Дистанционное обучение

пятница, 4 апреля 2014 г.

Конспекты уроков по русскому языку 8 класс (31-44 урок)

Урок 31
ТЕМА: «Обстоятельство».
ЦЕЛИ УРОКА:
• проверить и систематизировать сведения об обстоятельствах за 5-7 кл.
• научить различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения.
• закрепить навыки написания приложений в тексте.
ТИП УРОКА: комбинированный.
НА ДОСКЕ:
Гаснет вечер, даль синеет
Солнышко садится,
Степь да степь кругом - и всюду
Нива колосится!
Пахнет мёдом, зацветает
Белая гречиха...
Звон к вечерне из деревни
Долетает тихо.
А в дали кукушка в роще
Медленно кукует...
Счастлив тот, кто на работе
В поле заночует!
                                       (И. Бунин)
 
ХОД УРОКА
1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания
 
3. Мини-диктант
Иван Сергеевич Тургенев - один из талантливейших писателей-романистов, классиков русской литературы. Родился он в городе Орле, славящемся своими живописными окрестностями. Отец Тургенева до женитьбы был подполковником-кирасиром. Женился он на немолодой, некрасивой, но очень богатой помещице Варваре Петровне Лутовиновой по расчёту. Когда Тургеневы поселились в имении, то помещик-самодур дал волю своему крутому необузданному нраву. Много горя и тяжких переживаний доставил он всем окружающим.
...Домашнее воспитание детей шло исключительно под руководством гувернеров-иностранцев: французов, немцев, швейцарцев. Всё русское, по помещичьему обычаю, с презрением изгоняли, считая такое воспитание никак для барских детей не подходящим. К счастью, один крепостной сумел вовремя привить мальчику любовь к русским писателям. Сам книгочей, он говорил юному Тургеневу: «Разве можно, милый Ваня, на каком-нибудь языке писать так сильно, как пишут на русском Державин и Херасков?»
 
4. Работа с учебником
• Чтение § 27.
• упр. 143 (по заданию).
• упр. 144 (выборочно по заданию)
 
5. Закрепление и обобщение знаний учащихся по теме
• Записать под диктовку предложения, объяснить орфограммы; подчеркнуть члены предложения, определить, какими частями речи выражены обстоятельства.
1) Неисчислима армия врагов человека в лесу, в поле, в садах и огородах.
2) Отправиться в дальнюю дорогу - значит подвергнуть испытанию свои силы.
3) Из дупла выглянула белка и юркнула обратно. (устное объяснение выполненного задания)
 
6. Работа с записями на доске
• Спишите стихотворение, подчеркните грамматические основы, выделите обстоятельства, надпишите сверху, чем они выражены.
Упр. 145(устно), 146 (устно).
Упр. 148 (по заданию). Обстоятельства времени.
 
7. Подведение итогов
 
8. Сообщение домашнего задания
§ 27 упр. 149, 150, 151 (устно).
 
 
 
Урок 32
ТЕМА: «Обстоятельство» (продолжение темы).
ЦЕЛИ УРОКА:
• научить различать виды обстоятельств.
• повторить правописание не с различными частями речи.
ТИП УРОКА: повторение и закрепление ЗУН по теме «Обстоятельство».
НА ДОСКЕ:
(Не)опытность ведёт к беде.
(Не)смерть страшна, а страшна твоя (не)милость.
(Не)скромность звучала в словах Степана, а гордость.
(Не)знание не порок, (не)желание узнать - большой порок.
Это (не)досада, (не)злость, (не)страх, а просто (не)доумение.
Одиноко на осенней (не)весёлой дороге.
Эта ошибка у тебя вовсе (не)случайная.
Этот мальчик был (не)вежливый, а грубый.
Найти грибы - дело (не)лёгкое.
 
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
 
2. Проверка домашнего задания
 
3. Повторение орфографии
- Ребята, что вы знаете о правописании отрицательной частицы не с именами существительными и прилагательными? Другими частями речи?
Учитель совместно с детьми вспоминает правило:
Частица не пишется слитно, если
1) без не - слово не употребляется: ненависть, нелепый, нечаянно, невзвидеть...
2) если в сочетании с приставкой не - существительные, прилагательные, наречия на приобретают противоположное значение: неприятель, неспециалист, неуверенно...
3) В неопределенных и отрицательных местоимениях, употребленных без предлога: некто, нечто;
4) в наречиях: невдалеке, неспроста...
5) в предложных сочетаниях: несмотря на, невзирая на...
5) С прилагательными, причастиями и наречиями на при пояснительных словах весьма, крайне, очень, совершенно, почти и т. п. (весьма неудачный день, крайне необдуманный ответ...)
• Запишите предложения с доски, раскрыв скобки. Выделите приставки. Произведите взаимопроверку.
 
4. Работа по теме урока
• Запишите под диктовку предложения, подчеркните обстоятельства, сверху надпишите их вид.
 
Из темноты сверкнуло созвездие огней и вода под этими огнями заметалась острыми быстрыми вспышками.
Долго бродила Олёнка по лесу, болоту в березняках.
В ольховых зарослях ручьёв и в низинах появились первые стайки зарянок и запели свои несложные песенки.
Под пеньком в хвое и листьях шныряют муравьи, букашки, личинки.
 
5. Работа по учебнику
• Упр. 152 (по заданию.)
• Упр. 155 (выборочно), 156 (выборочно), 158 (выборочно).
 
6. Мини-диктант
Задание: подчеркнуть обстоятельства, сверху надписать, какими частями речи они выражены.
 
1) Он встряхнул кудрями и самоуверенно глянул вверх.
2) Мы пошли на вал - возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом.
3) Вдруг на повороте реки, впереди, под тёмными горами, мелькнул огонёк.
4) За фабрикой тянулось обширное болото, поросшее ельником и берёзой.
5) В 1812 г. в России бушевала народная война.
6) Чук и Гек говорили долго, размахивая руками.
7) Мятежники скрылись и через час показались из-за горы.
 
(взаимопроверка)
 
7. Подведение итогов урока
 
8. Сообщение домашнего задания
 
§ 27 упр. 158 (доделать), 159.
 
 
 
Урок 33
ТЕМА: «Контрольный диктант».
ТИП УРОКА: урок проверки, коррекции знаний.
ЦЕЛЬ УРОКА:
• проверить уровень усвоения изученного.
 
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
 
2. Написание диктанта
Истории известно, что в путешествии русские люди поистине неутомимы и неустрашимы. Испытанные путешественники считают, что земной шар вовсе не просторен и совсем не велик.
Наши современники объезжают земной шар не более чем в несколько суток и, рассчитывая проникнуть в совершенно неисследованные места, без устали бороздят никому не знакомые моря и изучают никем не виданные острова, бесстрашно проносятся над некогда неприступной ледяной шапкой Арктики.
Некоторым людям начинает казаться, что ни у полюсов, ни в недрах обожженной неумолимым солнцем Африки, ни в девственных лесах Бразилии, ни в каком-нибудь горном ущелье Тибета, еще недавно неведомом, - нигде науке не удастся найти никаких особенных тайн. Разумеется, такие взгляды ни в какой мере не убедительны, так как совершенно необоснованны.
Сколько ни узнали уже люди о внешнем мире, а всё ещё неисследованное и недоступное окружает их со всех сторон. Как высоко ни поднимался человек ввысь, как низко ни опускался он вглубь земли, а находятся пространства, где человек ещё не бывал. Они расстилаются как над нами, так и под нами.
 
Грамматическое задание
1. Разберите по членам выделенное предложение. Укажите, чем выражены члены предложения.
2. Выполните фонетический разбор выделенных слов (по вариантам).
 
 
 
Урок 34
ТЕМА: «Синтаксический разбор двусоставного предложения».
ЦЕЛИ УРОКА:
• закрепить порядок и структуру разбора двусоставного предложения.
• повторить функцию главных и второстепенных членов предложения.
• повторить орфограмму «Ы, И после приставок».
ТИП УРОКА: повторение и закрепление ранее изученного материала.
НА ДОСКЕ:
Подытожить                                                              итог
раз..грать по нотам                                 
до..сторическое событие 
пред..дущий отчёт
меж..здательское объединение
сверх..зысканные манеры
небез..нтересный случай
поступить в пед..нститут
приобрести спорт..нвентарь
вз..мать налоги
без..мянный палей
дез..нформировать противника
 
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
 
2. Проверка домашнего задания
 
3. Повторяем орфографию
• Запишите под диктовку слова и вспомните, на какое они правило, где у них ошибкоопасное место?
Безымянный, контригра, мединститут, сверхинтересный, изысканный.
• Спишите с доски слова, вставляя гласные -ы- или -и- (проверка с объяснением по цепочке всем классом).
П р и м е ч а н и е
                          и...                                                                            ы...
1. После русских инояз. приставок                           1. После русских приставок на со-
на гласную (поистине)                                               гласную, кроме меж-, сверх- (сыг-
                                                                                   рать, межиздательский)
2. После инояз. приставок на со-                               2. В приставке из, если она идет
гласную (дез-, контр-, пан-, пост-,                             после другой приставки, оканчи-
суб-, супер-, транс-) (дезинформа-                             вающейся на согласную (небезыз-
ция)                                                                             вестный)
3. В сложных словах (санинспектор)
4. После числительных двух-, трех-,
четырех- (трехимпульсный)
 
4. Работа по теме урока
• Работа с учебником § 28 (изучение плана разбора).
• Разбор предложений из упр. 160 (2 устно, 2 письменно).
• Составить и записать предложения:
двусоставное нераспространённое.
двусоставное распространённое.
двусоставное, осложнённое однородными членами (главными; второстепенными).
• Разобрать эти предложения по образцу (письменно).
• Упр. 161 (устно).
 
5. Закрепление темы
Вопросы:
Что такое двусоставное предложение?
Какие вы знаете предложения по цели высказывания?
Какие бывают предложения по эмоциональной окраске?
Чем отличается односоставное предложение от двусоставного?
Чем может быть выражено подлежащее?
Какими второстепенными членами распространяется грамматическая основа?
 
6. Подведение итогов урока
 
7. Сообщение домашнего задания
 
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
• Определить типы сказуемого и способы их выражения.
 
При светлых волосах и бороде совершенно неожиданными казались его большие чёрные глаза.
Тропа - единственный путь через тайгу.
В холодных мокрых сумерках слонялись по набережной люди.
Окна дворца были распахнуты настежь.
Путь в лесах - это километры тишины, безветрия.
Погода будет славная.
Птицы перестали щебетать.
 
 
 
Урок 35
ТЕМА: «Контрольный диктант».
ТИП УРОКА: урок проверки, оценки, коррекции знаний учащихся.
ЦЕЛЬ УРОКА:
• проверить уровень усвоения изученного.
 
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
 
2. Написание диктанта
Диктант
 
I
 
Людская природа, к сожалению, не часто являет высокие образцы творения. Этот же, в красном, был само совершенство. При светлых волосах и бороде совершенно неожиданными казались его большие чёрные глаза, поражавшие разумом, насмешливостью, отвагой и искренностью.
Он шёл навстречу долгорукому. Быстро, красиво, легко, безупречно, с каким-то неповторимым достоинством нёс своё тело. Полуулыбка слегка раздвигала золотистые усы, смягчая суровые кольца ассирийской бороды. Была в ней радость встречи с такими вельможными гостями и одновременно лёгкое стеснение.
Всё молчало. В наступившей тишине малейший звук способен был испортить торжественность этой неожиданной встречи. Первой нарушала молчание княжна Ольга. Вытянувшись из седла навстречу, бросив поводья, забыв про всё на свете, она захлопала своими белыми рукавчиками, закричала с нескрываемой радостью: «Князь Иван! Князь Иван!»
(116 слов)
(П. Загребельский)
 
II
 
Создатели авторучки - древние египтяне. Среди сокровищ знаменитой гробницы Тутанхамона учёными обнаружена медная ручка со вставленной в неё свинцовой заострённой трубочкой, а внутри трубочки - тростинка. Её заполняли тёмной жидкостью, которая, просачиваясь по волокнам стебля, накапливалась на заострённом конце. При письме оставался чёткий след на папирусе.
Затем наступило время гусиного пера, которое веками скрипело по пергаменту манускриптов, брызгало кляксами на рецептах алхимиков, подписывало указы королей.
Но перо нужно было часто макать в чернила, что отнимало много времени. Тогда стали вставлять в металлическую трубку с одной стороны заглушку, а с другой - гусиное перо. Трубку заполняли чернилами.
В наше время соперник «перьев-самописок» - шариковая ручка. И кто знает, какая ручка ждёт нас завтра.
(110 слов)
(По С. Попову)
 
 
 
Урок 36
ТЕМА: Изложение «Характеристика человека».
ЦЕЛИ УРОКА:
• развивать связную речь учащихся.
• отработать умения создавать текст-описание, грамотно при менять описательные обороты речи, определения, обстоятельства.
• обогащать словарь учащихся, развивать умение находить опорные слова в тексте.
ТИП УРОКА: урок развития речи.
 
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
 
2. Беседа
- Какие виды текстов вы знаете?
- Что определяет тема текста?
- Что определяет основная мысль текста?
- При описании внешних и внутренних качеств человека какими частями речи вы будете активно пользоваться?
 
3. Работа с учебником
• Упр. 164 (устно).
• Упр. 162
1) чтение текста,
2) подготовка к изложению текста
Предварительные вопросы:
- Что такое синтаксис?
- Как вы понимаете значение слова «биография»? (Описание жизни человека, важных этапов его жизненного пути.)
- Кто такой М. В. Ломоносов? (Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения.)
- Что такое синтаксис?
- Что изучает языковедение? (Изучает особенности, структуру языка, новообразования и изменения в языке.)
• Во время повторного чтения текста выпишите опорные слова, ключевые слова (в помощь ученикам на столе учителя лежит «Толковый словарь» С. Ожегова, «Орфографический словарь».)
• Чтение текста.
(На доске записываются слова: традиция, языковед, синтаксис, грамматика, эксперимент, А. Х. Востоков, Ф. И. Буслаев, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, Александр Матвеевич Пешковский, «Русский синтаксис в научном освещении».)
 
3. Подведение итогов урока
 
4. Сообщение домашнего задания
 
 
 
Урок 37
ТЕМА: «Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения».
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ЦЕЛИ УРОКА:
• проверить прочность знаний учащихся по определению односоставного и двусоставного предложений.
• уметь определять типы выражения главных членов в односоставном предложении.
НА ДОСКЕ:
     Захолодало. По селу потянулись с капустой обозы. Хорошо молиться в осень темной ночи за чью-нибудь непутёвую душу... Вечер. Голоса по дороге про тёмную ноченьку поют. Прощай, ты, пора нудная, томящая. Вылила ты из пота нашего колосья зернистые, кровью нашей напоила ягоды свои... Стихало...
(С. Есенин)
 
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
 
2. Проверка домашнего задания
 
3. Работа с записями на доске
• Прочитайте предложения. Определите грамматическую основу каждого предложения.
• Сколько главных членов в грамматической основе первого предложения? Чем выражено сказуемое?
• Сколько главных членов во втором предложении?
• В третьем (и т. д.)?
• Как называются предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена?
• Запишите односоставные предложения в тетрадь.
 
4. Работа с учебником
§ 30
• Ответы на вопросы, помеченные звездочкой.
• Чтение правила
• Упр. 171 (по заданию). Коллективная проверка.
• Анализ распространенных и нераспространенных односоставных предложений.
• Чтение теоретического материала.
 
5. Закрепление материала
Запись под диктовку. (Задание: подчеркнуть грамматическую основу, надписать, чем выражена грамматическая основа.)
Так неспешно идёт жизнь, дни, вечера, ночи, праздники, будни.
Ярмарка. Крещенский мороз. И зима, зима. От снега все мягкое.
 
6. Подведение итогов урока
 
7. Сообщение домашнего задания
§ 30 упр. 172, 173.
 
 
 
Урок 38
ТЕМА: «Назывные предложения».
ЦЕЛИ УРОКА:
• дать понятие назывного предложения.
• научить детей определять назывные предложения, создавать самим назывные предложения.
• повторить написание словарных слов.
НА ДОСКЕ:
     Пост. Жёлтым маслом политые колеи. Старинные дедовские кушанья. И пасха. Солнце, звон.
     Одна какая-то ночь - и из скорлупы вышел апрель. Первая пыль. Тепло.
(Е. Замятин)
 
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
 
2. Проверка домашнего задания
 
3. Словарный диктант
Массив, классика, русский, металл, классический, Россия, микроэлемент, колоссальный, рессора, идеал, компаньон, суббота, идеальный, зодчий, терраса, искусный, корректор, трасса, искусство, перрон, фейерверк.
 
4. Работа с учебником
§ 31
• Ответы на вопросы, помеченные звездочкой.
• Чтение теоретического материала.
• Упр. 174.
 
5. Работа с записями на доске
Прочитайте предложения. Определите, двусоставные или односоставные эти предложения. Спишите назывные предложения. Подчеркните главный член предложения; укажите, какой частью речи он выражен.
 
6. Работа по карточкам
- Найдите назывные предложения. Подчеркните грамматические основы, укажите, чем выражен главный член предложения.
 
1) Всё мысль, да мысль! Художник бедный слова!
О жрец её! Тебе забвенья нет;
Все тут, да тут и человек и свет,
И смерть, и жизнь, и правда без покрова.
Резец, орган, кисть! Счастлив, кто влеком
К ним чувственным, за грань их не ступая!
Есть хмель ему на празднике мирском!
                                               (Е. Баратынский)
 
2) Радость и горе в живом упоенье,
Думы и сердце в вечном волненье,
В небе ликуя, томясь на земли,
Страстно ликующей,
Страстно тоскующей,
Жизни блаженство в одной лишь любви...
                                                           (Из Гёте)
 
3) Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И берёзы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
                                                     (С. Есенин)
 
4) Впереди неизвестность пути...
Благословенно, неизгладимо,
Невозвратимо... прости!
                                                        (А. Блок)
 
5) Восемь часов утра, но здесь все на местах.
                                                    (Серебровская)
 
6) Вот оно, моё стадо рыжее.
                                      (С. Есенин)
 
7. Подведение итогов урока
Назывные предложения - это односоставные предложения, у которых главный член выражен существительным в им. пад. или словосочетанием сущ. + числит.
Эти предложения часто используются в художественной литературе и публицистике. Они обычно кратки, но семантически ёмки и выразительны. Называя предметы и явления, констатируя их наличие, указывая место, время и т. д., назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия, способствуют стремительному развитию сюжета.
Структурную схему назывных предложений образует имя существительное в им. п. (иногда местоимение) или количественно-именное словосочетание. Действие (движение) в назывных предложениях может быть выражено отглагольным существительным: Толчок. Приземление. (Наровчатов)
Основным значением назывных предложений является утверждение бытия (наличия, существования) предметов или явлений.
 
8. Сообщение домашнего задания
§ 31 упр. 275, 180.
 
Урок 39
ТЕМА: «Определенно-личные предложения».
ЦЕЛИ УРОКА:
• повторить тему «Назывные предложения».
• дать понятие определенно-личных предложений.
• научить находить определенно-личные предложения в тексте и уметь создавать собственные определенно-личные предложения.
ТИП УРОКА: комбинированный.
НА ДОСКЕ:
милиц..я                                   пр..вилегия
демонстрац..я                         пр..зидент
ц..вилизац..я                            пр..мьера
организац..я                             пр..зидиум
декларац..я                               п..йзаж
декорац..я                                тра..вай
репетиц..я                              трол..ейбус
реставрац..я                           тер..итория
иллюминац..я                         а..самбль
информац..я                           спец..альность
конференц..я                          эксп..римент
 
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
 
2. Проверка домашнего задания
 
3. Повторим орфографию
- Спишите с доски слова, вставляя пропущенные буквы (проверка всем классом с объяснением орфограмм).
 
4. Работа с учебником
§ 32
Чтение материала параграфа, помеченного звездочкой, выполнение задания по тексту «В феврале».
• Анализ текста: определение действующего лица по форме глагола и по значению окончания.
Вывод: в односоставных предложениях с главным членом, выраженным глаголом, можно определить, каким лицом совершено действие по форме лица глагола (выраженного в окончании), и наклонение глагола.
• Чтение теоретического материала на стр. 90.
• Выполнение упр. 184 (комментированное письмо).
 
5. Слово учителя
Главный член определенно-личного односоставного предложения выражен глаголом, указывающим личным окончанием на определенное, конкретное, лицо, которым может быть говорящий или его собеседник: я, ты, мы, вы, т. е. глагол в форме 1-го или 2-го лица ед. и мн. числа. Такие предложения обычны в диалогической или монологической речи, в живом общении. Деятель мыслится в них определенно.
Определенно-личные и двусоставные предложения близки по смыслу, поэтому эти предложения взаимозаменяемы, что дает возможность использовать их во избежание повторения одного и того же слова.
Главным членом определенно-личных предложений не может быть глагол в форме 3-го лица ед.ч. и в форме прошедшего времени, т.к. он не указывает на конкретное действующее лицо.
При таких формах, как пишет, писал и т. п., подлежащее может быть не только местоимением он, но и другим местоимением (кто-то, кто-нибудь и др.) и существительным (ученик, Иванов и др.)
(частично учащиеся делают запись в грамматическую тетрадь для правил).
• Упр. 185 (проверка по цепочке, запись на доске).
 
6. Словарная работа
Спишите слова с доски, вставьте буквы, на какие орфограммы эти пропуски? (Взаимопроверка. Один ученик работает у доски).
• Упр. 188 (чтение вслух 3-4 вариантов).
 
7. Закрепление и обобщение материала
Разобрать предложения по членам, указать вид односоставных предложений:
1) Знаю, что шутишь - а всё-таки верю.
2) Зачем же мучаешь? (А. Толстой)
3) И вот наконец едем.
4) Сидим в столовой на станции Шилово. (В. Песков)
 
8. Подведение итогов урока
 
9. Сообщение домашнего задания
§ 32 упр. 187
 
 
 
Урок 40
ТЕМА: «Неопределённо-личные предложения».
ЦЕЛИ УРОКА:
• дать понятие неопределённо-личных предложений.
• отработать на практике «узнавание» и применение предложений такого типа.
• показать на примере различных типов речи использование неопределенно-личных предложений.
ТИП УРОКА: комбинированный.
НА ДОСКЕ:
     Образуйте форму 3 лица мн.ч. Поставьте ударение. (Образуйте с 2-3 глаголами форму условного наклонения множ. числа.)
усугуби́ть - ...                                  закружить - ...
облегчи́ть - ...                                 заслони́ть - ...
пригу́бить - ...                                 закли́нить - ...
уве́домить - ...                                букси́ровать - ...
дози́ровать - ...                               звони́ть - ...
 
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
 
2. Проверка домашнего задания
- Запишите под диктовку русские народные пословицы. Определите грамматическую основу, чем выражен главный член предложения, подчеркните его.
Иглой дороги не мерят.
В квартире пожар не разводят.
Орлам комара не травят.
Другим дивились, а сами на льду обломились.
В чужой огород не пустят козла полоть.
 
Вывод: (делается после определения всех грамматических основ) Это односоставные предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена, выраженного глаголом в форме 3-го лица множественного числа.
Учитель сообщает, что такие предложения называются неопределённо-личными, потому что действие в них совершается неопределённым лицом.
 
3. Работа с учебником
§ 33
• Выполнение задания, помеченного звездочкой.
• Чтение правила.
• Выполнение упр. 190 (по заданию).
 
4. Закрепление материала
• Упр. 192 (№ 1, 2, 3)
(В помощь ученикам: Сборник пословиц В. Даля в 3 томах)
• Запись предложений под диктовку, их анализ и составление новых предложений по аналогии. (Задание: подчеркнуть грамматическую основу, надписать, чем выражен главный член предложения.)
 
Виноград собирают осенью.
Из березовой коры плетут корзины.
Об отсутствующих плохо не говорят.
Здесь не курят.
Цыплят по осени считают.
По одёжке встречают, по уму провожают.
Соловья баснями не кормят.
Клин клином вышибают.
Не пером пишут, а умом.
 
5. Фронтальный опрос
• Что такое простое предложение?
• Что такое неопределенно-личные предложения?
• Какими частями речи может быть выражен главный член неопределенно-личного предложения?
• Приведите свои примеры неопределенно-личных предложений.
 
6. Подведение итогов урока
 
7. Сообщение домашнего задания
• Упр. 191, упр. 192 (4, 5, 6, 7)
Принести инструкцию по пользованию бытовыми приборами, как ухаживать за животными, цветами.
 
 
 
Урок 41
ТЕМА: «Инструкция».
ЦЕЛИ УРОКА:
• научить правильно применять глаголы повелительного наклонения при составлении текста.
• развивать связную речь учащихся при самостоятельном составлении памяток, инструкций, правил.
• развивать орфографическую грамотность.
ТИП УРОКА: урок развития речи.
НА ДОСКЕ:
     Б..льш..й к..стёр разв..ли на б..регу, против п..сёлка. Туши тура и к..бана целиком жарили на огромных в..рт..лах, пов..рач..вая то одним, то другим боком. Внутрь клали раск..лен..ые камни. Едва бог неба отправился на п..кой в свою хиж..ну за п..лосой леса, п..ляну по обе стор..ны костра заст..лили шкурами. .. предстоял пир, (не)слыха..о богатый даже для южного племени.
(В. Головин)
 
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
 
2. Проверка домашнего задания
• Чтение § 34.
• Упр. 193 (Вопросы: почему при описании пользования электрическими бытовыми приборами применяются глаголы повелительного наклонения? (Они выражают приказ или просьбу, убедительный совет, в данном случае инструктируют читателя о правилах пользования телевизором.)
• Назовите типы односоставных предложений.
• Упр. 194 (по заданию).
• Прочитайте инструкции, которые вы принесли. Проанализируйте, какого вида односоставные предложения использованы в тексте.
• Составьте рекомендацию по пользованию, эксплуатации бытового прибора с применением глаголов повелительного наклонения мн.ч. устно.
(Заслушиваются 2-3 варианта ответов.)
• Прочитайте письменные инструкции.
• Упр. 196 (по заданию). Проверка.
 
3. Работа с записями на доске
(Повторение темы «Неопределенно-личные предложения»)
• Спишите текст с доски, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите вид односоставных предложений в конце предложения. Подчеркните грамматическую основу.
(Проверка: у доски работает один ученик)
• Закрепление материала.
1) Устно расскажите о правилах пользования рабочим местом.
а) токаря,                 б) пекаря,                          в) стоматолога.
2) Порекомендуйте, как использовать корректор для исправления ошибок в тетради.
Проинструктируйте астронавтов, как себя вести при высадке на планету Марс, Сатурн и т.п.
 
4. Подведение итогов урока
 
5. Сообщение домашнего задания
§ 34 упр. 195, 198.
 
 
 
Урок 42
ТЕМА: «Безличные предложения».
ЦЕЛИ УРОКА:
• дать понятие о безличном предложении.
• отработать умения и навыки учащихся узнавать безличные предложения, составлять собственные.
• обогащать словарный запас учащихся, закреплять изученные орфограммы.
ТИП УРОКА: объяснение нового материала.
НА ДОСКЕ:
     Уж тает снег. Бегут ручьи. В окно повеяло весною. (А. Фет)
     Вдруг мне почудилось, как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна. (И. Тургенев)
     Прозвучало над ясной рекою, прозвенело в померкшем лугу, прокатилось над рощей немою, засветилось на том берегу. (А. Фет)
 
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
 
2. Проверка домашнего задания
 
3. Орфографическая «пятиминутка»
Запишите под диктовку слова:
лаборатория                         диалог                                      патриот
аттестат                               дискуссия                                 патриотизм
аудитория                            достопримечательность           сверстник
декларация                           доблестный                              эскадрилья
делегат                                 конгресс                                   режиссер
 
• Проверьте самостоятельно свою запись по орфографическому словарю (по одному словарю лежит на парте). Запишите ещё раз слова, в которых вы сделали ошибку.
• Прочитайте предложения, записанные на доске. Спишите их. Определите, чем выражен главный член каждого предложения. Сравниваются грамматические основы всех предложений, делается вывод по поводу односоставных предложений, в которых грамматическая основа выражена глаголом в форме среднего рода, прошедшего времени, при котором нет лица, производящего действие. Учитель сообщает: такие глаголы называются безличными.
 
4. Работа с учебником
• Чтение материала параграфа, помеченного звездочкой
§ 35.
• Упр. 199 (по заданию)
(проверка по цепочке всем классом).
• Упр. 200 (сначала устное проговаривание, затем письменная запись вариантов предложений).
Н а п р и м е р: Моросило весь день. Похолодало. Закачало деревья, зашумело во дворе. Не спится под завывание ветра в трубах.
 
• Запишите под диктовку только безличные предложении (другие типы односоставных предложений не записывайте).
 
Не расти траве после осени.
С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться.
Я даже выразить не пробую, как на душе светло и тихо.
Соловья баснями не кормят.
Ложкой моря не вычерпаешь.
Души от ветра времени не прячь.
Мне в душу повеяло ветром и волей.
Пахло сеном, созревающим хлебом, мёдом, полынью.
Когда цветут сады, мне по ночам не спится.
 
(Проверка с объяснением, какой частью речи выражен главный член предложения.)
• Выполнение упражнения 201 (по заданию).
 
5. Подведение итогов урока
 
6. Сообщение домашнего задания
§ 35 упр. 202, 203, 205.
 
 
 
Урок 43
ТЕМА: «Составление текста-рассуждения».
ЦЕЛИ УРОКА:
• повторить признаки текста-описания, текста-повествования, текста-рассуждения.
• развить у детей авторские умения и навыки при составлении текста-рассуждения (чувство стиля, композиционной целостности и т.п.).
• воспитывать активную жизненную позицию учащихся, любознательность, эрудицию.
ТИП УРОКА: урок развития речи.
 
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
 
2. Вступительное слово учителя
• Какие смысловые типы текстов вы знаете? (Повествование, описание, рассуждение.) Расскажите о них.
Объектами наших высказываний являются окружающие предметы, явления, животные, люди, понятия, жизненные ситуации.
Повествование - смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.
Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Описание - тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
Описательный текст может быть в форме любого стиля.
Рассуждение - тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. В тексте-рассуждении говорится о причинах явлений. Их нельзя увидеть, их можно только понять. К такому типу текста можно поставить вопрос: почему это так?
Рассуждение строится по плану: тезис; аргументы, доказывающие его; вывод.
Аргумент - довод, доказательство (веский аргумент). Вывод - умозаключение, то, что выведено, доказано.
Текст-рассуждение бывает в форме научного стиля и его разновидностей, художественно-публицистического стиля.
 
Вариант I
 
3. Работа с учебником
§ 36
• Упр. 206 (устно)
чтение текста (определить тип текста); анализ структуры текста (тезис, аргументы, вывод); обсуждение волевых качеств человека (целеустремлённость, доброта, сила воли, усидчивость, сострадание, верность своему слову, самосовершенствование).
• Упр. 207
обсуждение темы сочинения, плана работы;
проговаривание структуры текста, возможных вариантов тезисов.
(Варианты тезисов:
- В жизни всегда есть место подвигу
- Человек в основе своей всегда устремлён к хорошему
- Чем прекрасна жизнь? Полезными делами?
- Слово делом крепи
- Что такое дружба и т.п.)
написание сочинения.
 
Вариант II
 
• Упр. 212 (сочинение по картине К. Юона «Новая планета»)
• обсуждение картины;
беседа о возможных потрясениях на планете Земля (об экологии, о катаклизмах, о космических ураганах, о достижениях в области космических исследовании и т.п.).
Возможные вопросы учителя:
Какие тезисы вы придумали для сочинения-рассуждения?
(«Беречь свою планету - долг каждого землянина». «
Люди всех континентов должны объединяться для блага цивилизации»,
«Земля - наш общий дом» и т. п.)
Назовите возможные варианты названия текста («Кто предупреждён, тот вооружён».) «Глобальный катаклизм на планете Земля». «Сохраним нашу планету, планету людей». «Наука на страже цивилизации» и т. п.
Настрой на работу: пишите сочинение убедительно, эмоционально, выражайте свои мысли искренне; используйте слова: надо, можно, следует, требуется, желательно, нельзя, необходимо.
 
4. Подведение итогов урока
 
5. Сообщение домашнего задания
Повторить слова из рамочек в учебнике и разделе словаря учебника.
 
 
 
Урок 44
ТЕМА: «Неполные предложения».
ЦЕЛИ УРОКА:
• дать понятие «неполное предложение»,
• объяснить условия его применения в тексте; показать различие неполных и назывных предложений,
• развивать навыки устной речи: составление текстов из неполных предложений; анализ худ. произведений с использованием неполных предложений.
ТИП УРОКА: объяснение нового материала.
НА ДОСКЕ:
(Слова из словаря учебника и рамочек учебника.)
в..личина                                       микр..фон                         пр..дшестве(н/нн)ик
виде..камера                                 мног..образие                   пр..лес(?)ный
в..трина                                        м..н..лог                             пр..порц..я
вит..зь                                           мультимед..а                   пр..св..щение
вп..пыхах                                      ..фицер                              р..комендац..я
пе(р/рр)он                                     р..монт                             ед..номышле(н/нн)ик
за(ж/жж)ё(н/нн)ый                   р..ком..ндац..я                  изя(щ/щь)ный
заже(ч/чь)                                    ..ксплуатац..я                  мо(ч/чь)
иску(с/сс)ный                              эл..мент                             тра(с/сс)а
иску(с/сс)тво                              совер..менник                    те(р/рр)аса
совреме(н/нн)ики                       сожж..нный                      осл..пительный
ар..мат                                        соотеч..ственник             пр..порц..я
 
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
 
2. Объяснение темы «Неполные предложения»
Полные предложения - это предложения, в которых есть все члены предложения, необходимые для его понимания.
Неполные предложения - это предложения, в которых пропущен какой-либо член - главный или второстепенный, но он легко восстанавливается из контекста или по ситуации: Товарищ пошёл в библиотеку, а я - в бассейн.
Неполные предложения чаще всего используются в устной речи. Опущенными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные. Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения.
Чаще неполные предложения встречаются в диалогах, пословицах, поговорках, художественных описаниях.
Обычно контекст или конкретная ситуация подсказывают лексическую конкретность опущенных членов предложения, т. е. определяют лексическое значение опущенных слов.
Например: Мальчик опустил яхту на зелёную воду и отступил на шаг, давая простор ветерку. Но лоскутки парусов даже не шевельнулись. Кораблик не тронулся с места.
- Не плывёт, - вздохнула мать. - Пошли.
- Поплывёт, - сказал мальчик.
У неполных предложений есть свои стилистические преимущества: они придают речи живость, естественность, непринуждённость, а главное, позволяют выделить новое.
 
3. Работа с учебником
§ 37.
 
4. Закрепление материала
Задание: Спишите текст, определите, какой член предложения опущен в неполных предложениях. Дополните предложения опущенными членами предложений.
 
Данный текст с неполным предложениями
Мой вариант текста с полными предложениями
Доктор в этом месте почему-то улыбнулся.
- Вы говорили с ним?
- Говорил.
- О чём?
- По-моему, о каком-то южном городе.
- Иван Иваныч, эти дневники у
вас здесь? В этом доме?
- Здесь.
- Покажите. (В. Каверин)
Доктор в этом месте почему-то улыбнулся.
- Вы говорили с ним?
- Я говорил.
- О чём вы говорили?
- По-моему, мы говорили о каком-то южном городе.
- Иван Иваныч, эти дневники у
вас здесь? В этом доме?
- Дневники находятся здесь.
- Покажите их мне.
 
5. Словарная работа
• Спишите слова с доски, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.
• Составьте с некоторыми словами мини-текст, в который входило бы
1) простое полное предложение;
2) простое неполное предложение;
3) назывные предложения.
 
Например: Из поезда на перрон вышли офицеры.
Впопыхах кто-то забыл в вагоне фуражку.
- Догоню, идите.
Вокзал шумел. Толпа. Ослепительные огни. Аромат цветов встречающих всюду благоухал.
 
6. Мини-диктант
• Запишите под диктовку предложения. Подчеркните неполные предложения.
 
Странное то было лето. Всё в нём перепуталось. В исходе мая листва берёз оставалась по-весеннему слабой и нежной, изжёлта-зеленой, как цыплячий пух. Черемуха расцвела лишь в первых числах июня. Сирень ещё позже. Такое не помнили ивановские старожилы. Впрочем, и вообще толком ничего не помнили. Когда ландышам цвести, а когда - ночным фиалкам. Когда пушиться одуванчикам и когда проклюнется первый гриб...
(Ю. Нагибин)
 
• упражнение 213.
• Проверка. Обсуждение.
 
7. Подведение итогов урока
 
8. Сообщение домашнего задания
§ 37 упр. 214, 215.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий