членов

5) Перепишите, расставьте знаки препинания, сделайте схемы предложений.

В человеке должно быть всё                      Живя умей всё пережить

прекрасно и лицо и одежда и                     Печаль и радость и тревогу

душа и мысли. (А. Чехов)                           (Ф. Тютчев)

 

Будущее принадлежит двум                       Ничто ни слова ни мысли

типам людей человеку мысли                    ни даже поступки наши

и человеку труда. (В. Гюго)                        не выражает так ясно и

                                                                       верно нас самих и наше

                                                                       отношение к миру как наши

                                                                       чувствования... (К. Ушинский)

6) Расставьте знаки препинания. Укажите разряды прилагательных.

Это был человек одетый в                          Рукоятка у ножа была

черное бархатное платье                            обтянута зелёной змеиной

какое носят испанцы,                                  кожей.

 

В узких улицах весёлые                              Мой смешной маленький

бумажные фонарики колышутся               Карлик капризничает и не

как большие бабочки.                                  хочет вставать. (О. Уайльд)

7) Дополните словосочетания однородными и неоднородными определениями, следите за знаками препинания.

Синее небо ........                                         Зимний вечер ...........

Яркое солнце ...........                                 Тёплое море .........

Одинокий путник ..........                           Последнее рукопожатие ............

(Взаимопроверка. Трудные случаи - сверка с ответами учащихся на доске.)

 

5. Повторяем орфографию

 

Объяснительный диктант

Песчаный, серебряный, торжественный, организационный, стеклянный, ветреный, безветренный, юный, деревянный, старинный, единый, негаданный, построенный, кованый, длинная, девочка воспитана мамой; девочка воспитанна, вязаный свитер, вязанный вручную свитер, связанный свитер, торжественно, объяснял путано.

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

Подготовиться к контрольному диктанту.

Комментариев нет:

Отправить комментарий