Дистанционное обучение

воскресенье, 27 апреля 2014 г.

Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в таблицах

1. История создания
Роман был написан в течение 7 лет (1823-1830 гг.)
Главы появлялись в следующем порядке:
1 глава - отдельная книжка - 1825 г.
2 глава - 1826 г.
3 глава - 1827 г,
4 и 5 главы - в начале1828 г.
6 глава - в марте1828 г.
7 глава - в марте 1830 г.
8 глава - в1832 г.
         Но, по замыслу автора, в романе должно было быть 10 глав.
В 1833 г. в первое полное издание романа Пушкин включает кроме 8 глав «Отрывки из путешествия Онегина».
В 1830 г. в Болдине Пушкин пишет 10 главу (хронику преддекабристской эпохи). Но автор сжег рукопись этой главы, и до нашего времени дошли только отдельные отрывки из черновиков. Поэтому в современные издания романа 10 глава не включается.
 2. Главные герои
В романе «Евгений Онегин» рядом с главным героем автор изображает другие персонажи, которые помогают лучше понять характер Евгения Онегина. Среди таких героев прежде всего следует назвать Владимира Ленского.
По характеристике самого Пушкина, эти два человека абсолютно противоположны: «лед и пламень», - так пишет о них автор. И тем не менее они становятся неразлучными друзьями, хотя Пушкин отмечает, что таковыми они становятся от «делать нечего».
Попробуем сравнить Онегина и Ленского. Настолько ли они разнятся между собой?
Почему они «сошлись»? Сравнение героев лучше представить в виде таблицы:
Евгений Онегин
Владимир Ленский
Образование и воспитание
Традиционное дворянское воспитание и образование - в детстве за ним смотрит мамзель, затем мосье, затем он получает неплохое образование. Пушкин пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как- нибудь», а ведь поэт получил, как известно, прекрасное образование в элитном Царскосельском лицее.
Учился в Германии. О том, кто занимался его воспитанием в более раннем возрасте, автор ничего не говорит. Результатом такого образования становится романтическое мировосприятие, неслучайно Ленский - поэт.
Состояние души, отношение к человеческим ценностям
Онегин чувствует себя уставшим от жизни, разочаровавшимся в ней, для него нет никаких ценностей-он не ценит любовь, дружбу, вернее, не верит в искренность и силу этих чувств.
Нет: рано чувства в нем остыли
Ему наскучил света шум.
И далее автор «ставит "диагноз" состоянию своего героя - короче: русская хандра им овладели понемногу...»
Вернувшись на родину, Ленский ждет от жизни счастья и чуда - поэтому его душа и сердце открыты для любви, дружбы и творчества:
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой,
Над ней он голову ломал
И чудеса подозревал.

Евгений Онегин
Владимир Ленский
Жизнь в деревне, отношения с соседями
Приехав в деревню, Онегин ищет прило­жения своим силам, выхода из бесцельного существования - он пытается заменить барщину «оброком легким», стремится найти людей, близких ему по взгляду и духу. Но не найдя никого, Онегин сам отделил себя рез­кой чертой от окрестных помещиков.
А те, в свою очередь, сочли его «чудаком», «фармазоном» и «дружбу прекратили с ним». Скоро им вновь овладевает скука и разоча­рование.
Ленского отличает восторженно-мечтатель­ное отношение к жизни, душевная простота и наивность.
Он не успел еще увянуть «от хладного разврата света», он «сердцем милый был невежда».
Представление о цели и смысле жизни
Не верит ни в какую высокую цель.
Уверен, что есть какая-то высшая цель в жизни, он только пока не знает ее.
Поэтическое творчество и отношение к нему героев
Онегин «не мог... ямба от хорея... отличить», не имел ни способности сочинять, ни желания читать стихи; к сочинениям Ленского, как и А. С. Пушкин, относится с легкой иронией.
Ленский - поэт.
Он с лирой странствовал на свете Под небом Шиллера и Гете Их поэтическим огнем Душа воспламенялась в нем. Ленский вдохновляется творчеством немец­ких поэтов-романтиков и себя тоже относит к романтикам. В чем-то он похож на друга Пушкина Кюхельбекера. Стихи Ленского сентиментальны, а содержанием их являются любовь, «разлука и печаль, и нечто, и туман­на даль, и романтические розы...»
История любви
Онегин не верит в искренность женской любви. Татьяна Ларина при первом знакомстве не вызывает в душе Онегина никаких чувств, кроме разве жалости и сочувствия. Только по прошествии нескольких лет, изменившийся Онегин понимает, от какого счастья он отказался, отвергнув любовь Татьяны. Жизнь Онегина не имеет смысла, так как в ней не нашлось места для любви.
Ленский как поэт-романтик, влюбляется в Ольгу. Для него идеал женской красоты, верности - все в ней. Он не просто любит ее, он страстно ревнует Ольгу к Онегину. Он подозревает ее в измене, но как только Онегин уезжает с вечера, посвященного именинам Татьяны, Ольга вновь искренне проявляет свою привязанность и влюбленность в Ленского.
Дружба
При всем различии характеров, темпераментов и психологического типа между Онегиным и Ленским нельзя не заметить и целый ряд сходств:
• они противопоставлены дворянству, как в городе, так и в деревне;
• они стремятся найти смысл жизни, не ограничиваясь «радостями» круга светской молодежи;
• широкие умственные интересы - и история, и философия и моральные вопросы, и чтение литературных произведений.
Дуэль
Особой трагической страницей в отношениях между Онегиным и Ленским становится дуэль. Оба героя прекрасно понимают всю бессмысленность и бесполезность этого поединка, но ни один не смог переступить через условность - общественное мнение. Именно боязнь осуждения со стороны других заставила двух друзей встать у барьера и нацелить дуло пистолета в грудь своего недавнего приятеля. Онегин становится убийцей, хотя по правилам он не совершает убийства, а всего лишь защищает свою честь. А Ленский идет на дуэль для того, чтобы наказать всеобщее зло, которое в тот момент, по его мнению, сосредоточилось в Онегине.
После дуэли Онегин уезжает, он отправляется путешествовать по России. Он не в силах больше оставаться в том обществе, законы которого заставляют его совершать поступки, противоречащие его совести. Можно предположить, что именно эта дуэль стала той точкой отсчета, с которой начинаются серьезные изменения в характере Онегина.
Татьяна Ларина
Роман назван по имени Евгения Онегина, но в тексте романа присутствует еще одна героиня, которую в полной мере можно назвать главной - это Татьяна. Это любимая героиня Пушкина. Автор не скрывает своей симпатии: «простите мне... я так люблю Татьяну милую мою...», и, даже наоборот, при каждом удобном случае подчеркивает свое расположение к героине.
Вот так можно представить героиню:
Что отличает Татьяну от представительниц своего круга Татьяна в сравнении с Онегиным
• Она не такая, как все светские девушки. В ней нет кокетства, жеманства, неискренности, неестественности.
• Она шумным играм предпочитает уединение, не любит играть в куклы, ей больше нравится читать книги или слушать рассказы няни о старине. А ещё она удивительно чувствует и понимает природу, эта душевная чуткость делает Татьяну скорее ближе к простому народу, чем к светскому обществу.
• Основа мира Татьяны - народная культура.
• Пушкин подчеркивает духовную связь девушки, выросшей в «деревне», с поверьями, фольклорными традициями. Неслучайно включение в роман эпизода, в котором рассказывается о гадании и сне Татьяны.
• В Татьяне очень много интуитивного, инстинктивного.
• Это неброская и глубокая, печальная и чистая, верующая и верная натура. Пушкин наделили свою героиню богатым внутренним миром и душевной чистотой:
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным...
Верит в идеальное счастье, в любовь, создает в своем воображении под влиянием прочитанных французских романов идеальный образ возлюбленного.
Татьяна чем-то похожа на Онегина:
• Стремление к одиночеству, желание понять себя и разобраться в жизни.
• Интуиция, проницательность, природный ум.
• Доброе расположение автора к обоим героям.
3. Сюжет и композиция
Особого внимания заслуживает рассмотрение вопроса о композиции романа.
Судьба и Пушкин приготовили встречу двух героев. Причем для Татьяны сразу стало ясно, что Онегин - это именно тот желанный и единственный. Нельзя не заметить, что некоторые эпизоды в романе повторяются дважды, но словно в «зеркальном отражении». С одной стороны следует сюжетная линия, связанная с героем - Онегиным, а с другой стороны - с героиней - Татьяной.
Давайте понаблюдаем вместе:
«Первый виток» - Онегин
«Второй виток» - Татьяна
знакомство читателя с Онегиным: происхожде­ние и детство героя, воспитание, образование,об­раз жизни; отъезд Онегина из деревни;
описание кабинета Онегина в Петербурге;
описание кабинета Онегина в его дере­венском доме, который посещает Татьяна;
переезд в деревню, что связано с двумя при­чинами (болезнь и смерть дядюшки, хандра героя, его неудовлетворенность тем образом жизни, который он ведет в Петербурге);
болезнь Татьяны и отъезд семьи Лариных в Москву;
«реформаторская» деятельность в деревне;
замужество Татьяны;
знакомство и дружба с Ленским, встреча с Татьяной;
встреча Онегина и Татьяны в светском салоне;
письмо Татьяны к Онегину;
письмо Онегина к Татьяне;
объяснение в саду между Онегиным и Татьяной (отповедь, проповедь, исповедь?);
объяснение Онегина и Татьяны в ее доме (отповедь, проповедь, исповедь?).
сон Татьяны;
именины Татьяны;
дуэль между Онегиным и Ленским. Этим эпизодом заканчивается первый виток в раз­витии событий в романе. Далее события как бы по­вторяются, но на другом уровне (см. «Второй виток»).
Обратите внимание, что некоторые эпизо­ды полностью повторяются. Это неслу­чайно. Такой прием позволяет автору по­казать своих героев в той же ситуации, но только другими, изменившимися.
Два письма 
Обратим внимание, что:
• оба письма написаны под влиянием сильного чувства героев.
• каждый герой, открывая свои чувства, надеется на понимание со стороны своего возлюбленного, поэтому каждое слово в письме искренно.
Проведем сравнение текста писем:
Письмо Татьяны
Письмо Онегина
Теперь я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразил.
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день, и ночь до новой встречи.
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть ...вот блаженство!
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю...
Но так быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я вашей воле
И предаюсь моей судьбе.
• Сначала Татьяна пишет письмо-признание Онегину, затем следует сцена объяснения в саду, где герой читает отповедь девушке.
• Потом именины Татьяны, дуэль с Ленским и отъезд Онегина. Татьяна сильно переживает все случившееся, идет в имение к Онегину, хочет там, среди вещей и книг, найти ответ на вопрос, кто же он такой - герой ее романа. Состояние ее здоровья становится все хуже и хуже. Обеспокоенная мать везет Татьяну в Москву, где и выдает ее замуж.
• Вернувшийся из путешествия Онегин случайно на балу встречает Татьяну и, еще не зная, что это она, оказывается «сражен» ее величием и красотой. Теперь наступает его очередь страдать, не спать по ночам и в конце концов писать письмо-признание, за которым следует объяснение героев, и вот уже Татьяна дает отповедь Онегину.
Два объяснения
В саду - Онегин:
В гостиной - Татьяна:
И был бы счастлив... сколько мог!
Но я не создан для блаженства.
А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена.
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я поймет;
К беде неопытность ведет.
А нынче! - что к моим ногам
Вас привело? Какая малость!
Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?
Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей...
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
4. Второстепенные герои (столичное и провинциальное дворянство)
Две столицы в романе
Санкт-Петербург
Москва
Светское общество Петербурга отличает царство строгих правил, благопристойность, лицемерие и в то же время сдержанность и аристократизм, отсутствие вульгарности, упорядоченность.
• Татьяна отмечает «порядок стройный Олигархических бесед, И холод гордости спокойный, И эта смесь чинов и лет».
Представители петербургского дворянства, как бы выбрав для себя определенную роль, играют ее в своем кругу:
• Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы;
Тут были дамы пожилые
В чепцах и в розах, с виду злые...
• Неподвижность и нежелание меняться - вот основная характеристика Московского дворянства: «Но в них не видно перемены; Все в них на старый образец...»
• Патетическое отношение к прошлому Москвы (лирическое отступление об Отече­ственной войне 1812 года): «Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою».
• Консерватизм барской Москвы, самодо­вольство московских кузин и юношей:
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки...
Обе столицы с их жителями, порядками и устоями оказываются скучными и утомительными. Ге­рои не находят здесь счастья, а круг общения тяготит их, они остаются непонятыми в этой среде.
Провинциальное дворянство
Основная характеристика - примитивизм. Представители: дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны.
Дядя Онегина
«Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил».
Ларины
«Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины...»; « ...им квас как воздух был потребен».
Мать Татьяны
«Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь - Все это мужа не спросясь».
Гости на именинах Татьяны
Глава 5 строфа 25, 26
«Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков».
«Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов».
«Уездный франтик Петушков».
«И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут».
«На миг умолкли разговоры; Уста жуют. Со всех сторон Гремят тарелки и приборы...»
«.. никто не слушает, кричат, Смеются, спорят и пищат...»
Представители провинциального дворянства лишены душевных движений и духовных ин­тересов. Они невежественны. Для их характеристики использовано не только сравнение с животными, но и «говорящие» фамилии, что еще более усиливает общее впечатление об их примитивизме.
5. Почему герои не находят счастье?
• Конфликт с обществом, в котором живут герои: Татьяна - «Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой». Онегин - «Нет: рано чувства в нем остыли; ему наскучил света шум». Герои не разделяют с обществом, в котором они воспитаны и живут «ни общих мнений,ни страстей».
• Неумение распознать настоящую дружбу и любовь: Онегин потерял веру в искренность любви и дружбы
• Невозможность бороться за свое счастье: Татьяна должна скрывать свои чувства к Онегину, как это было принято.
• Зависимость от общественного мнения, условностей: Онегин идет на дуэль, не может отказаться от вызова из-за страха, что его ославят как труса сплетники.
• Герои не могут найти себя, слиться с жизнью, обрести цель. Законы общества отделяют героев друг от друга.
Все эти причины мешают счастью героев.

2 комментария:

  1. Работа большая... полезная... хорошая помощь... Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Вот это труд!!! Очень интересная и полезная работа!

    ОтветитьУдалить